484 Поколение моряков призыва 1973 года 27 05 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 484. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Поколение моряков-воинов призыва 1973 года. 27.05.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Рок-группа «Машина времени». Начало 70-х годов XX века.



В предыдущем:

Вот почему боевая подготовка, боевая служба и боевой поход БПК «Свирепый» в июле-октябре 1973 года во время «войны Судного Дня» на Ближнем Востоке стали настоящими, реальными, действительными и… легендарными. Вот почему военные моряки ВМФ СССР призыва 1971 и 1972 годов были истинно советскими…

Чтобы завершить тему о поколениях моряках-воинах начала 70-х годов, поведаю о своём видении характерных особенностей и отличий призывников-новобранцев, моряков-воинов призыва 1973 года.

Некоторые из них (весеннего или майского призыва 1973 года – автор) успели попасть на первую БС (боевую службу) БПК «Свирепый» и были на корабле самыми молодыми и «салагами», как я когда-то в феврале-марте 1972 года…

Значимость и реальность первой БС (боевой службы) БПК «Свирепый» в 1973 году (как и всех других боевых кораблей ВМФ СССР этого времени – автор) дополнялась тем, что это было время реальной войны «Судного Дня 1973 года» на Ближнем Востоке, которая породила мировой энергетический кризис и революцию молодёжной суб-культуры 70-х годов XX века.

Несомненно, 1973 год в мире популярной эстрадной или поп-музыки был особенным, он отличался тем, что повсеместно, как грибы после дождя, возникали рок-группы молодых музыкантов, которые в нашей стране получили вполне советское технико-технологическое наименование-аббревиатуру – ВИА (вокально-инструментальные ансамбли).

В 1973 году были образованы две ставшие легендарными рок-группы – «Kiss» и «AC/DC». Теряющий популярность среди молодёжи американский рок-бог-исполнитель Элвис Пресли в 1973 году дал свой первый крупный благотворительный концерт мирового масштаба. Одновременно в 1973 году выпустили свои первые альбомы песен знаменитые рок-группы: «Greetings from Asbury Park» и «Queen».

Рок-музыка, рок-стихи и рок-ритмы властно захватили всё музыкальное пространство Запада и Востока, двух соперничающих между собой экономических и идеологических систем. Вот этот дух соперничества, соревнования во всём и везде и является отличительной чертой духовной энергетики молодёжной среды советского общества 1973 года.

Призывники 1973 года ещё не были диссидентами, то есть «инакомыслящими» - людьми, «отстаивающими взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми», нет, они были советскими людьми, но уже не просто желающими, а требующими некоторого разнообразия в советской идеологии, в советской жизни, в советской культуре. Вот почему на БПК «Свирепый» счастливая идея возрождения игры КВН встретила горячий и восторженный приём и поддержку…

Кроме этого с 1973 года началось некоторое совершенно иное отношение и иная оценка произведений всех видов искусства…

Ранее, до 1973 года коммерческий успех кинофильмов, книг, песен, картин, пластинок и т.д. как-то не выпячивался, он подразумевался, но не выходил за рамки бухгалтерских и экономических расчётов, не был мерилом качества жизни в открытом обществе. Только государственные власти и советская подпольная мафия измеряли деньгами и прибылями коммерческий успех произведений искусства и культуры.

Однако, как только в СССР в 70-е годы XX века появились грампластинки и магнитофонные записи западных музыкальных исполнителей и певцов, так сразу же возник некий «бизнес» или по нашему, по-русски, – «дело», «предприятие», «промысел», «предприятие», «предпринимательство», то есть «деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды».

Вот этот вирус «личной выгоды», внедрённый на с Запада, постепенно начал проникать и «заражать» всё советское общество, в том числе и призывников 1973 года, они уже не просто служили, потому что это был священный долг каждого молодого советского человека, а служили с хотением некоей личной выгоды для себя, прежде всего для себя...

Самым популярным вопросом в человеческих отношениях молодёжи 1973 года и последующих 70-х годов было: «А что я от этого буду иметь?». С каждым годом этот вопрос и такая жизненная позиция практически всех советских людей будет только крепчать и расширяться…

Конечно, меркантильные прагматические интересы были у советских людей всегда и во всём, иначе как можно было создавать и обеспечивать свои семьи, свих любимых женщин, жён, детей? Но до 1973 года эти интересы не афишировались, не выпячивались, не были общепризнанными, наоборот, меркантильность считалась мещанством, частнособственническим пережитком прошлого…

«Раньше думай о Родине, а потом о себе» - вот был каким традиционный общепризнанный и утверждённой властью принцип и лозунг до 1973 года. Это слова из песни Игоря Шаферана на музыку Оскара Фельцмана «Комсомольская традиция»:

С той поры, как будённовцы
Собирали коней,
И до наших сегодняшних,
До космических дней
    Есть традиция добрая
    В комсомольской семье:
    Раньше думай о Родине,
    А потом о себе.

С ног валились, усталые,
Промерзали насквозь,
Но Магнитку поставили,
Возвели Комсомольск.
    Есть традиция добрая
    В комсомольской семье:
    Раньше думай о Родине,
    А потом о себе.

А когда под снарядами
Запылал небосвод,
Если мёртвые падали,
Шли живые вперёд.
    Есть традиция добрая
    В комсомольской семье:
    Раньше думай о Родине,
    А потом о себе.

Время подвигов пламенных
Не уйдёт в забытьё!
Жизнью честной и праведной
Славим время своё!
    Есть традиция добрая
    В комсомольской семье:
    Раньше думай о Родине,
    А потом о себе.

Увы, эту замечательную и патетическую песню практически полностью перестали передавать по Всесоюзному радио и Центральному телевиденю. Вместо этой и иных подобных ей песен в широкое массовое пользование вошли музыкальные композиции-хиты, которые пользовались огромным потребительским интересом и спросом от следующих авторов: Элтона Джона, Дэвида Боуи, «Simon & Garfunkel», «War», «Dawn featuring Tony Orlando» и Гари Глиттера.

В 1973 году начали составлять рейтинги популярности музыкальных исполнителей и певцов, лучшими исполнителями 1973 года были признаны: Стиви Уандер, Марвин Гей, «Aerosmith», Боб Дилан, «Lynyrd Skynyrd», «New York Dolls», Элтон Джон, «The Isley Brothers», Роберта Флэк, Билли Джоэл,  Адриано Челентано, Глэдис Найт, Боб Марли, «Toots and the Maytals», «The Stooges» и «The Eagles».

Лучшими песнями 1973 года на Западе были признаны: «Lets Get It On», «Knockin on Heavens Door», «Personality Crisis», «I Shot the Sheriff», «Pressure Drop», «Search and Destroy», «Desperado», «Midnight Train to Georgia», «Candle in the Wind», «Free Bird», «Prisencolinensinainciusol», «That Lady», «Higher Ground», «Goodbye Yellow Brick Road», «Piano Man», «Killing Me Softly with His Song» и «Dream On».

Престижной музыкальной премии «Грэмми» в 1973 году были удостоены: Стиви Уандер, Роберта Флэк и песня «Killing Me Softly with His Song». В этом же году появились действительно замечательные музыкальные хиты-произведения Сьюзи Кватро, Линн Андерсон, Элвина Стардаста, Элиса Купера и группы «Nazareth».

В то время, когда на Западе расцветала рок-культура, в Советском Союзе самой популярной песней среди молодёжи была композиция «Есть только миг» (музыка - Александр Зацепин, слова - Леонид Дербенев, поёт - Олег Анофриев, исполняет роль-песню – Олег Даль).

Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Вечный покой, сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой, для седых пирамид,
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.

А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.

Счастье дано повстречать иль беду еще,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Эти пророческие слова песни, особенно последние два предложения являются характерными и особенными для 1973 года в советской молодёжной культуре и обществе. Именно с таким настроем, настроением, хотением и желанием приходили на БПК «Свирепый» молодые матросы призыва 1973 года…

Вот почему они казались нам, морякам-воинам призыва 1971 и 1972 годов «молодыми», «неприспособленными к военно-морской службе», «неумелыми», «капризными», «инфантильными», «не активными», «нечёткими», «нестандартными», в чём-то даже «не советскими». Морякам-воинам призыва 1973 года (не всем! – автор) было не интересно то, чем мы, моряки-воины призыва 1971 и 1972 годов, жили, им было интересно только своё, причём не общее, а своё – личное, групповое, клановое…

Возможно, я «сгущаю краски», возможно, я ошибаюсь и совсем-совсем не прав, но эти ощущения и это мнение у меня, почему-то, стойкое, почти убеждение, потому что я был комсоргом и в 1974 году пытался возродить былую славу, мощь и активность личного состава матросов и старшин БПК «Свирепый» образца первой БС (боевой службы) 1973 года.

Последующие мои новеллы покажут и проиллюстрируют эти попытки, некоторые из которых окажутся успешными…

А чем же были хороши призывники, моряки-воины призыва 1973 года? Нетерпеливостью, бойкостью, нацеленностью на достижение личного интереса и личной выгоды (в хорошем смысле этого слова – автор).

Личный и групповой успех, победа, достижение – вот цель и настрой призывников 1973 года. Быть неудачником, быть «таким как все» – это не для них. Каждый из них хотел в чём-то быть «удачником», победителем, если не героем, то героическим участником, и это было хорошо…

Дело в том, что в 1973 году в Советском Союзе практически началась сексуальная революция, давно уже захватившая Запад, западную культуру и общество. Если ранее отношения между мужчинами и женщинами, девушками и парнями сводились к понятию «любовь», то с 1973 года всё больше стали говорить не о любви, а половых отношениях…

Конечно, до 1973 года в анекдотах и в бытовом общении были разные откровенные выражения и слова о так называемых половых отношениях, но слово-понятие «секс» вместо слова-понятия «любовь» стало практически обиходным в 1973 году.

Вот почему половые гормоны начали вырываться из глубин индивидуального подсознания наружу и молодёжь стала импульсивной, реактивной, мгновенно реагирующей на явления окружающей среды, а танцы в 1973 году стали все сплошь рок-н-рольные…

Вот почему моряки-воины призыва 1973 годы по темпераменту и характеру были более раскованные, свободолюбивые, непослушные, своенравные и эта тенденция в характере поведения призывников последующих 70-х годов только усиливалась…

Характерной особенностью развития коллективного мировоззрения и характера молодёжи 1973 года явилось возникновение и широкое распространение так называемых ВИА – вокально-инструментальных ансамблей. Появились новые ритмичные мелодии, новые голоса, новые певцы, новая манера исполнения.

Пример всем показал Муслим Магомаев, который первым перестал петь «по стойке смирно» у микрофона.  Потом практически мгновенно на музыкальный и культурный небосклон взлетела звезда Аллы Пугачёвой и ВИА «Весёлые ребята» Павла Слободкина с песнями «Ясные светлые глаза», «Вишня».

ВИА «Весёлые ребята» были лучшими (1966-1974), но уже вовсю старались «Цветы» Стаса Намина, родились «Самоцветы», потом «Ариэль», «Поющие гитары», «Голубые гитары», «Пламя», «Синяя птица» и т.д.

Особую роль в формировании мировоззрения призывной молодёжи 1973 и последующих годов сыграет «Машина времени» - советская рок-группа основанная Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ 27 мая 1969 года. Эта группа будет исполнять и сочинять музыкальные произведения и песни с элементами классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни. При этом автор абсолютного большинства текстов песен и бессменный лидер группы – Андрей Макаревич – станет на несколько лет как бы нравственным лидером советской молодёжи 1973 года и последующих годов.

Вот пример «хипповой» (хитовой) песни «Кого ты хотел удивить», автор текста (слов): Андрей Макаревич, композитор (музыка): А. Кутиков.

Ты можешь ходить, как запущенный сад,
А можешь всё наголо сбрить.
И то, и другое я видел не раз,
Кого ты хотел удивить?

Ты верил в гитару, «Битлов» и цветы,
Мечтая весь мир возлюбить,
Но все эти песни придумал не ты,
Кого ты хотел удивить?

Скажи мне, чему ты рад?
Постой, оглянись назад,
Постой, оглянись назад,
И ты увидишь,
Как вянет листопад,
И вороны кружат
Там, где раньше был цветущий сад.

Ты стал бунтарём, и дрогнула тьма,
Весь мир ты хотел изменить,
Но всех бунтарей ожидает тюрьма,
Кого ты хотел удивить?

Теперь ты устал, и тебе всё равно,
Как жизни остаток прожить.
И тут на тебя все похожи давно,
Кого ты хотел удивить?

Скажи мне, чему ты рад?
Постой, оглянись назад,
Постой, оглянись назад,
И ты увидишь,
Как вянет листопад,
И вороны кружат
Там, где раньше был цветущий сад.


И всё же в 1973 году общий тон музыкальной культуре и общественному сознанию советских людей задавали песенные и музыкальные произведения, выраженные в новогодней телепередаче на песенном конкурсе-фестивале «Песня года – 1973».

В заключительном концерте 3-го Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни 1973 года выступили:
 
Ольга Воронец и народный хор подмосковного совхоза «Белая дача», художественный руководитель  народный артист РСФСР Александр Прокошин с песней «Расцветай, земля весенняя» (авторы: Валентин Левашов – Владимир Харитонов);

Юрий Богатиков и оркестр московской милиции – «Ночной патруль» (Серафим Туликов – Олег Милявский);

Муслим Магомаев, хор Московского дома учителя и инструментальный ансамбль под управлением А. Сосновского – «Школьный вальс» (Исаак Дунаевский – Михаил Матусовский);

Лев Лещенко и ансамбль песни и пляски МВО под управлением Сурена Баблоева – «Когда поют солдаты» (Юрий Милютин – Марк Лисянский);

Валентина Толкунова и ансамбль «Ткачихи» Щелковского хлопчатобумажного комбината Московской области – «Текстильный городок» (Ян Френкель – Михаил Танич);

Эдуард Хиль и оркестр АЗЛК – «Не зря тебя назвали москвичом» (Александра Пахмутова – Николай Добронравов);

Геннадий Белов и ансамбль «Советская песня» под управлением Вадима Судакова – «Дрозды» (Владимир Шаинский – Сергей Островой);

Муслим Магомаев – «Разве тот мужчина» (Оскар Фельцман – Расул Гамзатов , перевод Якова Козловского);

Ольга Воронец – «Гляжу в озёра синие» (из телефильма «Тени исчезают в полдень», 7 серия, 1971 год, Леонид Афанасьев – Игорь Шаферан);

ВИА «Самоцветы» - «Мой адрес – Советский Союз» (Давид Тухманов – Владимир Харитонов);

Лев Лещенко – «Сын России» (Серафим Туликов – Владимир Харитонов);

Большой детский хор ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова – «Мы тоже – советская власть» (Александра Пахмутова – Николай Добронравов);

Большой детский хор ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова, солистка: Инна Курилова – «Лесной олень» (Евгений Крылатов – Юрий Энтин);

Большой детский хор ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова – «Трус не играет в хоккей» (Александра Пахмутова – Сергей Гребенников и Николай Добронравов);

Большой детский хор ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова – «Песня крокодила Гены» (Владимир Шаинский – Александр Тимофеевский);

Большой детский хор ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова сол. Роза Агишева, Дима Голов, Майя Ермолаева – «Спят усталые игрушки» (Аркадий Островский – Зоя Петрова);

конкурс «Эту песню запевает молодёжь», в котором прозвучали песни «Если бы парни всей земли», «Дружба всего дороже», «Гимн демократической молодёжи», «Мы за мир», «Подмосковные вечера», «Дружба», «Пусть всегда будет солнце»;

ВИА «Самоцветы» - «Увезу тебя я в тундру» (Марк Фрадкин – Михаил Пляцковский);
Валентина Толкунова – «Одинокая гармонь» (Борис Мокроусов – Михаил Исаковский);
Лев Лещенко – «За того парня» (Марк Фрадкин – Роберт Рождественский);
Ольга Воронец – «Взрослые дочери» (Оскар Фельцман – Николай Доризо);
Муслим Магомаев – «Мелодия» (Александра Пахмутова – Николай Добронравов);
Юрий Богатиков – «Давно не бывал я в Донбассе» (Никита Богословский – Николай Доризо);
Таисия Калиниченко – «Золушка» (Игорь Цветков – Илья Резник);
Иосиф Кобзон – «Мгновения» (Микаэл Таривердиев – Роберт Рождественский);
Иосиф Кобзон – «Где-то далеко» (Микаэл Таривердиев – Роберт Рождественский);
Валентина Толкунова – «Серебряные свадьбы» (Павел Аедоницкий – Екатерина Шевелева);
Валерий Кучинский – «Если б камни могли говорить» (Игорь Лученок – Роберт Рождественский);
Муслим Магомаев – «Благодарю тебя» (Арно Бабаджанян – Роберт Рождественский);
Эдуард Хиль – «Счастливый день» (Владимир Дмитриев – Михаил Рябинин);
София Ротару – «Песня о моем городе» (Из телефильма «Кишинёв, Кишинёв», Евгений Дога – Георгий Водэ, перевод Владимира Лазарева);
Эдуард Хиль – «Берёзовый сок» (из кинофильма «Мировой парень», Вениамин Баснер – Михаил Матусовский);
Иван Петров – «Я люблю тебя, жизнь» (Эдуард Колмановский – Константин Ваншенкин);
все участники концерта – «Марш весёлых ребят» (Исаак Дунаевский – Василий Лебедев-Кумач).

Повтор прошлогодних песен, обилие детского хора и детских песен, попытка вспомнить традиционные советские песни и попытка заменить их новыми милыми и мелодичными песнями не принесли этому фестивалю успеха предыдущих лет. Появление на эстраде конкурса «Песня года 1973» Софии Ротару ярко свидетельствовало – грядут перемены…

Молодёжь и призывники 1973 года явно «перекачнулись» с традиционного советского «взрослого» репертуара на прозападные мелодии и ритмы зарубежной поп-культуры:

Pink Floyd – Money
Suzi Quatro - Can The Can
The Rolling Stone – Angie
The Sweet - Ballroom Blitz
Slade - Cum On Feel The Noize
Led Zeppelin - Over The Hills and Far Away
Gary Glitter - I'm the Leader of the Gang (I Am)
Paul McCartney & Wings – My Love
John Lennon - Mind Games
Tony Orlando & Dawn - Tie A Yellow Ribbon
Roberta Flack - Killing me softly
Bob Marley - Stir It Up
The Osmonds - Let Me In
Elton John - Goodbye Yellow Brick Road
Electric Light Orchestra - Roll Over Beethoven
Stevie Wonder – Superstition
Lynn Anderson -- Rose Garden
Alvin Stardust - My coo-ca-choo
Nazareth - Bad, Bad Boy
Alice Cooper - Hello horray
David Bowie - The Jean Genie
Focus- Hocus Pocus
Strawbs - Part of the union
David Essex – Lamplight
Les Humphries Singers - Mama Loo
Marie Laforet - Viens,Viens
Michel Sardou - La Maladie D'amour

молодые души и сердца призывников 1973 года по-прежнему трогали и волновали песни:

Эдуард Хиль – «Берёзовый сок»,
Олег Анофриев (за кадром) – «Есть только миг»,
Иосиф Кобзон – «Мгновения» (из телесериала «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой),
Таисия Калинченко – «Золушка»,
Геннадий Белов – «Дрозды».

Главной особенностью и различием между моряками-воинами призыва 1971-1972 годов и 1973-1974 годов было то, что мы – первые свиреповцы БПК «Свирепый» хотели служить и воевать на нашем родном корабле, быть героями, а большинство свиреповцев призыва 1973 года и последующих годов уже хотели просто «по скорому» отслужить на корабле, чтобы вернуться и зажить интересной, свободной, рок-н-рольной жизнью…

Так мне мнится, но может быть, заранее признаю, что я не прав…