История жизни друга-коллеги Виктора Г

Александр Смирнов 83
Далеко идёт тот, кто мягко ступает.

Китайская пословица

Виктор Г. 1933 года рождения, появился на свет в небольшом украинском городке Волноваха. Его отец работал директором школы, мать – фармацевтом. Отец отличался порядочностью, был принципиальным сторонником коммунистической идеологии. В подтверждение этому приведу пример из его жизни. Когда его семье предложили квартиру, он отказался её принять, считая, что есть более нуждающиеся в ней, чем его семья, которая может жить в школе. После окончания школы Виктор поступил в Киевский политехнический институт и после его окончания в 1956 году был направлен на работу в наше предприятие. С Виктором я впервые познакомился во время командировки в городе Пенза, где мы в составе бригады специалистов нашего предприятия учились на курсах по освоению ЭВМ «Урал-1». После окончания учёбы мы практически на протяжении всей трудовой деятельности работали бок о бок друг с другом по одному направлению работ – внедрение средств вычислительной техники и автоматизированных систем обработки данных. Не могу сказать, чтобы мы были закадычными друзьями, так как имели разные характеры и отличающиеся интересы. Однако мы были близкими приятелями, поддерживали друг друга в проблемных ситуациях и твёрдо могу заявить, что не только никогда не предавали друг друга, но и не конфликтовали и не доставляли друг другу каких-либо неприятностей. Напротив, всегда и он мне, и я ему оказывали посильную поддержку. Тесная дружба, помимо отмеченной причины, не состоялась также потому, что моя жена Валя и Нелли, жена Виктора, не стали подругами, у них были слишком разные характеры. В общем, мы с Виктором были намного более дружны, чем Валя с Нелли. Игорь, первенец Виктора и Нелли родился в 1960 году. Спустя несколько лет у них родился второй сын, Вадим, который своим заботливым, душевным характером, успехами в карьере вполне оправдал их ожидания. Не меньше удовлетворения принёс и внук Денис. А что может больше порадовать родителей, бабушек и дедушек, как не благополучие и успехи их детей и внуков?

В отличие от бурной жизни семьи моего друга-однокурсника Виктора Д., жизнь семьи второго Виктора была намного более плавной и спокойной. Нелли всю жизнь проработала в плановом отделе опытного завода предприятия, Виктор последовательно и целеустремлённо проходил ступени своей карьеры. У Виктора была одна особенность: он не мог сразу врубиться в суть вопроса, ему часто требовалось время на обдумывание. Но зато у него присутствовало колоссальное трудолюбие, усидчивость, тщательная проработка проблем, которые с лихвой компенсировали этот недостаток и позволяли достигать впечатляющих результатов: научные достижения, учёная степень, звание лауреата Госпремии. Такую же основательность он проявлял и домашних хозяйственных делах. Так, ремонты в квартире, кроме громоздких строительных и сантехнических, он выполняет сам, причём с особой тщательностью, зачастую переделывая уже сделанное, сроки ремонта при этом затягивались надолго. В отличие от меня, Виктор тщательно следил за своим внешним видом. Он всегда был модно одет, подтянут, он как-то законсервировался: в молодые годы он выглядел старше своих лет, в пожилые годы – моложе. Уже в почтенном возрасте он выглядел молодцом и трудился на предприятии до своей кончины, занимаясь своей любимой работой.

На протяжении всей жизни он всегда основательно занимался каким-либо видом спорта: регулярно играл в теннис, бадминтон. Но эти виды занятий требовали присутствия партнёра, а желающие не всегда находились. Поэтому в дальнейшем ему пришлось переключиться на плавание. Затем он пристрастился к зарубежным туристическим путешествиям. Началось это с выигрыша бесплатной путёвки в одной из лотерей, проводимых на выставках по туризму. Он вложил в барабан свою визитку, ему крупно повезло, его визитка оказалась везучей. И так произошло 3 раза, с использованием некоторой хитрости, наподобие изображённой в сцене выборов христовой невесты в фильме «Праздник святого Иоргена». Начав с этих недорогих путешествий, так как за билеты на самолёт всё-таки пришлось платить, он пристрастился к зарубежным путешествиям и уже с помощью сына Вадима, который работал одно время в авиакомпании «Трансаэро» и имел право на бесплатные билеты для близких родных, совершил множество вояжей в разные страны. Молодец! Тем не менее я неоднократно выговаривал ему за то, что он никогда не вёл дневников во время этих путешествий, не изучал истории стран, куда ездил, не знал даже по минимуму языки, что не позволяло общаться с туземцами. А из этих записей вполне могло выйти интересные путевые заметки. Я, например, во время единственной зарубежной поездки в Венгрию немного познакомился с историей венгров, а также составил русско-венгерский разговорник, который позволял мне обращаться по житейским вопросам к продавцам магазинов, аптек, гостиниц. Я описал своё посещение Венгрии в одной из глав своих воспоминаний.

Намного удачнее меня Виктор выступил во взаимоотношениях с финансовыми пирамидами, когда он, проявив сноровку, сумел получить неплохие дивиденды в компаниях «Светлана», «Гермес-финанс», в то время как я чуть-чуть зазевался и растерял свой доход, полученный вместе с ним в известных пирамидах МММ и Селенге. Нелли ни разу не ездила по туристическим путёвкам, она интересовалась совсем другим: она всерьёз интересовалась православной религией, в составе паломнических групп посетила несколько монастырей, усердно читает религиозную литературу. Мы являлись и до сих пор являемся оппонентами с Виктором и Нелли в части политических пристрастий: если мы были непримиримыми противниками Ельцина и его камарильи с самого начала его карьеры, то Виктор и Нелли – непременными сторонниками Ельцина и противниками КПРФ. Впрочем, это не мешало нам сохранять тесные деловые и дружеские отношения.

Но вернёмся к делу. До 1972 года Виктор был моим непосредственным руководителем, будучи начальником лаборатории, а я – его заместителем. Лаборатория была очень большая, разноплановая, с численностью персонала намного больше ста человек. К тому времени он в течение семи лет работал над диссертацией и продолжал её дорабатывать. Я чувствовал, что с его кропотливостью это может затянуться надолго, и для него могло закончиться затруднениями в последующей защите. Ведь в смежных организациях готовились диссертации на аналогичную тему, и он мог опоздать. Я вызвал его на разговор и предложил освободить его от текущей работы в лаборатории, взяв её на себя, чтобы дать ему возможность сосредоточиться на быстром завершении диссертации, предложил свою помощь в вопросах, которыми он не вполне владел. Он согласился, успешно защитил диссертацию, после чего провёл реорганизацию лаборатории, разделив её на две. Виктор возглавил лабораторию автоматизации научных исследований, вторая лаборатория под моим руководством стала заниматься внедрением и эксплуатацией вычислительной техники. Спустя пару лет ему было присвоено звание лауреата Государственной премии, он это заслужил, в чём-то я ему помог в этих вопросах.

В 1982 году наш расчётно-теоретический отдел по указанию директора был разделён на два, причём лаборатория Виктора должна была войти в вновь создаваемый отдел, руководить которым поручили мне. Виктор, видимо посчитал зазорным идти в моё подчинение, в то время как ранее я почти всегда был у него в подчинении, поэтому обратился ко мне с просьбой оставить его лабораторию в составе старого отдела. Он, однако, мотивировал эту просьбу тем, что мой отдел должен заниматься преимущественно эксплуатацией технических средств, а его лаборатория - разработкой новых систем автоматизации. Я понимал его состояние и пошёл ему навстречу, хотя позже пожалел об этом, так как по делу этого не следовало делать. К тому же у меня была проблема с назначением своего заместителя, для этой должности он подходил лучше всех. Вскоре после этого он попал в непростую психологическую ситуацию, я старался, как мог, помочь ему преодолеть её. А в 1992 году Виктор неожиданно уволился с предприятия и вошёл в штат только что открывшейся товарно-сырьевой биржи «Конверсия». После её закрытия в 1993 году ему с трудом удалось вернуться на предприятие где он и проработал ещё 22 года, занимаясь с большой результативностью своим любимым делом. Хотя мы оказались волею судьбы снова в разных отделах, мы нашли общие интересы и вполне успешно контактировали. В общем, Виктор для меня всегда являлся близким товарищем, с которым приятно общаться, делать общие дела, который способен на понимание моих проблем и оказание помощи в их решении. С его преждевременной кончиной я почувствовал, что как-будто потерял часть самого себя.

РS: Коллега Виктора Борис, работавший в нашем отделе сочинил на него эпиграмму следующего содержания:

Погубитель дев Марий
Положительный Гамий,
Ради них хотя бы будь
Отрицательным чуть-чуть!