Ч. 17 Нашли покой на дне океана. Покоя нет

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/01/18/1370

В 1942 году война в Атлантике обострилась. Совершенствовались не только тактика, но и вооружение, средства надводного и подводного обнаружения кораблей, средства радиосвязи, строительство подводных лодок и кораблей противолодочной обороны.

Следует заметить, что талантливые немецкие инженеры и учёные совершили прорыв в области вооружений, и наше великое счастье, что фашисты не успели в полной мере воспользоваться их достижениями.

Самой главной ценностью, за которой охотились после войны американская, британская и советская разведки были эти люди. Одним из таких учёных был профессор Гельмут Вальтер, создатель двигательной установки для подводной лодки, намного опередившей своё время.

Созданные по его проекту десять подводных лодок не успели принять участие в войне, они были затоплены экипажами в 1945 году, но даже одно из его изобретений - устройство для работы дизеля под водой (шноркель), именуемое у нас РДП, резко увеличило дальность плавания под водой.

После войны он и его сотрудники попали в руки британской разведки и были вывезены в Англию. Англичане подняли одну из вальтеровских подводных лодок, восстановили её, затем построили ещё две такие же, но потом отказались в пользу ядерной двигательной установки.

Гельмуту Вальтеру и его коллегам разрешили вернуться в Германию в 1948 году, потом он эмигрировал в США. Работал в научно-исследовательском центре. Затем основал в Киле компанию, построил гражданскую подводную лодку «STINT», умер в 1980 году.

Немцы не только создали подводную лодку с невероятной по тому времени подводной скоростью, но и работали над подводным стартом ракет. Они вооружили баллистическими ракетами V-2 шесть подводных лодок.

 Кстати, немецкие моряки производили пуски ракет, но не V-2, разумеется, а просто реактивных снарядов, с одной из шести «малюток», которые доставили на Чёрное море.

Изготовление вальтеровских подводных лодок было крайне сложным, что крайне замедляло их строительство. Жизнь заставляла иметь большое число подводных лодок, поэтому немцы продолжали строительство дизель-электрических подлодок, но с улучшенными характеристиками.

Во второй половине 1942 года немецкий военно-морской флот стал ежемесячно пополняться тридцатью новыми подводными лодками. Позже немцы прекратили строительство надводных кораблей и строили только подводные лодки.

Схватка между немецкими подводными лодками и англо-американскими противолодочными силами приняла исключительно ожесточённый характер. Если исход войны с Советским Союзом для фашистской Германии решался на суше, то исход войны с Англией и США для неё решался на море.

Физическое и моральное напряжение экипажей подводных лодок было таким, что немецкое командование оказалось вынужденным отзывать подводные лодки после двух-трёх атак в базу для отдыха людей. Не меньшее напряжение испытывали и экипажи транспортов и кораблей охранения. В штормовую погоду доставалось всем полной мерой.

Подводная лодка U-701 под командой капитан-лейтенанта Хорста Дегена приняла участие в трёх волчьих стаях, потопила 9 судов и 5 повредила. Удачам пришёл конец, когда 7 июля 1942 года её обнаружил самолёт противолодочной авиации  «Lockheed A-29 Hudson» в районе мыса Хаттерас.

Пилот самолёта лейтенант Гарри Кейн сбросил три глубинные бомбы, две из которых поразили подлодку. Глубина, где лежала на дне подводная лодка, была небольшой, 35 метров, потому лётчики её и увидели.

Командир  подводной лодки и ещё 16 человек, находившиеся в центральном отсеке, всплыли на поверхность через рубочный люк. Через полчаса вышли на поверхность через люк загрузки ракет в носовом отсеке ещё 18 человек.

Никаких средств спасения не было. Вода была тёплой, но дул свежий ветер, который развёл сильное волнение. Моряки гибли один за другим. Течение относило их от берега всё дальше и дальше. Двое суток они находились в воде, подбадривая друг друга, когда их заметили с разведывательного дирижабля.

С него сбросили резиновый плот, в котором находились вода и продукты. Три моряка нашли в себе силы забраться в резиновый плот. Потом они увидели командира лодки, Он плавал, но был уже без сознания. С огромным трудом подводники втащили капитан-лейтенанта на плот.

Самолёт-амфибия береговой охраны приводнился около плота и немецких подводников перенесли на борт самолёта. Затем амфибия подобрала ещё трёх человек, которых волны разметали на расстояние пяти миль друг от друга. Они находились на расстоянии 90 миль от места гибели подводной лодки.

Как только  спасённые смогли говорить, их допросили. Но Деген и другие члены экипажа промолчали о том, что занимались минными постановками. Потом на их минах подорвались четыре американских корабля. До конца войны они пробыли в лагере для военнопленных, а в 1946 году им разрешили вернуться в Германию.

Подводную лодку обнаружили любознательные американские ныряльщики, и, естественно, стали снимать с неё всё, что смогли. На фотографии снято то, что осталось от U-701.

Не только англичане были такими везучими, что сумели добыть «Enigma». Служба немецкой военно-морской радиоразведки, которая занималась перехватом и анализом радиопереговоров англичан, тоже сумела найти ключ к секретным английским кодам. 

Теперь немецкое военно-морское командование получило возможность знать местонахождение конвоев противника. Но для немцев атаки конвоев стали небезопасными.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/20/1315