Волга за пазухой

Эрик Аспиров
     - Здравствуй, Мансар абый*!
     - Здравствуй, Нурия! Что, пенсию мне принесла?
     - Да. Вот, пересчитай и распишись.
     - Потом пересчитаю. Сколько в этот раз? 
     - Пятнадцать тысяч.
     - Ровно пятнадцать?
     - Да, ровно. У тебя хорошая пенсия, Мансар абый! Многие зарплату столько не получают...
     - Хорошая, говоришь? Ну, ну… Три тысячи – за квартиру, три тысячи – на лекарства, еще тысяча – за телефон и телевизор. Сколько еще осталось?.. Но, не будем об этом… Идем, лучше, я тебя чаем угощу с конфетами – столичными. Сын со снохой и с внуком приезжали, они привезли. Вот, несколько штук специально приберег для тебя.
     - Спасибо, конечно! Только… как-то неудобно, Мансар абый…
     - Ты брось у меня такие вещи говорить! Пенсии всем раздала? Раздала! Тогда имеешь полное право посидеть, передохнуть. Скоро и жена должна прийти с работы. Ей еще два года осталось, потом нам обоим будешь приносить пенсии. Садись, садись! Я как раз историю одну вспомнил, связанную с пятнадцатью тысячами, послушаешь. Тебе чай с молоком или без?

     - ...Тогда я возвращался с предпоследнего киносеанса пешком. Идти до общежития было прилично - шесть-семь остановок. За билет в кино отдал последние сорок копеек, и не осталось даже  трех копеек на трамвай. Стояла середина осени, и было уже темно, несмотря на не совсем еще позднее время. И стало еще прохладнее, чем вечером – перед сеансом кино. На мне была лишь тоненькая хлопчатобумажная рубашка и поверх нее – куцый пиджак – универсальная студенческая одежда на все времена года, если столбик уличного термометра не опускался ниже отметки минус десять градусов. …Или минус двадцати. Добежать от общежития до учебных корпусов института, можно было за пятнадцать минут, и не замерзнуть.

     Я ускорил шаг, чтобы не продрогнуть. (Кстати, в кинотеатре было тоже не жарко). И в этот момент, сквозь уличные шумы и рев проезжающих машин, услышал знакомый свист. Среди всех моих друзей и знакомых мог так свистеть только один человек – друг детства Кашиф. Собственно, свистом это нельзя было назвать. Это было что-то между свистом и громким шипением. Так в деревне делали бабки, гоняя гусей к водоему или выгоняя бессовестных кур из огорода. В далеком детстве Кашиф часто прибегал под окна нашего дома и так же звал меня на улицу играть.
     Обернувшись и не заметив никого знакомого в радиусе пятидесяти шагов от себя, я опять ускорил шаги. «Послышалось»,- подумал я, пожав плечами. Кашиф учился в медицинском. Институт и общежития будущих медиков находились совсем в другой стороне города. Соответственно, было маловероятно, что друг мог находиться где-то рядом. Но свист-шипение повторилось еще и более явственно. Я обернулся вновь и тут увидел человека, похожего на моего друга, выглядывавшего из двери какого-то заведения. Он улыбался во весь рот и призывно махал мне рукой.
     Сомнений не осталось, это был Кашиф. Я повернул назад и так же быстро зашагал к другу, с которым не виделись уже почти месяц. Подойдя ближе, увидел, что Кашиф выглядывает из дверей кафе «Пельменная», где мне приходилось пару раз пообедать. Откровенно говоря, это была обычная столовая с соответствующим дешевым ассортиментом блюд. И было не понятно, из каких таких соображений советские чиновники от общепита наградили банальное заведение многообещающим статусом.

     Кашиф гостеприимно провел меня вовнутрь. В кафе едва горел свет, было тепло и людей в нем не было. И вкусно пахло едой.
     - Что ты здесь делаешь? – удивленно спросил я.
     - Как, что?!- нарочито удивился в свою очередь Кашиф. – Работаю.
     - Кем?
     - Я – директор этого кафе!- пафосно ответил на это Кашиф. – Точнее – ночной директор. Видишь, я здесь самый главный, потому что никого больше нет. И не будет до утра, пока не придут повара и заведующая производством.
     Кашиф насмешливо проследил за моей реакцией на свои слова.
     - Ну, ладно, только тебе скажу, охранником я тут,- признался он тут же, продолжая улыбаться.
     - И давно ты тут директором?- подыграл я другу, словно не услышав его последнего признания.
     - Две недели уже, работаю через день. Кормят бесплатно, еще зарплату дают!- продолжил весело тараторить Кашиф и, спохватившись, спросил,- Кушать хочешь?
     Не дожидаясь ответа, он тут же ушел в какой-то закуток и возвратился через несколько минут, держа в руках большую тарелку, с дымящимися в ней пельменями горкой.
     - Иди, мой руки и садись за стол,- скомандовал будущий медик, а по совместительству директор-охранник, - я пока остальное принесу.

     Когда я, помыв руки, вернулся, на столе появились еще две тарелки с аппетитными салатами.
     - Кажется, чего-то не хватает?- приговаривал Кашиф, по-хозяйски оглядывая стол. И обратился ко мне,- Ты тоже так думаешь?
     - По-моему, стол – царский!- честно ответил я. У меня уже текли слюнки.
     - А по-моему, не хватает выпивки!- возразил мне друг. – Пиво хочешь?
     - Мне потом пешком до общаги пилить,- ответил я на это, вспомнив, что у меня нет денег даже на проезд, - а тебе работать до утра.
     - Ерунда, дойдешь!- сказал, как отрезал Кашиф. – На тебе рубль, сбегай в соседний ресторан, улыбнись там буфетчицам на все свои тридцать два зуба и купи у них две бутылки пива. Если дадут сдачу, можешь оставить их себе. Я бы сам сбегал, но пост бросить не могу. Нельзя!

     Буфетчица в ресторане оказалась упитанная и добродушная тетя, мне особо и улыбаться ей не пришлось. Видимо, она меня пожалела за мою худобу и за озябший вид, и без разговоров выдала две бутылки с пенным напитком. И даже сдачу дала – шесть копеек – на две поездки в трамвае.
     - Ты, давай, начинай кушать,- предложил Кашиф, аккуратно разливая пиво по стаканам.
     - А ты сам? – спросил я.
     - Я уже перекусил немножко еще до тебя, и пока не хочу есть.
     Меня дважды просить не пришлось, и я набросился на пельмени, запивая их бархатистым пивом, которое закусывал в свою очередь изысканными салатами.
 
     - Ты неплохо устроился тут! – сказал я, наевшись и слегка захмелев, потягивая из стакана остатки пива.
     - Это еще что, ты не застал меня два часа назад!- загадочно ответил Кашиф. Видно было, его буквально распирало от какой-то тайны.
     - А что было два часа назад?- заинтересовался я.
     - А то, быть может, я был самым богатым человеком в городе!
     - Как так?!
     - Вот этими руками я держал пятнадцать тысяч рублей!- Кашиф поднес раскрытые ладони близко к моему лицу, словно там должны были сохраниться следы денег.- Знаешь, как приятно ощущать такую кучу денег в руках?!
     - Не может быть!
     - Клянусь! Честное комсомольское! Честное – пречестное!
     - Это же дофига!.. Откуда у тебя такие деньги?! – я вытер со лба внезапно выступивший пот.

     Кашиф с важным видом откинулся на спинку стула.
     - Заведующая производством дала дневную выручку кафе… Чтобы я отвез их в банк. И еще рубль дала на такси.
     - Ух, ты!
     - Только я не стал такси ловить. Дурак что ли, рубль просто так отдавать, когда можно дойти до банка пешком за полчаса?! Даже в автобус не стал садиться, чтобы не разменять рубль. Сунул сумку с деньгами за пазуху пиджака и - вперед! Лишь доходя уже до банка струхнул чуток – район незнакомый, начало уже темнеть. Думаю, не дай бог, местная шпана унюхает, что у меня за пазухой целая «Волга»!.. За всю свою жизнь не смог бы расплатиться потом.
     - Три новеньких «Волги»! – поправил я Кашифа, быстро посчитав в уме.
     - Я уж по ценам «Черного рынка» считаю,- ответил он,- где же вечером купишь новую «Волгу» по госцене?!

     По правде говоря, окажись тогда у Кашифа или у меня настоящих пятнадцать тысяч рублей, вряд ли бы мы смогли купить на них хотя бы старенькую «Волгу». Помнишь ведь, наверное, в магазинах автомобили тогда не продавали, а где находятся «Черные рынки» - понятия не имели. Но это не помешало нам до половины ночи рассуждать о красивой жизни, которая открылась бы, будь у нас такие деньги. В итоге, я ушел от друга до своего общежития пешком, потому что трамваи к тому времени уже перестали ездить…

     - А где сейчас твой друг?- спросила Нурия, отхлебнув из чашки  остывший чай.
     - После окончания учебы ни разу с ним не встретились,- ответил Мансар, ставя чайник на плиту разогреться.- От кого-то слышал, что он стал начальником районного «Роспотребнадзора», живет с семьей в трехэтажном коттедже под Казанью, ездит на дорогущей иномарке…  Давай, тебе долью погорячее!
     - Спасибо! Говорят: «Деньги идут к деньгам», Мансар абый!
     - Ты думаешь, что тот случай с деньгами моему другу как-то помог?- Мансар задумчиво посмотрел на собеседницу.- По-твоему, если бы я тоже тогда подержался за ту толстую пачку денег, жил бы сейчас совсем по-другому?! И ты пила бы со мной чай в моем трехэтажном особняке?
     - Вот в последнем я сильно сомневаюсь,- сказала почтальонка, откусив новую конфету и запивая ее горячим, как уголь, чаем.- Я в такие дома тоже ношу пенсии, но ни разу их хозяева пить чай меня не приглашали,- ни с конфетами, ни без.
    
    
       * Вежливое обращение у татар к старшему по возрасту мужчине.