Маковский К.Е. Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной (Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства)
"Я отравлена сценой. Если бы мне не пришлось “умирать” на сцене хотя бы раз в месяц – я умерла бы на самом деле. "
Мария Савина
Родилась 30 марта 1854 в г. Каменец-Подольск в семье провинциальных актёров.
Театр вошел в жизнь Марии Савиной очень рано – уже с семи лет ее начали занимать в спектаклях.
Как профессиональная актриса дебютировала в 1869 в Минске .Одесса, Смоленск, Бобруйск, Гомель, Минск, Нежин, Харьков, Калуга, Орел, Саратов, Казань, Нижний Новгород – города скитаний будущей премьерши театральной столицы. В своих мемуарах "Горести и скитания" (1883) Савина поведала о своих скитаниях по провинциальным сценам, о встречах с артистами, заменившими ей театральную школу, среди которых наибольшее влияние на нее оказали А.И. Шуберт и П.М. Медведев, самый серьезный и культурный антрепренер тех лет. В его труппе, приобретя подлинные профессиональные навыки, она получила известность.
18 августа 1874 года началась работа Марии Савиной в Александринском театре, который стал ей родным домом, которому она отдала 40 лет своей жизни. Со свойственной ей решительностью двадцатилетняя провинциальная актриса начала покорять Петербург. И уже скоро Савина стала ведущей актрисой старейшего петербургского театра, завоевала любовь публики и вошла в историю российского театрального искусства как одна из самых ярких звезд.
Для императорского столичного театра того времени, находившегося в кризисе, Савина оказалась находкой. Ее природное обаяние, изящество и уверенное владение техникой сразу были отмечены столичной критикой: "С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. Игра ее проста, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях".
17 января 1879 года Мария Савина блестяще сыграла роль Верочки в спектакле "Месяц в деревне", поставленном по пьесе И.С. Тургенева. Иван Сергеевич увидел ее однажды в театре, и потом так и не смог забыть. По первоначальному плану режиссера актриса должна была исполнять главную роль. Но она сама выбрала героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. И смогла сыграть ее так, что на глазах изумленных зрителей юная девушка превращалась в душевно зрелую женщину.
Потрясенный автор, примчавшись в ее грим-уборную с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Савина бросилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку. Назавтра писатель и актриса на вечере в пользу Литературного фонда читали диалог из его новой комедии «Провинциалка».
И хотя подошедший к ней Ф.М. Достоевский ядовито бросил: «У вас каждое слово отточено, как из слоновой кости… А старичок-то пришепетывает», с того дня между Тургеневым и Савиной началась теснейшая дружба. Такая, что Полина Виардо – давняя мучительная страсть Ивана Сергеевича – оказалась практически забытой. Редкие встречи 60-летнего Тургенева с Савиной, которой не было и 25 лет, стали дополняться частой перепиской, которая продолжалась в течение четырех лет. Известно, что писатель одну из своих комнат в усадьбе Спасское-Лутовиново, где принимал восхитившую его актрису, назвал Савинской. Савина играла так красиво и убедительно, что даже ее коллеги по сцене восхищенно говорили: "Ловко сделано!"
Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в современной лёгкой драматургии до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя, Островского, Тургенева, Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира («Укрощение строптивой»). Современные иностранные драматурги (Ибсен, Зудерман и др.) нашли в ней тоже прекрасную исполнительницу; многие из современных русских писателей обязаны главным образом ей успехом своих произведений. Отличительные черты таланта Савиной – поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика.
Горничная Савиной Василиса Пантюхова, прослужившая у известной актрисы 26 лет вспоминала: "гримировалась всегда сама, никого из посторонних пока не оденется, не пускала, перед выходом на сцену всегда волновалась. А на репетицию даже когда ехала, всегда брала с собой образ Серафима Саровского".
Она была замужем дважды,но оба брака не принесли счастья.Лишь в 1895 году, когда Савиной исполнился 41 год, в ее жизни появился Анатолий Молчанов. Это был правовед и филантроп, безумно влюбленный в театр. Сначала их связывали исключительно деловые отношения, которые вскоре переросли в приятельские, а потом превратились в сильное сердечное влечение. Лишь 15 лет спустя, в 1910 году, Молчанов и Савина стали мужем и женой, и этот брак принес обоим семейный покой и благополучие.
24 февраля 1910 года в Александринке прошли юбилейные торжества в честь 40-летия театральной деятельности М.Г. Савиной. Она по-прежнему выходила на эту знаменитую сцену, радуя зрителей своими новыми ролями, но ей уже 56 лет, молодость ушла, стареющая актриса все более стала ощущать свой возраст. И все-таки Мария ушла из жизни, так и не успев утвердиться в амплуа комических старух.
Савина умерла неожиданно для многих. В ночь на 8 (21) сентября 1915 года Мария потеряла сознание, а утром ее не стало. Савину хоронил весь Петербург. Из особняка Савиной на набережной Карповки, 17, гроб на руках вынесли старейшие артисты Александринского театра во главе с В.Н. Давыдовым. Попрощаться с ней пришли и старые, и молодые. Процессия в сопровождении растущей толпы народа двинулась по Каменноостровскому проспекту, через Неву, к Александринскому театру.
Трамвайное движение остановилось. У стен театра, под окнами уборной великой актрисы, была отслужена лития, и процессия направилась к Исаакиевскому собору, а затем, через Дворцовый мост и Кадетскую линию, на Петровский остров. По завещанию Савину похоронили, не на Серафимовском кладбище, рядом с могилами отца, сестры и брата, а на территории парка рядом с историческим "Савинским" корпусом, возле алтаря домовой церкви. На земляном холме поставили массивный дубовый крест, через год замененный лабрадоритовым саркофагом с восьмиконечным бронзовым крестом. В 1921 году рядом с женой был похоронен А.Е. Молчанов.
Убежище переименовали в Дом ветеранов сцены и дали имя Марии Савиной. Без права передачи кому-либо оформила Мария Савина участок земли на Петровском острове. Это было закреплено специальным царским указом, который подтвердила и советская власть в 1923 году. Постановлением Совнаркома дом и прилегающая к нему территория навсегда закреплялись за Всероссийским театральным обществом. После Великой отечественной войны Дом ветеранов сцены был капитально перестроен. Домовая церковь превратилась в концертный зал. Очевидно, при перестройке Дома ветеранов, могилы Савиной и Молчанова были перенесены на нынешнее место, на берег Малой Невки.
Дом ветеранов сцены, основанный М.Г. Савиной больше 100 лет назад, жив и сейчас. Здесь по-прежнему готовят концерты, литературные вечера, капустники и, несмотря на почтенный возраст, а средний возраст обитателей превышает 80 лет, ведут активную жизнь. Случаются и свадьбы. Конечно, в его жизни бывали тяжелые времена. Корпуса Дома хотели передать неким коммерческим организациям, да и сейчас еще, несмотря на помощь благотворителей, средств на содержание дома и прекрасного парка недостаточно.
О проблемах ветеранов сцены писали и говорили много. Занимались этим вопросом и Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, и спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов, писали и В.В. Путину. Но Савинский дом по-прежнему в плачевном состоянии, и по-прежнему его обитатели жалуются на качество медицинского обслуживания и питания, а также на техническое состояние здания. "К сожалению, те, кто нас радовал, те, кем мы восхищались, когда они блистали на сцене, сейчас живут не самой счастливой жизнью", - говорил С.Миронов по время своего посещения Дома ветеранов сцены. Но с тех пор мало что изменилось.
Мария Савина была великой актрисой. Пережив годы скитаний по провинциальным театрам, она смогла покорить императорскую сцену в Петербурге, где блистала до конца своих дней, определяя стиль и репертуар главного драматического театра страны – Александринского. За ней укрепилась слава петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы.
Актерская манера Савиной была яркой и неповторимой: ее роли, оригинально задуманные и правдиво сыгранные, отличались остротой и лаконичностью сценического рисунка, смелостью и выразительностью деталей, филигранной отточенностью формы при огромной внутренней энергии и точной направленности темперамента.
Но все объединялось неотразимым обаянием актрисы, ее женской притягательностью, эмоциональной заразительностью ее художественной личности, которая сквозила во всех ее созданиях и властно подчиняла зрителей. Многие знаменитые современники Савиной, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную. энергию и чарующую женственность.
Использованы материалы сайта.http://funeral-spb.ru/necropols/else/savina/