Эпизод - свидетельство очевидца

Валерий Хатовский
    Из "Коричневой тетради" (воспоминания отца моей жены)

 Помню процесс «Дело Бейлиса» в 1912 году. Мракобесы, чтобы учинить очередной погром над евреями, сфабриковали дело. Для этого убили христианского мальчика и приписали это еврею Бейлису, рабочему кирпичного завода в Киеве. При этом, согласно шуму, поднятому в газетах, такие убийства совершаются евреями ежегодно, чтобы примешать эту кровь к маце при выпечке.  Был громкий процесс, съехались лучшие защитники со всего мира, в защиту выступили иностранные и русские писатели, помню имена: Владимир Короленко, Максим Горький, Леонид Андреев, Александр Блок. Бейлиса оправдали, нашли истинного  убийцу – это была  пьяница-мать того мальчика. Оправдали всё еврейство.
   
   Помню в каком страхе мы жили, ждали еврейских погромов.  Синагоги были полны молящимися, даже дОма боялись громко говорить, страх смерти висел над нами. Говорили, что вечерами в нашем городке черносотенцы ходили по неевврейским домам, ходили и по ближайшим деревням - распределяли, кто на какой улице будет орудовать.  Жители  деревень были закреплены за улицами - кому где грабить, ломать магазины, бить окна, рвать перины… Кто, как и я, пережил бандитизм во время гражданской войны и еврейскую резню, тот поймёт. До сих пор перед глазами встаёт изба моих тёти и дяди после погрома в соседнем местечке Щедрин 1919 году. Я примчался туда через несколько часов - вся семья убита, всё в крови, на полу отрезанные головы...  Именно после этого я вступил в местный отряд ЧОН.
 
       Вот и тогда, в 1912-м многие  воодушевились - а почему бы не грабить соседей, не убивать, не насиловать молодых девушек и женщин, если ВСЁ ДОЗВОЛЕНО! Ведь погромщиков поддерживала царская власть. Правда, полицейский  пристав был человек лояльный, но ведь он всего лишь пристав...
 
   Евреи готовились к обороне, возчики заготовили оглобли, мельники – топоры, сапожники-ножи, мы с отцом и братьями приготовили дубовые колья с толстыми концами. Каждый думал,  как бы подороже продать свою жизнь.
 
   
   Вдруг чудо, Бейлиса оправдали, радости нет конца. Кто-то-то из соседей опечален, но многие радуются вместе с нами, поздравляют. И вот является один крестьянин из деревни Козловка,  Аниська его звали, ставит на стол штоф водки и говорит отцу: Брат Гилер, у меня сегодня праздник, давай будем пить!  Отец удивился – он знал, что Аниська  – бедняк из бедняков, детей уйма, много раз приходил: подохла лошадь. Папа его выручал, своих денег не было - отдалживал у соседей и давал Аниське взаимы 15-20 рублей купить лошадь. Ведь не запашешь во-время – без хлеба будешь, помрёшь с голоду!
   
   На вопрос, что за праздник? - следует ответ: «Бейлиса оправдали!». Отец ему - ты-то при чем, это  мой праздник! Тот как закричит, стукнул по столу, стаканы полетели, только штоф устоял: Как это твой! Я был закреплён на твоей улице грабить, теперь избавлен от этого! Ты же мой лучший друг, сколько раз спасал от голода! Как же это так… Еле успокоили.