Чёрное зеркало. Сериал. 2 серия

Лариса Баграмова
Сериал-антиутопия «Чёрное зеркало» – о будущем, которое нас ожидает при одновременном засилье всевозможных гаджетов и сохранении господства эгоистически-потребительского мировоззрения. Тринадцать уже отснятых серий, каждая из которых является этической притчей на тему возможного развития событий, вполне недвусмысленно дают понять, что, в общем, ничего хорошего нас при этом не ожидает.

Чёрное зеркало
сериал, драма, триллер, фантастика
43 минуты (0:43)
Великобритания, 2011

********

Второй эпизод сериала «Чёрное зеркало» – об иллюзорности жизни в искусственно созданном синтетическом мире, состоящем из унифицированных предметов и безликих людей-механизмов, движимых навязываемыми рекламой бессмысленными образами и стилями действий. Форма здесь полностью подменяет собой содержание. Однообразие и монотонность, абсолютная бессмысленность и бесцельность совершаемых обывателями ежедневных бытовых и «трудовых» ритуалов  скрашиваются лишь мелкими деталями предоставляемых им индивидуальных «услуг»: возможностью выбора тематики рекламных роликов или просмотра телевизионных шоу, скрашивающих отупение повседневностью бесплодными иллюзиями о возможных переменах. Одинаковая одежда героев, однообразные кельи-одиночки для каждого, один и тот же бесконечный круговорот педалей велотренажёров для заработка виртуальных бонусов, которые можно потратить потом разве что на рекламные ролики и обои… Эти художественные детали позволяют всерьёз задуматься над тем, правильное ли направление пути выбрало человечество в попытках подчинить и обезопасить природу. Одиночество, замкнутость, разобщённость, инфантильность и отсутствие прочных социальных связей – основные черты атомизированного множества участников этого бесконечного процесса производства некой виртуальной «энергии» и потребления затем виртуальных «услуг» – дают возможность ответить на этот вопрос отрицательно.

Героям не удаётся избавить себя от монотонности существования и имитации продуктивной деятельности даже после покупки ими права на участие в телевизионном шоу, победа в котором обещает кардинальное изменение бытовых условий, обретение свободы и возможность реализации себя в творчестве. Единственное неудобство, от которого они действительно избавляются, – это необходимость монотонного кручения педалей велотренажёров для заработка бонусов на дальнейшее существование. Однако это обстоятельство оказывается в их новой «жизни» практически несущественным.  Физическая активность сменяется всего лишь на физическую пассивность в хоть и немного более комфортных, но по сути, тех же самых условиях пребывания в искусственном, внеприродном мире. Мире, в котором свежий воздух свободы заменён на картинку пейзажа за окном, транслируемую на настенный монитор помещения. А реальная творческая деятельность подменяется лицедейскими ужимками героев фильма, которые являются теперь уже не пребывающими в пустых надеждах зрителями, а лицемерящими и кривляющимися ведущими тех же самых шоу. Ничего не меняется в сторону так желанной персонажами возможности самовыражения, напротив, по причине особого статуса, их окружает теперь мир ещё более замкнутый, ещё более неподходящий для самореализации и искреннего общения с другими.

Причина трагедии героев фильма – в отсутствии связей этого общества с живой природой, в отсутствии реальной производительной деятельности и познания, дающего возможность анализировать и оценивать происходящее. Персонажи фильма не знают, какую именно «энергию» он производят, ежедневно и монотонно накручивая педали велотренажёров, как и на что она расходуется в дальнейшем и почему превращается в виртуальные бонусы. Они ничему не обучаются, не сталкиваются ни с какими рисками и ни за что не несут ответственности. Они полностью лишены возможности вмешаться в общий сценарий происходящего с ними. Не имеют возможности выбора содержания своих действий, и по этой причине те не превращаются в целенаправленную и созидательную деятельность, которая единственная и может придать ценность и смысл человеческой жизни. По сути, участники этого бесконечного и бессмысленного процесса даже не являются людьми, личностями, индивидуумами, субъектами, – а играют навязанные им роли бездушных и безвольных объектов-механизмов, обречённых следовать заранее заданному кем-то алгоритму действий. Отсутствие созидательного творчества и свободы выбора и делает этот мир настолько искусственным и внеприродным, что его возможно с полным правом охарактеризовать как иллюзорный и практически виртуальный.