Фильм Монолог

Павел Захаров 2
Фильм «Монолог» - просто пример хорошего кино. Такое кино часто называли интеллигентским, оно не дело больших сборов, но такое кино остается в памяти поколений, и оно продолжает оставаться живым.
Про этот фильм написана просто масса статей. И, прежде чем, я посмотрел фильм я читал эти статьи, и читал даже сценарий Евгения Габриловича. Так уж получилось. Но, когда я посмотрел этот фильм, я просто влюбился в него. И время от времени наслаждаюсь этим фильмом. Так раньше я не замечал музыку Олега Каравайчука. А это просто отличная музыка, которая создает атмосферу этого фильма.
Еще такое кино называли жизненным, и это, действительно, кино про всех нас. Главный герой показан как простой человек, а не как гениальный ученый. В картине он, прежде всего, обычный человек со своими проблемами и сомнениями, а лишь потом гениальный ученый. И, действительно, гениальный, раз он ради научного поиска отказывается от многих благ. И, вопреки, неверию своих коллег он достигает нужного результата. Но точка высшего триумфа оказывается и точкой падения, ведь главное для ученого вовсе не наука, а отношение с самым близким человеком, со своей внучкой. Просто больно становиться во время произнесения слов внучки.  Слишком уж она несправедлива к своему деду. Но этот фильм еще и про то, что любовь все перетерпит. И она победит. И это фильм  именно о любви, только о любви человека к своим корням, своим близким людям, а не о любви мужчины к женщине. О любви, которая сопровождает нас всю сознательную жизнь. Как и главного героя. Он немного напоминает человека в футляре, но только он сам это понимает, и сам над собой шутит. Он, прежде всего, питерский интеллигент, который, благодаря своим заслугам, обитает в своем родовом гнезде. Но футляр быстро рушиться из-за приезда дочери, которая так и не становиться близким человеком, потому что, прежде всего, ищет для себя место поудобнее. А потом футляр рушиться, благодаря внучке, которую профессор воспитывает. И воспитывает искренним и не плохим человеком.
Излишне говорить, что фильм наполнен эталонными актерскими работами. И не замечаешь всех условностей. Что Терехова не могла быть матерью Нееловой, а Неелова не могла быть внучкой Глузского. Что Евгения Ханаева, в принципе, еще не старая женщина. Да и самому Михаилу Глузскому еще только исполнилось пятьдесят лет, то есть, возрасту своего героя он соответствует только в начале картины. Именно этот фильм и вытащил актеры из ролей череды злодеев и белогвардейцев. Его долго воспринимали, как сугубо отрицательного героя, и он не был похож на образцового советского человека, тем более, ученого. Кстати, именно ученым и понравилось, как Глузский сыграл профессора. И, благодаря, их заступничеству картину выпустили на экран.
Не знаю, может быть, это легенда, но легенды всегда окутывают фильмы, которые стали легендами. И такой легендой остается фильм «Монолог», снятый Ильей Авербахом в 1972 году.