Гибель храма Звартноц

Карин Андреас
(фото: развалины храма в сравнении с его размерами согласно макету, макет храма Звартноц в разрезе, развалины после раскопок, частично восстановленный первый ярус, колонны связанные арками)

Гибель храма Звартноц

Солнце позолотило снежную вершину Арарата, добралось до восстановленных фрагментов храма Звартноц. Здание построили на высоком круглом постаменте, к нему вели семь ступеней. От некогда величественных стен сохранилось лишь основание кольца, в большей части едва достигающее полутораметровой высоты. Яркие летние лучи окрасили древние камни в разные цвета от оранжевого до темно коричневого; осветив орлов – восточного и северного, высеченных на капителях, прошлись по единственно цельной южной арке; заглянули в ризницу; залили светом одиноко стоящие колонны, руины алтаря, купель и всё внутреннее пространство сооружения, оставшегося под открытым небом, и арку, собранную из кусков на земле. Западного и южного орлов ослепительные лучики обласкают позже. Царские птицы распростерли крылья, словно посланцы дневного светила только что сели на столбы и, если прислушаться, можно расслышать шум их крыльев, двое из них смотрят на восток, двое – на запад, кажется их головы поворачиваются к светилу. Зашелестели виноградные листья, обрамляющие гранаты, ожили скорбные лица мастеров, вырезанных на гранях наружной стены. Более четырех с половиной веков их творением восхищались, благославляя искусных резчиков. Злобные люди опрокинули строение, растащили камни, засыпав развалины песком, забыли на тысячу лет. Кто услышит тысячелетнюю боль камней? Кому они расскажут истину?

Установился теплый, скорее, прохладный для Араратской долины летний день, благоприятный в интересах задуманного дела – съемок фильма о гениальном творении раннего средневековья. Забыты яростные споры по поводу восстановления храма в первозданном виде.
Противников оказалось на удивление много. Главным их аргументом, как ни странно, стал финансовый вопрос и слабым дополнением условие включения в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – Звартноц будут восстанавливать из сохранившихся фрагментов, которых осталось слишком мало.

Утром близ храма рабочие сцены установили большую палатку для исполнителей ролей. Накрыли полотнами фрагменты, которые могли помешать съемкам, серую материю натянули перед руинами патриаршего дворца. Съемочная группа приехала к одиннадцати часам дня. Актёры вошли в шатёр, чтобы облачиться в костюмы и загримироваться. Оператор с дроном в руках поднялся по ступеням постамента, запустил устройство, заснял орлов, арку, колонны с капителями.

Переодетые актёры собрались перед лестницей в ожидании указаний режиссера. Пятнадцать мужчин, одетых строго и однотипно в темные – синие или черные, прямые широкие брюки, сорочку длиной до колена того же цвета, перехваченную алой материей; в жилетках, расшитых блестящими нитями, исполняли роли состоятельных людей, чье богатство подчеркивали крупные перстни на пальцах и толстая золотая цепь на шее. Столько же актрис, в легких однотонных платьях до пят, впереди вышитых яркими нитками, играли богатых армянок. На лбу каждой красовались серебряные монеты, грудь украшало ожерелье, талию охватывал пояс под серебро. В высоко поднятых волосах было закреплено прозрачное покрывало, опускающееся ниже плеч. Десять парней и столько же девушек изображали крестьян – юноши надели шаровары и простую рубашку, опоясанную серой узкой тканью, крестьянки стояли в льняных длинных платьях и передниках с неброской вышивкой, из-под цветного платка, покрывающего голову, выглядывала коса.

Десять актеров исполняли роли местных священнослужителей — католикос и трое священников в черном поверх рубах с узкими рукавами надели рясу, шесть послушников в серых одеждах. Глава церкви в расшитой золотом митре поверх одеяния застегнул парчовое покрывало, в руке держал большой жезл. Столько же мужчин, облаченных в белые одежды, поверх туники с длинными, суженными книзу рукавами надели талар, они играли гостей из Константинополя. Среди них выделялся ростом приглашенный актер, выступающий в качестве епископа, возглавившего делегацию, чье одеяние дополняла светло зеленая пенула, поверх нее красовался шарф из блестящей парчи с вышитым крестом и бахромой. Его голову украшала митра, по роскоши не уступающая головному убору католикоса. В руках он держал большой крест.

Мужчина среднего роста, черноглазый брюнет с кудрявыми волосами, чьи виски и непокорная челка поседели, нервно ходил по центру зала. Опытный режиссер словно застрял в тупике:
«Чего-то в этом сценарии о гениальном творении — храме Звартноц, не хватает, — режиссер вздохнул недовольно. — В любом случае, эти сцены снять необходимо. Полдень самое удачное время, не будет лишних теней, компьютерщики смогут добавить недостающие фрагменты здания и интерьера. Ладно, завтра утром посмотрю весь отснятый материал. Может, появится новая и нужная мысль».

Режиссер поднял рупор:
— Все заняли свои места. Напоминаю, миряне свободно растянутой толпой поднимаются к западному входу и проходят в зал. Внутри гуляют медленно, тихо восторгаются капителями и орлами, бросают восхищенные взгляды на алтарь. Там будто бы рассматривают фрески — фильме они будут. Первые вошедшие степенно спускаются по лестнице, задние — спешат к ступеням. Все ждут появления священнослужителей во главе с католикосом и гостем из Константинополя. Рабочие натянули полотно перед патриаршим дворцом. Все обратили взоры в ту сторону. Оттуда к лестнице медленно движется процессия. Мотор!...

Солнце клонилось к западу. Усталые актеры смотрели на режиссера.
— На площадке остаются Аполлон, Тигран и осветители, остальные свободны. Всем завтра быть здесь в то же время. Съемки в полдень.

Группа людей, оставшаяся с режиссером, поехала в Вагаршапат и пообедала в местном кафе. Затем посетила церковь Рипсимэ.
— Тигран, сделай много кадров Рипсимэ и окрестностей, для фильма пригодятся, — режиссер давал указания оператору.
Тигран запустил дрон.

*
Съёмочная группа: актер, оператор, помощники режиссера и осветители, лунной ночью стояла возле колонн в ожидании указаний режиссера.

— Тигран, снимаешь крупным планом лицо Аполлона: синие глаза, рыжую бороду, довольное лицо, высокую фигуру в черной сутане. Про факел в его руке не забудь.
Высокий парень с кинокамерой на плече согласно кивнул.

– Аполлон, факелом освети свое лицо. Затем пойдешь медленно, освещая столбы, станешь рассматривать капители, обойдешь их с радостным лицом, направишься к столбу с орлом, улыбнешься, вернешься в центр зала к купели, осветишь алтарь, представишь себе мозаики и фрески. Компьютерщики сделают изображение.

Актер выполнял все указания режиссера, осветители старались придать эпизоду выразительность, используя минимум освещенности, чтобы сохранить лунный свет, будто проникающий в окна здания.

— На сегодня всё! Остальное дополнит компьютерная графика. Всем спасибо! Уезжаем. По машинам! – режиссер опустил рупор. 
— Мы с Аполлоном заночуем здесь, — предупредил подошедший оператор.
— Хорошо, Тигран, как хотите, но мы приедем к одиннадцати часам дня. Не забудь, наш гость — один из главных героев, должен отдохнуть.
Тигран кивнул. Съемочная группа собрала всю аппаратуру и уехала. Палатку оставили друзьям.

— Наконец, одни, отдохнем от шума и яркого света, выспимся в сакральном месте, — Аполлон потянулся стоя, разведя руки в стороны. — Вдохнем аромат южной ночи, послушаем о чем шепчет библейская гора.
— Аполлон, ты хорошо смотрелся в кадре, очень фотогеничен, имя и внешность соответствуют герою эпохи. Ты родился для этого фильма или пришел к нам из прошлого? – Тигран добродушно рассмеялся. — Ты действительно похож на Аполлона – рыжий синеглазый красавец.
— Ты тоже не обижен природой – зеленоглазый шатен. Я родился крупным и таким, как ты описал, потому родители, не раздумывая, дали мне это имя. Я рад, что вы меня нашли, — Аполлон задумался и через минуту произнес. — Всё ж Звартноц необычный храм – круглый. В Армении были другие круглые церкви? Сохранились или все разрушены?
— Соорудили несколько подобных святилищ, но меньше размерами. Кажется, четыре таких же возвели во времена католикоса Нерсеса III прозванного Строитель. Рядом с Гарни обнаружили только основание ротонды четырехлистной в плане. Архитектор Трдат построил Гагикашен во многом схожий с Звартноцем в городе Ани. Гагикашен рухнул, сохранились лишь фрагменты. В начале прошлого века при раскопках его развалин была обнаружена статуя царя Гагика с макетом в руках, что послужило доказательством тому, как выглядел храм Бдящих сил. Спать хочется, утром поговорим подробнее, — зевнул Тигран, забираясь в палатку.

К друзьям, ночевавшим на природе, утро ворвалось пением птиц. Тигран открыл глаза и раскинул руки.
— Тебе что-то снилось? – заговорил Аполлон. — Я встал рано. Мне снился пожар, злобные монахи, люди бегущие из святилища, охваченные пламенем, как и Звартноц, обложенный дровами. Даже горящий храм был великолепен. Впрочем, огонь лишь освещал первый этаж. Как такая громадина могла рухнуть?
— Официальная версия падения храма из-за подземных толчков несостоятельна. Точных свидетельств землетрясения 930-х годов нет. Интересный факт: археологи обнаружили следы обширного пожара до разрушения. Сон с пожаром и меня беспокоил всю ночь.
— Пожар начался внутри или снаружи?
— Деревянными в нем были двери. Пожар не мог начаться внутри. Свечи всегда ставили в специальные подставки с песком. Перед закрытием церкви священник проверяет есть ли горящие свечи и тушит их. Думаю, так было всегда. Кроме свечей внутри святилища не могло гореть что-то иное. Гениальное творение уничтожили и забыли на целых тысячу лет. Забыли – вот что непонятно и подозрительно.
— Сон или видение приснился нам не напрасно. Без сомнения, храм уничтожили фанатики – слепые исполнители чьей-то воли. Им всё равно какое творение уничтожать. Бездарные всегда ненавидели всё гениальное. Не время засыпало его песком, не время...
 
— Выпьем кофе, хотя он немного остыл, всё ж лучше, чем ничего. Я припрятал абрикосы и немного печеного. Ануш позже привезет нам бутерброды. Может, раньше нее придут сотрудницы музея и накормят нас чем-то вкусным. Ты им приглянулся. Еще не женат? Поклонницы знают где ты? – Тигран подмигнул другу.
— Не знают, — Аполлон рассмеялся. – Всем друзьям и подружкам сказал, что еду в командировку, но не уточнил куда именно. Со мной связи нет. Телефон включаю, когда мне нужно позвонить.

После завтрака друзья вышли из палатки.
— Тигран, ты обещал рассказать подробнее о храме, — Аполлон продолжил разговор.
— Расскажу. Рассмотрим его, вернее, что сохранилось.
— Архитектор выбрал удачное место для Звартноца — фоном служит библейская гора.
— Это место привлекло внимание древних. Во время раскопок обнаружены: основание древнего храма, жертвенник, базальтовый обелиск с клинописью царя Руса II. Найдены: глиняные кувшины III-II тысячелетия до н.э., камень — фаллос. Есть мнение, что это было святилище посвященное богу знаний – Тиру.

Друзья по ступеням поднялись и вошли в зал. Тигран начал свой рассказ.
— Упомянутый мной католикос Нерсес решил перенести свою резиденцию из тогдашней столицы Двина в Вагаршапат (Эчмиадзин) – Двин расположен в 40 км отсюда. На этом участке католикос построил Звартноц и патриарший дворец, его развалины рядом.
На известном тебе холме Хор-Вирап была построена часовня подобная Звартноцу. Может, архитектор проверял устойчивость данной конструкции перед началом строительства. От часовни ничего не сохранилось. 
Мы стоим в центре здания, высота которго доходила до 49 метров, диаметр первого яруса чуть больше 35 м. Внутрь вели пять входов. Интерьер храма выделялся своим декоративным убранством. Первый ярус сооружения – тетраконх (4-х лепестковый план), с колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны, увенчанные капителями, связанные между собой арками создавали кольцо – на нее опирался второй ярус. Алтарную апсиду покрывали мозаики и фрески. Крестильной купели отвели место перед алтарем. За алтарем располагалась ризница, из нее по лестнице поднимались на двухэтажную галерею, расположенную на втором ярусе. Третий ярус — высокий многогранный купол.
Звартноц строили 32 мастера, чьи фигуры были высечены на 32-х гранях наружной стены первого этажа, сохранились только 9 фигур. Каждый из каменотесов оставил на камнях свой знак. Им платили за работу согласно этому знаку. Под одним из портретов читается надпись «Ованес», вероятно, это имя и портрет зодчего святилища. При строительстве здания каменотесы использовали серый, черный, фиолетовый, коричневый и рыжий туф. Чтобы облегчить вес сводов, строители изготовили дутый обсидиан. Кровлю покрыли красноватой черепицей.

Тот, кто не знает символизма, орнаменты и строение здания считает красивым оформлением. Гранаты в виноградных листьях, плетенные корзинки, овны и орлы на столбах, петроглифы, оставленные искусными резчиками, кажутся изящными узорами. Однако Звартноц один из немногих церквей, где мастера сохранили древнейшую дохристианскую символику.

В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское или Духовное Начало, а горизонтальная линия — Материю или Женское Начало.
Представь колонны в движении и мы получаем Колесо Мира – Свастику — символ Солнца. За каждым лепестком стоит столб с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями, все птицы разные. Орёл также символ Солнца.
Звартноц – единственная церковь в Армении, где купель расположена в центре. Данная деталь дохристианская. Купель символизировала полное материальное проявление, когда в ней Духовный Огонь соединялся с водой.
Подобные круглые здания в древности воздвигались не только для культового служения, но и Посвящения самого высокого уровня. Круглые залы назывались Эпоптейи, прошедших в них Посвящение именовали Эпоптами — высшими Посвящёнными.

— Во сне я слышал эти слова из уст монаха со злобной интонацией, — вставил Аполлон.
— В Армении с первых веков христианства до XII столетия существовала большая община христиан — солнцепоклонников, — продолжил Тигран. — В руинах святилища найдены петроглифы гностиков. Зодчие Звартноца могли быть гностиками.

— Если верить сну, который приснился нам обоим, отцы церкви догадывались об истинном назначении сооружения. Как долго и почему церковь мирилась с его существованием?
— На церемонии освящения святилища в 652 году присутствовал византийский император Константин III, восхищался гениальным строением и захотел построить такой же в Константинополе. Однако архитектор умер в пути. Есть легенда, согласно которой зодчий бросился с корабля за борт в морские волны, чтобы не повторить такое чудо на чужбине. С некоторых пор я не верю легендам — они скрывают или искажают истину. Скорее всего, зодчего убили, выбросив в море. За строительством храма следил католикос Нерсес, возможно, поддерживающий гностиков. Для остальных служителей церкви Звартноц был красивым зданием. Официальная Церковь не могла его разрушить, потому что он был построен и освящен как христианский на том месте, где по преданию Григорий Просветитель встретился с царем Трдатом.

— Для нашей Апостольской церкви это «храм святого Григория» во сне сказал монах, — кивнул Аполлон. — Но всё ж, его разрушили.
— Одни выдвигают версию землетрясения разрушившего Звартноц, другие — будто арабы изъяли из несущих стен основные камни, тем самым ослабив конструкцию настолько, что она в конце концов рухнула от собственной тяжести. Хотя арабы восхищались святилищем.
— Может, арабы разрушили его из зависти?
— Тогда как церковь могла забыть о существовании уникального сооружения? Чтобы здание рухнуло, из стен убрали несущие камни. Действительно ли арабы сделали это? Почему не хватает так много камней? Их растащили крестьяне для своих нужд? Кто им разрешил подобное кощунство над христианской святыней? Скорее всего, обломки использовали с целью строительства нового храма. Остатки легче было засыпать песком.

— Почему не воспользовались землетрясением 893 года? Оно ведь было разрушительным?
— Стихия стерла в пыль столицу Двин – погибли семьдесят тысяч горожан. В те годы могли быть субъективные причины. Радикально настроенные священники ждали удобного момента.
— Церковь откладывала свои решения?
— Да, откладывала, но не отменяла — так Васака Сюни объявили предателем через двести лет после событий.
— В чем он провинился?
— Взял у монастырей продовольствие для армии, воюющей против персов. Христианство преемница язычества, поэтому изначально церковь стояла над государством, ведь Верховный жрец был выше царя. Запасы церкви считались неприкосновенными.
— Как же интересы народа?
— Свои интересы церковь всегда ставила выше проблем народа. Гностики боролись против этого.
— Монах сказал: «Они посягнули на самое святое — Институт Церкви».
 
— Как ты думаешь, когда могло произойти это преступление?
— Монах сказал: «Сегодня я получил разрешение опрокинуть нечестивца при первой же возможности» и сразу же привел приказ в исполнение. Думаю, это случилось после того, как Трдат построил Гагикашен в 1010 году. Не искючено, что дождались смерти Трдата, он важный свидетель. У народа после этого было достаточно проблем — два нашествия орд Тамерлана. Выжившие в бойне люди забыли о Звартноце. Руины откопали в начале прошлого века. Есть много желающих выгородить церковь. Серьезных подземных толчков в год разрушения святилища не было, вот и придумали землетрясение 930 года. Сейчас 2020 год, может, всё произошло ровно тысячу лет назад.
— Нас беспокоили пострадавшие?
— Возможно, дух зодчего, якобы бросившегося в море. Полагаю, его дух не успокоится пока все не узнают истину.
— Что стало с погорельцами?
— Вряд ли им позволили уйти – свидетелей в живых не оставляют.
— Убили возле святилища?
— Наверное, среди участников мистерии были местные жители. Скорее всего, всем разрешили уехать далеко отсюда. Их могли убить на дороге, инсценировав нападение с целью ограбления.

— Расскажем режиссеру о наших снах?
— Мне кажется, он не любит менять сценарий во время съемок, — возразил Тигран.
— Но наши сны похожи на реальность. Почему нам обоим снилось одно и тоже? Это не обычные сны, а видения. Храм рассказал нам о начале своего трагического конца. Помоги восстановить подробности увиденного, я расскажу режиссеру.
Аполлон задумался и через минуту добавил.
— Впрочем, есть идея получше: у сотрудниц музея попрошу бумагу и ручку, запишу сон и дам почитать режиссеру.

Съемочная группа приехала к одиннадцати часам дня и начала готовиться к съемкам. Режиссер поднялся по ступеням, Аполлон подошел к нему и протянул лист:
— Прочитайте, пожалуйста, это мне и Тиграну снилось всю ночь.

Режиссер прочитал лист, протянутый ему Аполлоном. Текст взволновал его, он ходил по залу в раздумье:
«Неожиданно. Неужели придется переписать сценарий? Тогда нужно изменить название фильма. К этому сюжету подойдет: «Тайна гибели храма Звартноц». Тигран не рискнул рассказать сон – однажды я охладил его желание дать мне совет».

— Мне нравится идея, — наконец, заговорил режиссер. — Пожалуй, договорюсь о съемках ночью на башне церкви Рипсиме. Друзья, послушайте, что нам прочитает Аполлон.
Режиссер кивнул Аполлону, отдавая лист.

*
Иеромонах стоял на башне крепостной стены церкви Рипсиме. Его взгляд был направлен вдаль — на круглое здание, освещенное луной. Гордый, величественный храм высился на фоне библейской горы.
«Как долго мы будем мириться с твоим существованием – халкедонский центр? Как ты мог устоять после двух разрушительных землетрясений? Землетрясение в 893 году уничтожило столицу Двин, а ты стоишь непоколебим».
Иеромонах обратил свой взгляд на небо и, молитвенно сложив ладони у груди, прошептал:
— Господи, ты ждешь от нас решительных шагов? Испытываешь нашу веру?

Посмотрев по сторонам, мысленно продолжил.
«Зодчий назвал его Звартноц – храм «Небесных Ангелов» или «Бдящих Сил». Какие силы имели в виду мастера — строители? — вздохнул недовольно.
— Для нашей Апостольской Церкви это храм святого Григория, поэтому мы мирились с его существованием и еще потому что прах Григория Просветителя находился внутри святилища. Сегодня я получил разрешение опрокинуть нечестивца при первой же возможности. Молва твердит – дай бог, чтобы это были только слухи, что под покровом ночи, в нем гностики проводят обряд посвящения. Святейший предоставил мне нужные книги, из которых я узнал, что подобные круглые здания – Эпоптейи, в древности воздвигались с целью Посвящения самого высокого уровня. Звартноц не похож на наши традиционные христианские церкви. Он сооружен не ради христианского богослужения. Проводимые службы видимость для несведущих людей. Его основное предназначение — этапы Мистерий Христа-Логоса. Звартноц целиком и полностью гностический».

— Ускорим шаг, нельзя опаздывать на обряд, — послышались голоса.
Иеромонах прильнул к стене, пригнулся. Трое мужчин в черных рясах быстро шли по дороге мимо Рипсиме. Спешившие ускорили шаг — они направлялись в сторону Звартноца.
«Какой обряд совершают в полночь? Мистерия! Так вот зачем сюда прибыли столь важные гости. Остановились в патриаршем дворце в двух шагах от святилища. Видимо, кто-то из них магистр или главного называют как-то иначе? Никто из важных персон не согласился ночевать в гостевом доме Эчмиадзина. Только эти трое для отвода глаз, новички наверно. Пойду за ними. Может, взять с собой еще братьев? Подниму всех, но спешить не будем, нужно быть осмотрительными. Они могут следить за дорогой и осматривать окрестности. Такие мистерии проводятся тайно, случайных людей туда не допускают. — Сложив руки на груди, иеромонах рассматривал здание и местность вокруг.
— Звартноц очень высок, лунная ночь им помощник. Близ него патриарший дворец, вокруг абрикосовые сады и виноградники. Лачуги крестьян за садами. Будем хитрее их».

Монахи в черных рясах вооружившись дубинами пробирались к зданию через сады.
«Вот он Звартноц — трехъярусный, с куполом, Зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение. Внутри горит огонь и слышно пение, языческое пение. О чем они поют? Нет слов, одни звуки — ‘о’ или ‘ом’, звук то понижается, то повышается.
Бог мой, сколько огня внутри!
Они там с факелами или в зале жгут огонь?
В окнах галереи стоят неподвижные фигуры. Следят, чтобы их мистерию не обнаружили. Значит в патриаршем дворце свои люди – гностики и верные им слуги. Гностики посягнули на самое святое — Институт Церкви».
— Сжечь бы их всех, — злобно прошептал кто-то. — Что они там делают в столь поздний час? Оскверняют христианский храм.
— Христианский ли? – усомнился поднявший их иеромонах.

Решение пришло неожиданно.
— Несите к зданию дрова, найдете их у бани, устроим им посвящение, — властно велел монахам.
Монахи рассеялись в поисках дров.
Пение внутри святилища усилилось, казалось, звуки хотели порвать тишину ночи в клочья. Огонь внутри освещал все окна, тени в окнах заметались.
— Они танцуют? – пренебрежительным тоном прошептал иеромонах. — От нашего огня затанцуете быстрее.
Тени в окнах галерей исчезли.
— Быстрее складывайте дрова у стен, особенно много у дверей, — велел иеромонах, ломая ближайшее к нему дерево.
— Двери закрыты изнутри, я пробовал открыть, — сказал кто-то.
— Тем хуже для них. 
В центре зала перед купелью стояли светловолосые высокие мужчины в светлых одеяниях. Магистр стоял на шаг впереди, ближе всех к купели. Их окружали юноши в серых одеяниях с факелами в руках. Все пели.
— Дым заполняет святилище, — встревоженно шепнул кто-то в ухо магистру, — снаружи здание обложили дровами и подожгли.
— Прервать обряд, — магистр поднял руку, пение прекратилось.
Магистр подошел к купели, в ней сидели обнаженные юноши.
— Выходите из купели, делайте как я, — магистр снял одеяние, окунул в купель, отжал и надел на себя.
По его знаку белые одеяния для тех, кто был в купели, полетели в воду.
– Ну что, новички, в воде были, сейчас пройдете сквозь огонь и считайте себя Посвященными. Все сделайте как я — намочите одеяния. Ломайте двери! С факелами в руках попробуем выйти из дверей. Чьи одеяния сухие пусть встанут между теми, у кого — мокрые. Выберемся, они не посмеют убить нас в святилище...
Забрезжил рассвет, дым пожара всё ещё поднимался от стен величественного сооружения, монахи стояли группой возле толкнувшего их на сие деяние иеромонаха.
— Звартноц по-прежнему устойчив – лишь почернели стены, жаль, что двери сгорели, — произнес один из монахов, — я бы забрал одну из них себе.
— Это только начало его конца. Нужно доложить о произошедшем его святейшеству, утром зайду к нему. Возможно, тебе разрешат взять камень из стены, если проявишь должное рвение. Учту и твою заслугу за прошедшую ночь, — заверил иеромонах.
*

Съемочная группа взорвалась от негодования.
— Кто это написал?
— Этого не могло быть?
— Как же так?
— Это возмутительно! – громче всех кричал актер переодетый католикосом в соответствующем одеянии, головном уборе, огромным бутафорским крестом на груди.
— Вы позволите? — Аполлон обратился к режиссеру.
Режиссер кивнул одобрительно.
— Полагаю, не все в курсе, что мы – я и Тигран, ночевали здесь. Записи не наши выдумки, — начал Аполлон. – Эти видения преследовали нас всю ночь. Или вы считаете, что кто-то провел над нами сеанс гипноза?
— Знакомый археолог рассказывал, что они обнаружили следы обширного пожара до разрушения храма, но я ему не поверил, — громко заметил высокий актер в костюме богатого армянина.
К Аполлону присоединился Тигран и обратился к толпе:
— Как разрушился храм?
— Все знают, что Звартноц разрушило землетрясение! – мужчина крикнул из толпы.
— Вы имеете в виду землетрясение 930-х годов? Достоверных сведений об этой катастрофе нет. А во время разрушительного землетрясения 893 года, уничтожившего столицу Двин, гениальное сооружение устояло. Архитектор Трдат в тысячном году в городе Ани построил Гагикашен подобный Звартноцу. Там же найдена статуя царя Гагика с макетом Звартноца в руках. Откуда Трдат мог узнать, как выглядел храм, если родился в 950 году?
— Трдат видел здание целым, — вставил Аполлон. – Кстати, на барельефах церкви Сен Шапель в Париже есть макет Звартноца. Сама церковь возведена в 1242—1248 гг. Там помнили о гениальном творении, а в Армении на тысячу лет забыли о нем. Как такое могло случиться?
— Очевидно, кто-то побывал в Ани, — ответил католикос.
— Все даты можете проверить в здешнем музее в нескольких метрах отсюда, — добавил Тигран.

— Церковь не разрешит ночные съемки с башни Рипсиме, — заявил католикос.
— Я передумал, — режиссер поднял руку, прервав прения. — Нам не нужны эти съемки. У нас достаточно кадров Рипсиме при ночном освещении, башню построим в студии. Так будет правильнее – башня должна быть новой. Все займите свои места.
Режиссер подошел к купели.
— Интересно, сколько человек здесь поместится: четыре или пять? Считаю, что число участников мистерии должно быть сакральным, наверно, двенадцать верная цифра. Пусть новичков будет пятеро, — согласно привычке, размышлял вслух и взял рупор у помощника. – Мотор!
*

Источник: Э. А. Мирзоян – «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья»

***
Талар — похож на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько просторный, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов.
Пенула – элемент одежды вроде пончо – без рукавов завязывалась спереди или надевалась сверху с отверстиями для рук.
Тетраконх — в средневековой Армении древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Халкедонский Собор был созван с целью обеспечить религиозное единство. Сторонников решений Собора называли халкедонцами. Католикос Нерсес был халкедонцем. Армянская церковь отказалась принять решения Халкедонского Собора.
***

Рассказ написан 19 января 2017 года в надежде, что он сбудется.