Цветет Покрова

Нина Володченко 2
НИНА ВОЛОДЧЕНКО

ЦВЕТЁТ «ПОКРОВА»

Почтовый конверт долго лежал у меня на письменном столе. Купила я его, чтобы выслать письмо в Украину. Как – то было непонятно в душе, что конверты на почте продают с оговоркой – « по Украине», «в Россию», сразу разделяя нас, хотя письма всегда должны соединять, их ждут и им радуются. Особенно, когда они адресованы пожилому человеку…
Я подписала конверт и тоже «по особенному», по европейски, так требует украинская почта, выставив образцы заполнения строчек за стеклом на почте. Какая разница от перестановки тех же самых слов адреса? Большая, конверт с письмом может не дойти до адресата или будет лежать на почте, его не понесут к ветерану, хотя, и письмо «заказное». Сколько раз приходилось, послав письмо, звонить Наталье Матвеевне, чтобы сходила сама за письмом на почтовое отделения города Днепропетровска. И ходила, хотя годы уже не для прогулок…
Тихое раннее утро в Крыму. За окном благоухает лето. И что – то родное увидела я за окном…
Да это же цветёт герань на грядках моего палисадника за окном. Розовые и красные шапочки бутонов облепили веточки так тесно, словно заря замёрзла на студёном ветру… А у нас долгая, долгая осень. Её мы называем – « Бабье лето».
В этот период времени можно подолгу гулять в парке, отдыхать «под грибочком» у моря и любоваться проходящими вдоль Керченского залива морскими судами. Плывут они своими морскими путями медленно, величаво. И только маленькие парусники с белыми парусами снуют, как однодневки бабочки по глади этой воды, радуя глаз.
Тиха и размеренна жизни керчан, когда схлынуло разноцветное, разноголосое с детским визгом, отдохнувшее население, гости города.
Вот и софора, которой изобилует город, свесила свои прозрачные пальчики до земли. Как приятен её аромат, воздух чист и прозрачен.
Маклюра, в народе её называют мужским именем – Адамово яблоко, рассыпала под ноги прохожим свои плоды. Последний плод этого сезона. Никак не возможно , чтобы не наклониться до земли и не поднять удивительно правильной формы зелёный шар, на память. Кусты роз зацветают по второму разу, выдохнув свой аромат и притягивая взгляд прохожих. Хороши!
Герань же, цветок наших мам и бабушек, незаслуженно забыта. Хотя, значение этого растения в доме, однозначно важно. Она чистит воздух от болезнетворных микробов и, расцветая в горшке на окне, украшает дом своими долгими соцветиями. Весной я высаживаю герань на грядку, а осенью, перед осенними дождями, заношу в дом. И цветёт она на окне ярким всполохом всю зиму, радуя глаз прохожих. А для меня – это объект радости и любви, когда зимой не хватает ярких лучей солнца и пасмурная погода. Я вспоминаю свою маму, поливая герань рано утром. Так и сейчас я вспомнила встречу с Натальей Матвеевной Ялынской…
Познакомилась я с Натальей Матвеевной в 2006 году, когда отдыхала в санатории « Перемога», под Киевом.
По аллее, где стройными рядами на клумбе цвела « покрова», шла пара пожилых людей. Уж очень сереневый цвет «покровы»был похож на седины у этой женщины, которую вёл под ручку статный мужчина. Она была похожа на этот благодатный всполох среди пурпура осени.
« Она, конечно, счастливая женщина!» - подумала я.
Утренняя прогулка перед завтраком окончена и я иду в столовую. Мой стол №50. Немного с опозданием эта пара, которой я любовалась на прогулке, заняла место за моим столом. Так мы и познакомились…
 Наталья Матвеевна и Василий Семёнович Ялынские родились в одном селе, учились в одной школе, сидели за одной партой. Так они росли и превращались в  жизненно необходимых друг для друга людей. Если бы не война…
Василий, четырнадцатилетний подросток, прибавив себе год, ушёл на фронт. Наталочка, хрупкое голубоглазое создание, осталась в оккупации. И стала переносить тяготы этой постылой войны.
Она рано стала взрослой…
О Василии не было никаких вестей.
Наталочка горевала, как все дети войны, и ждала чуда. Василия судьба забросила на Тихоокеанский флот, а там разгорелась ещё одна горькая   Японская война.  Он служил на подводной лодке…
Война закончилась с Японией так быстро только благодаря геройству опытных уже тогда наших защитников. Но для Японии она была роковой и потребовала безоговорочной капитуляции её.
В родное село Кирилловку Киевской области Василий Семёнович приехал после войны, когда ему дали отпуск. Он был в пагонах…
Свадьбы не было, но сваты пришли к отцу и матери Наталочки. Увёз её Василий так далеко от родного дома, на самый Дальний Восток! Там строили свои семейные отношения, там прожили в любви и согласии 27 лет. Василий Семёнович всё в походах, выполняя боевые задачи. Наталья Матвеевна училась, родила дочку и сына.  Расцвела, похорошела…
Работа у неё была очень ответственной, по нашим сегодняшним меркам. Жена морского офицера соответствовала, чтобы её любил Василий Семёнович. В их семейной жизни не было недосказанности, а была полная доверительность во всём! Этим и сохраняли свою любовь.
« Мы прожили вместе уже 53 года» - говорит мне Наталья Матвеевна, когда мы с ней уединились в яблоневый сад санатория. Василий Семёнович в санатории устраивал шахматные турниры и всегда выигрывал все партии.
В одно из воскресений, мы с Натальей Матвеевной,  поехали в Киево - Печерскую Лавру. Я была там впервые. На подворье я сделала много снимков, которые потом, позже, подарила им. Наталья Матвеевна стала для меня старшей сестрой, насколько доверительными были наши беседы. В санатории мы успевали посмотреть многосерийный фильм и сходить на танцы, погулять в великолепии хвойного леса и посмотреть высший пилотаж в небе над яблоневым садом
Срок санаторной путёвки подходил к концу. Мы обменялись адресами и телефонами, чтобы продолжить наше общение в дальнейшем.
Запомнился мне день нашего расставания.
Эта счастливая пара была счастлива во всём, от них веяло той любовь, которую в народе говорят, вечной…
Мы ждём такси у ворот санатория. Конец октября нахлынул на нас пронзительным холодным ветром. Василий Семёнович поднял воротник своего серого плаща, Наталья Матвеевна покрыла голову незамысловатым платком и сделалась от этого похожей на куколку, с которыми мы играли в детстве. Нам их шили наши мамы из чулка, набитого древесными опилками, пришивали ножки, ручки и рисовали химическим карандашом глаза, которые были обязательно голубыми, как у Натальи Матвеевны. Губы рисовали красным карандашом, который лежал в коробочке, где было всего шесть « цветов радуги». Я рано стала шить этой кукле наряды из лоскутков, которые мне давала мама. Шить я и сейчас люблю…профессионально!
Надвинув на лоб свою дамскую шляпку, чтобы ветер не сорвал с моей головы, мы уселись на скамью.
Я попросила Василия Семёновича вспомнить что – то из той войны, страшной, японской и взяла из сумочки ручку с блокнотом. Василий Семёнович охотно стал вспоминать. Он подробно помнил даже номера подлодок и катеров, фамилии командиров и моряков…
Особенно волнительно было слушать о медсестре Маше, вот, фамилию её он не вспомнил… Её выкрали японцы и пытали, вырезав на груди звезду. Всё же прорвались моряки, чтобы её спасти, хотя, своих жизней положили много, японские укрепления были минированы. Но, не успели, Маша была мертва…
 Я кивнула, что обязательно напишу о Маше и наши глаза встретились… Я увидела его глаза полные сострадания и слёз. Этот взгляд забыть не возможно, он говорил о героизме женщины на войне.
Такси не заставило себя долго ждать и зелёный огонёк замигал у ворот санатория. Василий Семёнович поцеловал мне руку, как сделал бы каждый морской офицер  сейчас… До свидания.
 Но встретиться с ним я не смогла. Получив от меня фотографии, он сам их развесил в рамочках своей спальни. Снимки, хочу сказать, получились классные! Счастливая пара – на вечное вечно! А декабре, перед Новым годом, его не стало…
В эти трудные для Натальи Матвеевны дни, она мне писала письма:
«…Получила от тебя весточку, большое спасибо. Это, как глоток свежего воздуха, эликсира жизни…»
«… Говорила мне моя мама, живи и будь справедливой, живи по совести…»
«…Васенька умер на моих руках, в постели, рядом со мной. Целовал, целовал меня… Я уже не слышала биения его сердца, а он и не догадывался, что умирает…Губы его шептали: « Я тебя люблю…».
«… Без Васи мне скучно, трудно, но куда деться, жить надо дальше. Хожу в храм»
«… Дети, внуки меня не забывают, этим и украшают мне жизнь».
«…Это только сильный, настоящий человек, найдёт в этом хаосе всоё достойное место… Ты его нашла, я тобой горжусь».
И так уже много лет. Мы с ней более, чем подружки, секретов друг от друга нет, а вот, советы Натальи Матвеевны, мне во многом помогают.
« НЕ КАЖИ, ЩО ЖИТТЯ – ЦЕ СОНЛИВИЙ ОБМАН
I ЩО РОКИ СПЛЫВЛИ, ЯК ОСIННIЙ ТУМАН.
МОВ ГОРЯЧi ЛИСТКИ, ДЕНЬ СКОТЫВСЯ ЗА ДНЕМ, -
А ПОКРОВА ЦВiТЕ ЩЕДРЫМ ЛiТНIМ ВОГНЕМ…
Ещё долго будет слышать Наталья Матвеевна шёпот любимых губ Василия Семёновича, как только приляжет на подушку…
На этом мои воспоминания я оставляю. Надо написать письмо Наталье Матвеевне: « Здравствуй, дорогая Наталья Матвеевна….»
А « покрова» цветёт, не боится крымской зимы.