Саимэ. очерк 1

Пономарёв Майский
Краткое изложение становления, деятельности и достижений САИМЭ в области механизации сельхозпроизводства.

Подборка выполнена руководителем отдела тракторов Осиповым О.С. ( см. фото)
 

20 лет своей трудовой деятельности из 45-ти
я провёл в стенах этого института

Предполагаю, что среди читателей сайта найдётся несколько любознательных, которым покажется интересным узнать, какие устройства надо придумать, изготовить и грамотно применить для превращения хлопкового семечка в рубашку.



                ОЧЕРК 1

История механизации земледелия Средней Азии неразрывно связана с деятельностью Узбекского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства. До начала механизации процессов подготовки почвы под посев и другие операции дехкане пользовались примитивными орудиями труда, такими как омач, мала, кетмень и урак. Земля вспахивалась от 2 до 4 раз омачом, увеличивая каждый раз глубину рыхления, столько же раз бороновалась и заглаживалась. Бороной служило примитивное орудие «дандено», а для заглаживания пашни применялась тяжелая доска-мала. Посев всех культур проводился вручную.
В 1910 году в Узбекистане насчитывалось 135 тысяч омачей, 1100 железных конных плугов, 137 железных борон и 12 сеялок. Для тяги этих орудий использовались волы, лошади, верблюды и ослы. Это количество орудий должно было обслуживать 423 тысячи гектаров земли. При такой оснащенности нельзя было и мечтать о высоком уровне производства хлопка и других культур. Применение европейских почвообрабатывающих орудий показало слабую их пригодность для местных тяжелых почв с высоким удельным сопротивлением. Рабочие органы быстро изнашивались, а стойки и рамы гнулись. Даже обычные молотилки не справлялись с обмолотом пшеницы из-за необычной прочности сцепления с колосом.
В 1910 году Туркестанское общество сельского хозяйства выступило с инициативой организации машиноиспытательной станции для определения пригодности завозимой сельхозтехники и создания такой станции под Ташкентом вблизи границы орошаемой зоны и богарных земель в имении Капланбек. Станцию возглавил известный специалист того времени по сельскохозяйственной механике Д.Д.Арцыбашев.
В ходе работы подтвердилась необходимость проведения серьезных исследований в области агротехники возделывания сельскохозяйственных культур в местных условиях, значительно отличающихся от европейских.
В 1914 году на станции создается агрономический отдел. Были сделаны первые шаги по изучению связи технологии обработки почвы с урожайностью, испытанию молотилок и других орудий для возделывания и обработки сельхозкультур и экономической оценки применения новых орудий.
В результате выяснилось, что испытания орудий без знания агротехники возделывания сельхозкультур ничего дать не могли. Неясно было, что представляли собой и почвы в разных регионах Туркестана. В первые годы становления станцию возглавил видный инженер-агроном, окончивший два высших учебных заведения, Казанский Б.Г. В тяжелые годы (1917-1921) он сумел сохранить основное имущество станции и стал инициатором механизации хлопководства Узбекистана. Машиноиспытательная станция вместе с хозяйством в 1918 году перешла в ведение Народного Университета (впоследствии Туркестанского и Среднеазиатского государственного университета). Небольшой участок поливной земли (12 га) и богарной (30 га) станции перешли в распоряжение института машиноведения, организованного профессором Михаилом Моисеевичем Якубом при университете. Он был одним из способных учеников академика В.П.Горячкина - основоположника земледельческой механики. Приехав в Ташкент, он привез с собой множество машин, приборов, моделей и инструментов для изучения сельскохозяйственной техники. Этот институт сельскохозяйственного машиноведения при уни¬верситете и его машиноиспытательная станция стали первыми научными, конструкторскими и учебными организациями по механизации хлопководства - зачатком будущего института.
Станция в 1924 году выполнила обширную программу: подготовила кадры по машиноведению, испытала существующие типы машин и орудий для определения их пригодности к различным почвенно-климатическим условиям Средней Азии, определила оптимальные сроки их службы и производительность, проводила сравнительную оценку тракторов.
Трактористов тогда не было. В 1924 году в Ташкенте были открыты первые в Средней Азии курсы для подготовки тракторных механиков. В том же году на курсах было подготовлено 90 трактористов, а в 1925 году - 254, причем значительная часть - узбеки и представители других местных национальностей. Азытурова из Намангана является первой узбечкой, окончившей эти курсы в 1927 г. Техническая оснащенность сельского хозяйства росла из года в год. В 1925 году в Среднеазиатских республиках насчитывалось 526 тракторов, а в 1934 году их уже стало 13541.
За 1931-1932 годы в Республике было обучено более 24 тыс. трактористов, бригадиров-механиков, шоферов и др. специалистов.
К этому периоду "Фордзоны", завезенные в 1929 году уже не могли удовлетворять растущие требования сельского хозяйства. Надо было выпускать трактора, наиболее подходящие к местным условиям для возделывания пропашных сельхозкультур. Окучивание и рыхление, нарезка поливных борозд, уборка урожая и другие виды работ требовали таких тракторов, которые не повреждали бы возделываемые растения.
Согласно этим требованиям в 1934 г. Путиловский завод начал выпуск пропашных тракторов марки "Универсал". Сеялки и культиваторы для них заказали заводам "Красный Аксай", "Ростсельмаш" и "Ташсельмаш".
Машиноиспытательная станция в Капланбеке просуществовала до второй половины 1924 г. К этому сроку станция выполнила обширную программу: подготовила кадры по машиноведению, испытала существующие типы машин и орудий для определения их пригодности к различным почвенно-климатическим условиям Средней Азии, определила оптимальные сроки их службы и производительность, проводила сравнительную оценку тракторов.
Специалистом сельского хозяйства (Узбексельсклада) по механизации сельского хозяйства, инженером И.И.Еремичем были сформулированы основные принципы к завозу тракторов в Среднеазиатские республики. Эти принципы не утратили своего значения до сих пор. Они состоят в следующем:
1. Ввозимые в Узбекистан тракторы должны быть одной системы. Это облегчает снабжение машин запасными частями, ремонт и подготовку обслуживающего персонала.
2. Тракторы должны быть снабжены всеми видами сельскохозяйственного инвентаря (плуги, сеялки, бороны и др.).
3. Целесообразно, чтобы тракторы работали отрядами. Такая организация работ обеспечивает большую производительность и значительно сокращает накладные расходы.
4. Обслуживающий персонал должен быть подготовлен к самостоятельной работе.
5. На время работы важно обеспечить трактор необходимым инструментом, эксплуатационным инвентарем и материалами.
6. Запасные части для ремонта должны быть исчерпывающими по комплектам и всегда в наличии.
В 1928 году для выбора лучших типов машин, и избежания их многомарочности,  Главный хлопковый комитет (ГХК) принял решение организовать машиноиспытательный пункт (МИП) в хлопководческом совхозе "Пахта-Арал". Возглавил этот пункт инженер Е.А.Коляскин, приехавший из Тимиря¬зевской академии , Москва. МИП проводил испытания тракторов с хлопковыми сеялками и культиваторами, проектировал плуг для поделки пал, изучал процесс механизации уборки хлопка и люцерны.
Для оказания помощи рационализаторам на МИП организовали конструкторское бюро. Студенты Среднеазиатского Университета принимали активное участие в этом бюро в разработке новых машин. С 1928 г изобретатели И.Г.Цыганков и Ю.А.Чекменов работали в совхозе над созданием куракоуборочных машин, а механик В.П.Хрусталев конструировал плуг-палоделатель. Здесь провели первый машинный сев хлопчатника четырех¬рядной сеялкой на площади 57 га. В июле того же года в МИП начались испытания машинной культивации хлопчатника. Они послужили впоследствии основной для проектирования сеялки и культиватора, марок ССГ и СКЖ, их производство было потом налажено на Ташсельмаше.
Машиноиспытательная станция в Капланбеке просуществовала до второй половины 1924 г. К этому сроку станция выполнила обширную программу: подготовила кадры по машиноведению, испытала существующие типы машин и орудий для определения их пригодности к различным почвенно-климатическим условиям Средней Азии, определила оптимальные сроки их
службы и производительность, проводила сравнительную оценку тракторов.
Специалистом сельского хозяйства (Узбексельсклада) по механизации сельского хозяйства, инженером И.И.Еремичем были сформулированы основные принципы к завозу тракторов в Среднеазиатские республики. Эти принципы не утратили своего значения до сих пор. Они состоят в следую¬щем:
1. Ввозимые в Узбекистан тракторы должны быть одной системы. Это облегчает снабжение машин запасными частями, ремонт и подготовку обслуживающего персонала.
2. Тракторы должны быть снабжены всеми видами сельскохозяйственного инвентаря (плуги, сеялки, бороны и др.).
3. Целесообразно, чтобы тракторы работали отрядами. Такая организация работ обеспечивает большую производительность и значительно сокращает накладные расходы.
4. Обслуживающий персонал должен быть подготовлен к самостоятельной работе.
5. На время работы важно обеспечить трактор необходимым инструментом, эксплуатационным инвентарем и материалами.
6. Запасные части для ремонта должны быть исчерпывающими по комплектам и всегда в наличии.
В 1928 году для выбора лучших типов машин и избежания их многомарочности Главный хлопковый комитет (ГХК) принял решение организовать машиноиспытательный пункт (МИП) в хлопководческом совхозе "Пахта-Арал". Возглавил этот пункт инженер Е.А.Коляскин, приехавший из Тимирязевской академии , Москва. МИП проводил испытания тракторов с хлопковыми сеялками и культиваторами, проектировал плуг для поделки пал, изучал процесс механизации уборки хлопка и люцерны.
Для оказания помощи рационализаторам на МИП организовали конструкторское бюро. Студенты Среднеазиатского Университета принимали активное участие в этом бюро в разработке новых машин. С 1928 г изобретатели И.Г.Цыганков и Ю.А.Чекменов работали в совхозе над созданием куракоуборочных машин, а механик В.П.Хрусталев конструировал плуг-палоделатель. Здесь провели первый машинный сев хлопчатника четырех¬рядной сеялкой на площади 57 га. В июле того же года в МИП начались испытания машинной культивации хлопчатника. Они послужили впоследствии основной для проектирования сеялки и культиватора, марок ССГ и СКЖ, их производство было потом налажено на Ташсельмаше.
Начались работы по созданию хлопкоуборочных машин. Из ВИСХОМа приехали инженеры, в том числе профессор В.А.Желиговский. Работы на МИП становилось все больше.
Много было сделано в эти годы. Так, в 1930 году на базе мастерских Главхлопкома в Узбекистане разверну¬лось строительство первого предприятия хлопкового машиностроения - завода "Ташсельмаш", первая очередь которого вступила в строй 1 мая 1931 г. Началось производство сеялок, культиваторов, борон и других сельскохозяйственных машин и орудий.
Развернулась большая работа не только по испытаниям новых машин, но и по созданию новых и освоению их на заводах, а также по внедрению их в сельскохозяйственное производство.
Теперь нужна была самостоятельная организация, не зависящая от хозяйственных дел, вооруженная мощными современными техническими средствами для проведения глубоких научно-исследовательских работ и принятия соответствующих решений.
К 1931 году работали четыре разобщенные организации по механизации сельхозпроизводства:
1. Отдел механизации СредазНИХИ при Ташкентской зональной станции (ОМ СредазНИХИ), расположенной в пос. Каунчи, в 6 км от ж-д. станции  Кауфманская Сред. Аз. ж. д. Директор Фаталибеков К.Ф.
2. Машинно-испытательная станция Узнаркомзема и Узсельхозснаба в г. Ташкенте (МИС НКЗ). Директор Коляскин Е.А.
3. Машинно-испытательный пункт главного хлопкового комитета в совхозе Пахта - Арал (МИП Г.Х.К.). Директор Коляскин Е.А.
4. Машинно-испытательная станция Средне-Азиатского Государственного Университета (МИС САГУ) в г. Ташкенте. Директор проф. Якуб М.М.
Настало время объединить их в единую мощную организацию по выполнению НИР по механизации хлопководства. Таким учреждением стала Среднеазиатская станция механизации и электрификации хлопководства (САСМЭХ), организованная на базе вышеперечисленных научных учрежде¬ний на землях хлопкового совхоза "Каунчи". Однако Пахта-Аральский пункт (МИП) остался филиалом САСМЭХ.  1931 год считается годом  рождения УзМЭИ. Первым директором  стал  инж. Петрик Г.И.
Станция начала работать в составе четырех научных отделов: агротехники, почвообрабатывающих и посевных машин, механизации уборки хлоп¬ка, эксплуатации и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин и лаборатории физики и химии почв. Штат состоял из 24 научных сотрудников, из них 5 кандидатов наук, 10 старших и 9 младших научных сотрудников, кроме того, 37 человек составляли технический персонал.
Основными направлениями деятельности станции были:
1. Теоретические исследования для обоснования создания новых агротехнических приёмов и машин.
2. Испытания и использование для механизации хлопководства существовавших в то время тракторов, сельхозмашин и орудий.
3. Разработка, конструирование, изготовление и испытания экспериментальных образцов как новых машин для механизации хлопководства, так и приспособлений к ним и совершенствование существующих.
4. Разработка агротехники хлопководства для механизированных процессов и агротехнических требований на новые машины.
5. Разработка нормативов по эксплуатации и ремонту тракторов сельскохозяйственных машин.
За время своего становления и развития постановлениями Правительства в качестве научно-исследовательского института он не раз переименовывался, но задачи головного научно-исследовательского учреждения по механизации хлопководства оставались неизменными. Например, в 1932 году станция, перейдя в ведение ВИМ, называлась Среднеазиатским хлопковым отделением Всесоюзного института механизации сельского хозяйства (СредазВИМ) при уполномоченном НКЗ СССР.
В 1933 году дано название “Центральная станция механизации, обработки хлопка и других культур хлопкового севооборота СредазНИХИ”, а в 1934 году - опытный совхоз СредазНИХИ “Каунчи” по механизации и агротехнике хлопководства.
С 1938 году станцию переименовали в Центральную станцию механизации и агротехники хлопководства ЦСМАХ СоюзНИХИ (Директор инж. Яковлев И.Я.). До организации станции механизации и агротехники хлопководства САСМЭХ занимался главным образом вопросами испытания тракторов, с/х машин и изготовлением экспериментальных образцов машин по предложениям отдельных изобретателей. Увязки вопросов механизации с агротехникой не было. Это имело важное практическое значение в условиях возрастания роли механизации и агротехники хлопководства.
С момента организации ЦСМАХ вопросы механизации с агротехникой разрешаются совместно. Творческое содружество  принесло свои положительные результаты.
На основании испытаний плугов различных конструкций более 29 наименований, изготовленных промышленностью и материалов по удельному сопротивлению почв, полученных станцией для основных районов Средней Азии, а также разработанных агротехнических требований устранена многомарочность плугов и остановлен выбор  на плуге марки ТПУ-5 № 3.
Доказана нерациональность и вредность большего числа весновспашек и даны установки для решительного сокращения их, что было  одобрено и принято руководством  Наркомзема Узбекистана и других хлопкосеющих республик Средней Азии. Установлена необходимость глубокой основной вспашки до 30 см. Ежегодная мелкая пахота на одну и ту же глубину способствовала образованию уплотненного подпахотного слоя почвы, который не дает возможности корневой системе хлопчатника развиваться нормально. Установлено также место применения чизеля в системе подготовки почвы под хлопчатником, разработаны требования к чизелям и организован массовой выпуск чизеля СКО СКЛ.
Изучены способы и сроки распашки люцерновой дернины и лучшие из них рекомендованы в производство. Разработаны агротехнические требования к хлопковым сеялкам, на основании которых сконструированы тракторная рядовая сеялка ССЖ, конная гнездовая сеялка СГК-1, тракторная гнездовая сеялка СА.
На основании этих требований Ташсельмашом сконструирована тракторная рядовая сеялка ССК и организован массовый выпуск этой сеялки. Разработаны агротехнические требования к тракторным культиваторам и предложены конструктивное улучшения к тракторному культиватору МКЖМ-408, завезенному из Америки. На основании этих требований созданы более совершенные культиваторы СКК И КД, выпускавшиеся в массовом производстве заводом Ташсельмаш.
В результаты тесного содружестве инженеров и агрономов установлена ширина междурядий в 70 см, что дало возможность унифицировать, как сеялки, так и культиваторы и уборочные машины по хлопчатнику. Для нарезки поливных борозд одновременно с посевом предложены окучники к сеялкам ССЖ и ССК. Обоснована и доказана высокая эффективность локального внесения минеральных удобрений, на основании чего разработаны туковые приспособления на плуги, чизели, культиваторы, конные окучники.