Чёрное зеркало. Сериал. 1 серия

Лариса Баграмова
Сериал-антиутопия «Чёрное зеркало» – о будущем, которое нас ожидает при одновременном засилье всевозможных гаджетов и сохранении господства эгоистически-потребительского мировоззрения. Тринадцать уже отснятых серий, каждая из которых является этической притчей на тему возможного развития событий, вполне недвусмысленно дают понять, что, в общем, ничего хорошего нас при этом не ожидает.

Чёрное зеркало
сериал, драма, триллер, фантастика
43 минуты (0:43)
Великобритания, 2011

********

Первая серия сериала «Чёрное зеркало», нарочито эпатажная и самая по этой же причине неприятная для восприятия (во многих рецензиях на фильм присутствует совет не начинать просмотр сериала именно с первой серии), – о моральных аспектах ситуации, в которой премьер-министр Соединённого Королевства вынужден подчиниться унизительным требованиям террористов, угрожающих в случае отказа от исполнения этих требований физическим уничтожением девушки, принадлежащей к королевской семье. Вообще, современного зрителя уже сложно шокировать демонстрацией тех или иных непристойностей и открытого цинизма действующих лиц кинематографических произведений. Тем не менее, авторам сериала удаётся достигнуть поставленных перед собою целей за счёт доведения сути требований террористов до полного абсурда, а таким образом, и до полного обессмысливания самой идеи о возможности морального воздействия на общество именно таким способом. 

Если говорить именно о технике, о гаджетах и сети Интернет как инструментах, позволяющих агрессорам безнаказанно выдвигать подобные требования и реализовывать на практике свои угрозы, то важнейшим аспектом современных инструментов коммуникации является именно возможность обеспечить с их помощью полную анонимность пользователей при самой широкой публичности демонстрации теми своих намерений. Таким образом, современная техника и технологии снимают с преступников, даже действующих открыто и нарочито публично, неотвратимость наказания, обеспечивают им возможность полной безнаказанности за свои деяния. Переводя их тем самым в общественном бессознательном из касты отвергаемых обществом в касту вызывающих как минимум не осуждение: сначала – некритическое принятие, а затем – и почти священный трепет перед  божественно властными вершителями судеб человека и мира.

Людям свойственны животный страх и ощущение полного бессилия перед теми, чьего властного влияния на себя или других они не в силах избежать. Сопротивление и протест присутствуют только в том случае, если есть возможность их реализации, то есть если силы соперников хотя бы приблизительно равны. Если же агрессор заведомо превосходит жертву по своему могуществу, единственное, что остаётся ей, а также наблюдающему ситуацию зрителю – это полное и безмолвное подчинение. Анонимность действий террористов, невозможность предвидеть, предугадать и предотвратить их намерения переводит тех в ранг «агрессивных и неуправляемых сил природы» или же «злобной внеморальной псевдобожественной сущности – отпавшего от Вседержителя Люцифера». В обоих случаях, то есть, кем бы ни являлся манипулируемый недосягаемым агрессором «объект»: атеистом или искренне верующим, – это лишает его надежды  на возможность справедливого правосудия. И тем самым лишает любой этической опоры в жизни, повергая его в отчаяние и бездействие, которые являются наиболее эффективными эмоциональными инструментами для превращения  человека в существо глубоко аморальное.