Литература и религия. Поэзия А. А. Ахматовой

Анна Политова
Литература и религия. Библейские сюжеты в поэзии А.А.Ахматовой

Вера и мировоззрение всегда были самыми важными составляющими жизни каждого отдельного человека и целых народов, ибо это и есть критерий совести, именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту. Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Она формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником творческого вдохновения.
В современном мире недостаток знаний в области религии, отсутствие религиозного воспитания, к сожалению, не редкость. И я, к своему стыду, не смотря на то, что являюсь человеком крещеным, отношусь именно к такой категории «грамотности», что, конечно, стараюсь исправить.  Из-за недостатка знаний в области религии тема духовного бытия и поиска истины часто обрастает фантазиями, искажающими Божественное учение и души людей. Потому наиважнейшей задачей для любого человека является открытие богатства религиозной культуры, стремление узнать путь духовного поиска и самосовершенствования. Литература стала для меня одним из важнейших ключиков к познанию христианской религии. Ведь, как известно, лучшие творения русской прозы, поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки посвящены именно сюжетам Ветхого и Нового Заветов. О тесной связи литературы с жизнью человека, его мыслями и переживаниями, мучительными поисками истины говорят произведения великих мыслителей – Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, М.А.Булгакова, А.И.Солженицына и многих других писателей. Ну а более всего меня привлекла как источник знания поэзия. Ведь именно она легче всего проникает в душу ученика, привнося в неё истины добра, красоты, любви, милосердия. В основу замечательных поэтических творений А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.С. Гумилёва, А.А. Ахматовой и многих других положены молитвы, сказания, сюжеты и притчи великой книги мира – Библии.
В 1920-е годы Анной Андреевной Ахматовой был написан цикл «Библейские стихи», который вошел в сборник «Anno Domini» (название в переводе с латинского означает «Благословение Господне»). Цикл включал три стихотворения: «Рахиль», «Лотова жена» и «Мелхола», в основу которых были положены Библейские сюжеты Ветхого Завета.
Михаил Викторович Ардов - русский писатель, клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбищ писал: «Больше всего написанного на свете Ахматова любила Библию. Она великолепно знала Ветхий и Новый Завет. К цитатам из Писания она часто прибегала как в жизни, так и в творчестве».
Анна Андреевна очень бережно относилась к Библейским текстам, стараясь максимально точно следовать первоисточнику. В то же время ее произведения вовсе не являлись простым поэтическим пересказом Ветхозаветных легенд. Она стремилась не только сохранить и передать мироощущение человека того времени, но и приблизить легендарные истории к современному читателю, подчеркнув психологизм изображаемого сюжета.
Стихотворение «Лотова жена», написанное в 1924г, является пересказом Библейского старозаветного сюжета: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота нарушила строгий наказ не оборачиваться, и была превращена в соляной столб:
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула - и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
(«Лотова жена», 1924г)

Когда собрался Господь уничтожить огнем города Содом и Гоморру, грех которых был велик и тяжел, то Авраам спросил Его, не пощадит ли Он города эти, если найдется там хотя бы десять праведных? Господь сказал: не истреблю и ради десяти. Но и десяти праведных не нашлось в городах сих. А праведного Лота и всю семью его ангелы вывели из города и велели спасаться на горе и не оглядываться, и не останавливаться (Книга Бытия 18:23-33; 19). Так всякая остановка в делании духовном символизирует гибель. Оглянуться назад – погибнуть духовно. И, чтобы безоглядно идти за Христом, возрастая в духе, нужна и вера безоглядная, ибо каждому дается по вере его.
Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского на текст Библии таково: «Господь представляет в пример жену Лотову. Она, обратившись назад, стала соляным столпом, то есть, не удалившись от злобы, осталась при ее солености, сделавшись совершенно злой, и, погрязнув и оставшись во зле, составляет памятник поражения, которое она потерпела. Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее. Никто, - говорит, - в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на смерть и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни»
Лирическая героиня, как мне кажется, понимает это произведение иначе и эта позиция мне более понятна и близка. Я думаю, что она мысленно сравнивает Лотову жену с собой. Женщина захотела оглянуться на то, что мило ее душе. «На площадь, где пела, на двор, где пряла,/На окна пустые высокого дома,/Где милому мужу детей родила». Она не хотела отрекаться от Бога, от веры. Просто не желала уезжать из родного города, любимого дома, где так много добрых воспоминаний. Эта история очень похожа на определенный период жизни Анны Ахматовой. Когда гонения были в самом разгаре, все ее родные уехали, сын был в тюрьме, лишь она одна осталась в России и никуда не эмигрировала. Ей было тяжело, у нее забрали все: дом, сына, творчество. Поздно ночью, она стучалась к своим друзьям с просьбой приютить ее. Но ей многие отказывали. Нет, не потому что приняли сторону советских властей. Потому что боялись за свою жизнь и свободу. Но она не сдалась! Нашлись люди, которые помогли Анне Андреевне выжить в то тяжелое для нее время.
Потому лирическая героиня стихотворения «Лотова жена» в чем-то похожа на Анну Ахматову. Поэтесса писала это произведение в очень тяжелое для нее время. Свою боль, переживания Ахматова отразила в этом стихотворении.
В чем же все-таки заключается именно религиозный смысл данного произведения? Это стихотворение Библейского цикла открывает исповедь души героини, не готовой к пути безоглядному, к самоотречению полному, и является, как бы осознанием в себе слабостей духа жены Лотовой, преступившей слово Божие. Сочувствие же жене Лотовой становится признанием Ахматовой своих слабостей, а такое признание дается душам покаянным. Эта позиция мне очень близка и понятна. Признание собственных слабостей - есть первый и необходимый шаг к воспитанию силы своего духа, для меня это аксиома.
Еще одно стихотворение Библейского цикла «Мелхола» было написано в 1922г, также является сжатым пересказом Библейского старозаветного сюжета:
Но Давида полюбила...
                дочь Саула, Мелхола.
                Саул думал: отдам ее за него,
                и она будет ему сетью.
                (Первая Книга Царств)

И отрок играет безумцу царю,
И ночь беспощадную рушит,
И громко победную кличет зарю,
И призраки ужаса душат.
И царь благосклонно ему говорит:
«Огонь в тебе юноша, дивный горит,
И я за такое лекарство
Отдам тебе дочку и царство».
А царская дочка глядит на певца,
Ей песен не нужно, не нужно венца,
В душе ее скорби и обида,
Но хочет Мелхола – Давида.
Бледнее, чем мертвая; рот ее сжат;
В зеленых глазах исступленье;
Сияют одежды, и стройно звенят
Запястья при каждом движеньи.
Как тайна, как сон, как праматерь Лилит...
Не волей своею она говорит:
«Наверно, с отравой мне дали питье,
И мой помрачается дух,
Бесстыдство мое! Униженье мое!
Бродяга! Разбойник! Пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож,
Увы, на него непохож?
А солнца лучи… а звезды в ночи…
А эта холодная дрожь…»
(«Мелхола», 1922г)
Было у Саула две дочери: имя старшей Мерова, а младшей Мелхола. И взял Саул Давида-пастуха себе на службу (Первая Книга Царств, глава 16). Филистимляне собрали войска свои для  войны против израильтян. И выступил из стана Филистимского единоборец по имени Голиаф, ростом шести локтей и пяди, и ужас охватил израильтян. Обещал  Саул одарить того, кто убьет Голиафа, великим богатством и выдать дочь свою за того. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И послал Саул на поединок Давида. Саул вооружил Давида, опоясал его мечом, но Давид снял все с себя, потому что не привык ходить в этом. Именем Бога Саваофа победил Давид Голиафа, убив его камнем из пращи. И все прославляли Давида, а Саул огорчился и вознамерился убить Давида, безумствуя, боримый злым духом. Но Давид увернулся от копья Саулова. И стал бояться Саул Давида и отдалил его от себя, поставил тысяченачальником, в надежде, что он погибнет в битве. В жены Давиду Саул предложил старшую дочь, как обещал. А Давид сказал Саулу: «Кто я, и что жизнь моя и род, чтобы мне быть зятем царя?» Но Давида полюбила Мелхола – младшая дочь, и когда возвестили об этом Саулу, ему было приятно. Саул думал: отдам ее за него, и она будет ему сетью и рука филистимлян будет на нем. И снова сказал Давид: «я человек бедный и незначительный». И предложил Саул Давиду за сотню убитых филистимлян дочь свою Мелхолу, надеясь тайно на погибель Давида. Еще не прошли назначенные дни, как Давид пошел, и люди его с ним, и исполнил условия Саула. И выдал Саул за Давида Мелхолу (Первая Книга Царств, глава 18). Брак был для Мелхолы неравный, и это ее смущало, задевало ее гордыню. Но любя Давида и узнав, что отец хочет погубить его, Мелхола в минуту опасности предупредила мужа своего. «И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал, и спасся» (Первая Книга Царств, глава 19). После гибели Саула, когда Давид входил в город с ковчегом Господним, чтобы благословить дом свой, Мелхола смотрела в окно и уничижала его в сердце своем. И упрекала, и осуждала его: «Обнажился сегодня перед глазами рабов и рабынь своих, как какой-нибудь пустой человек!» (Вторая Книга Царств, глава 6). И сказал Давид: «Я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и перед служанками, о которых ты говоришь, буду славен». И наказана была Мелхола Господом, ибо не было у нее детей до самой смерти.
Давид является ветхозаветным прообразом Иисуса Христа. Имя «Давид» толкуется у преподобного Максима Исповедника как «уничижение»: «А Господь ради нас облачился в зрак раба (Апостола Павла послание к филлипийцам, 2:7), стал поношением человеков и уничижением людей, преисполненных грехами, но Пастырем добрым, полагающим душу Свою за овец, то есть, за нас (Псалтирь 21:7;  Евангелие от Иоанна 10:11)».
Здесь Давид – царь народа, видящего Бога, а Саул – есть народ, который безумствует, изводимый завистью, будучи не в силах перенести потерю переходящей славы. Давид по воле Господа был помазан на царство вместо Саула, царя, который не исполнил слова Божия.
Мелхола в раздражении называет Давида пастухом, что имеет особое толкование. Давид-пастух защищал паству от льва и медведя, что толкуется, как изгнание человеческой ярости и похоти.
В чем же проступок Мелхолы и за что она так жестоко наказана? Героиня рассматривает свою любовь к Давиду как «бесстыдство» и «униженье». Такая оценка обусловлена прежде всего социальным неравенством: дочь царя полюбила простого пастуха. Это неравенство и становится причиной досады и негодования Мелхолы: «Бродяга! Разбойник! Пастух!». Мелхола чувствует, что влечение плоти помрачает ее «дух», лишает ее воли: «В душе ее скорби и обида, /Но хочет Мелхола – Давида». Мне кажется, что здесь имеет место грех гордыни. Высокомерие духа так же сильно в Мелхоле, как и чувство любви к Давиду. Но Ахматова и здесь сочувствует своей лирической героине. Просто душе ее знакомы судьбы Библейских женщин.
Поэзия Анны Андреевны подтолкнула меня к изучению первой, древнейшей части Библии, и это мой новый шаг к познанию христианской религии и религиозной культуры. Иосиф Бродский писал об Ахматовой: «В разговорах с ней, просто в питье с ней чая или, скажем, водки ты быстрее становился христианином - человеком в христианском смысле этого слова, нежели читая соответствующие тексты или входя в церковь. Роль поэта в обществе сводится в немалой степени именно к этому». Анны Андреевны давно уже нет, но теперь за нее говорят ее стихи, которые помогают читателям становиться «человеком в христианском смысле этого слова». Произведения Анны Ахматовой – это один из ярких примеров важнейшей взаимосвязи понятий литература и религия.