Альбатросы Дальнего Востока

Эдуард Мороз 3
 Первый губернатор Сахалинской области читал лекции
по рыночной экономике и писал романсы. Первое при-
ватизированное рыбацкое судно он назвал "Надежда".
Выпущено оно в море было уже в качестве малого пред-
приятия. При этом Глава островного края назвал его
альбатросом, океанским скитальцем и пожелал ему семи
футов под килём.
 Вскоре от берегов Сахалина в качестве свободных и неза-
висимых помчались в разные страны траулеры и плавбазы,
зверобойные суда и рефрижераторы. В качестве буревест-
никообразных оказались и десятки судов Сахалинского мор-
ского пароходства. Большинство из них скрывалось в океан-
ской дымке навсегда, их по дешёвке покупали различные
морские компании. Оказались ненужными углевозы-пятитысяч-
ники типа "Донбасс", лесовозы типа "Сибирьлес", сухогрузы
"Пионер Сахалина". Став в 1992 году открытым акционерным
обществом, Сахалинское морское пароходство сократилось по
числу судов до уровня 1945 года. Именно в октябре этого
года постановлением Совета народных комиссаров СССР  на
базе Николаевского-на-Амуре морского пароходства было соз-
дано для обслуживания Северного и Южного Сахалина и Куриль-
ских островов новенькое Сахалинское морское пароходство.
Тогда у него было всего 13 паровых судов, несколько букси-
ров и барж. Старожилы помнят старательный и исполнительный
"Желябов" с капитаном-орденоносцем Киселёвым, снимавшуюся
в фильме "Алитет уходит в горы "Палану", с постоянным кре-
ном на правый борт. Задиристо звучали в те годы песенки:
           Шилка, Мылка и Алдан
           составляют караван.
           Позади идёт Ока,
           засирает облака.

           Вместе с Ладо Кехцевели
           на одной мели сидели...

 Все они отчаянно дымили, на них не было радаров, эхолотов, но
они всегда оказывались в нужное время в нужном месте. Нам, кур-
сантам мореходки, перекочевавшей из Николаевска-на-Амуре в са-
халинскую Маоку (Холмск), преподаватели рассказывали, как леген-
дарный Киселёв вёл своё судно, ориентируясь на сопки, чаек, ка-
саток, уток. Днище его "Желябова" всегда было очищено от ракушек,
водорослей: капитан заводил пароходик на песчаную отмель и ело-
зил по ней, доводя днище до блеска и увеличивая тем самым ско-
рость с шести до семи узлов.
 Страна в то время быстро восстанавливала свой потенциал, и уже
в конце первой послевоенной пятилетки флот пароходства насчитывал
больше 40 судов. К моменту его приватизации число их достигло 74-ёх.
 В марте 1973г в Холмск, порт приписки, прибыл из Калининграда первый
паром "Сахалин-1" и морской транспортный мост Ванино-Холмск начал
действовать. Всего для этой линии будет построено 10 морских железно-
дорожных паромов.
                **************************************
 На снимке Валентин Петрович Фёдоров - первый губернатор Сахалина
и всех до одного Курильских островов.

               Продолжение следует.