Третий берег

Владимир Пеганов
               
 
  Годы учёбы закончились, осталось поехать к месту будущей работы и там защищать дипломный проект.

  Куда поехать, где работать? Это волновало почти всех. Правда, кто-то уже подыскал себе место или с помощью родителей, или других связей. Имел необходимые гарантийные бумаги с места будущей работы, и уверенность, что там у него всё сложится хорошо.

  Другие ждали приезда «купцов». «Купцы» на студенческом жаргоне, – это те люди, которые будут набирать на свои предприятия молодых выпускников - будущих специалистов. Обычно это были люди из отдела кадров. Мы уже знали, что в разговоре с ними можно не стесняться, общаться на равных. Они для нас пока просто представители заводов и, к тому же, - «их много, а мы одни». И не столько они выбирают нас, сколько мы выбираем их.

  У них можно выспросить всё – от будущей зарплаты и жилья, до температуры и прозрачности воды в речке, где можно купаться, и много ли красивых девушек в их городе.

  -Валентин! Ты куда хочешь?

  -Как можно дальше! В Комсомольск на Амуре хотел, но оттуда нет представителя. Говорят, что из Иркутска кто-то приехал, он где-то здесь. А ты куда?

  -В Иркутск очень даже не плохо, тайга кругом, Байкал рядом… надо подумать! Пошли искать… этого, который из Иркутска. Вон там, у окна – не он?

  -Здравствуйте! Вы не из Иркутска?
  -Из Иркутска!
  -И что у вас там?
  -А у нас там всё…

  -Интересно! А можно вас спросить…

  Мы с Валентином по очереди задаём вопросы. Сначала про завод, - где и кем мы будем работать, каким нас обеспечат жильём, и какая будет у нас зарплата.

  -Зарплата по штатному расписанию, плюс премии… но у нас ещё есть к зарплате сибирский коэффициент – двадцать процентов.

  -Двадцать процентов – это неплохо! Ну, а до Байкала как, далеко? – спрашивает Валентин.

  -На электричке – примерно час или чуть больше.

  -Что, у вас и электрички есть?

  -А вы думаете, что мы на собаках ездим, или на оленях? Если приедете, то сами убедитесь, что мы не в глуши живём, и медведи по улицам ночью у нас не гуляют.

  -Извините, я пошутил! А скажите, пожалуйста, в Ангаре можно купаться?

  -Купаются в основном на заливах Иркутского моря, там вода теплее. А в Ангаре… я вчера улетал, и по радио передали, что утром вода в Ангаре была восемь и две десятых градуса. Но это ниже плотины.
Валентин посмотрел на меня и спросил:

  -Ну, как?

  -Сгодится!

                *   *   *
  Несколько ночей подряд мне снятся какие-то странные сны. Я вижу берег широкой реки, старый полусгнивший дебаркадер, много людей, размахивающих руками, и слышу их голоса. Но о чём они говорят, я не понимаю.

  А река становится ещё шире, наползает туман и уже не видно другого берега. Люди куда-то исчезают, а передо мной только две человеческие фигуры – старик и юноша.
 
  Я напрягаюсь, чтобы разобрать хоть что-то из тех слов, которые доносятся до меня. И мне, наконец, это удаётся.
 
  -Вот один берег, а там другой. – Старик окидывает взглядом юношу, молчит, ожидая от него ответа, и отворачивается. Потом глядит на катер, который отчаливает от берега, и тихо продолжает: - Так вот и люди, у каждого своя река жизни, то к одному берегу, то к другому! Два берега, и ничего не меняется. А ведь людям хочется… - Старик замолкает и опускает голову.

  Я просыпаюсь. И пока события сна ещё свежи в памяти, начинаю думать, - а на что намекал старик, когда говорил то про один берег, то про другой? Как жалко, что я не досмотрел свой сон, в котором юноша обязательно бы спросил:
   
  -Дед! А, может, где-то есть третий берег, который ищут люди? Всю жизнь ищут, а вот находят ли?

  -Не знаю… - ответил бы старик.