5. Коллективизация, трудное время

Валерий Хатовский
 
   Конец 1929 года, Коллективизация. Постановление о муниципализации строений площадью сверх 100 квадратных метров.  Наш дом имел гораздо большую площадь и, не смотря на то, что в тяжелые 1917–1920 годы наш отец был членом ревкома, председателем местечкового совета, что после освобождения от белополяков был 4 года председателем совета, первым организатором сельхозартели – всё же дом наш забрали. От расстройства отец заболел, открылась  зажившая было язва. В 1930 году после хирургической операции в Москве отец умер. Похоронили его на Востряковском кладбище.
   В 1933 году дом нам вернули, но потребовались для этого материальные средства (совбюрократия, взятки). Очень важно было добиться возвращения дома, иначе нас причислили бы к «лишенцам». А лишенец терял право на работу и получал направление в ссылку в отдаленные края.
   
   28 лет мне.  Женат, семья. В дополнение к осиротевшей нашей семье была осиротевшая семья моей жены и семья сестры Гиты с 5 детьми, без хлеба, одежды  и так далее  - известно, ЧТО было в начальный период в колхозе! Но об этом чуть позже. В общем,  около 20 человек надо было как-то вывести в жизнь – хлеб, одежда, жильё, образование и т.п. И остальные сестры с семьями, оставшиеся в провинции, также оказались неустроенными. В общем более 35 человек надо было «перебазировать» (выражение деда. Прим.Валерия). На это ушло около 10 лет.
   Расскажу здесь о моих сестрах. Оглядываясь назад считаю, что что из-за многих традиций местечка молодые жизни оказывались покалеченными. Жили, детей наживали, но любви часто не было, была необходимость совместного проживания. Развод в старое время - вечный позор! Аборты не практиковались. Живи, плоди потомство, добывай кусок хлеба, забот, хлопот, работы ужасно много. По 8-10 детей в семье. Теперь, слава Богу, детей 1-2, хлеб в магазине, все продукты. Автомобиль свой, курорты, все доступно,  о таком в то время и не мечтали.
   Первой выходит замуж старшая сестра, общая любимица Гита. Чудный человек. Своего будущего мужа она знала давно, но была знакома и с другими парнями. Их сосватали, думаю, что она была достойна лучшего. Её муж Исаак потерял отца в детстве, воспитывался у бабушки и своих дядек, потомственных богатых мясников. Это была высшая знать в местечке. Состоятельные  настолько, что откармливали скот на отходах спиртных заводов, вагонами отгружали в Бобруйск, Минск, в Москву. Имели большую лавку в Паричах, у них покупала мясо только местная знать, помещики. По мясному делу работал и Исаак. Богатым к моменту свадьбы он не был, женили его, спровадили из семейного дела, вероятно из-за болезненности -  для поддержания  дела нужны здоровые и сильные. Для начала вдвоём с дружком покупали 10-дневного или месячного теленка. Зарежут на бойне, разрубят мясо и разнесут потребителям. Какая-то разница, пусть небольшая, оставалась у них. Так постепенно у них с Гитой накопилась сумма, чтобы купить корову, пару телят, баранов. Дать им подрасти, зарезать - смотришь, уже "обросли шерстью", как у нас говорили. С год жили у нас, на наших харчах. Зато купили маленькую хибарку, коровку - помню, она была маленькая, рябенькая, ласковая и молочная. Удачная оказалась корова. Стали жить самостоятельно.
  Надо отметить хорошую традицию жителей местечка:  как-бы по сговору у начинающих мясников (равно у портных, сапожников, возчиков)  покупали
 мясо домохозяйки, в ущерб старым поставщикам. "Надо же помочь молодым, чтобы встали на ноги".   
       Исаак в доме был далек о всех трудностей, любиил хорошо покушать, попить чайку- сказывалось воспитание.  Работал экспедитором на кирпичном заводе,  потом кладовщиком в автомотоклубе. Зарплата мизерная.  Зато Гита работала, как лошадь.  Кормились за счёт того, что она  выкармливала ежегодно по два кабана весом по 14 пудов – не на продажу, только для себя. И  держала хорошую, молочную корову. Вот и всё, корова кормила свиней, все вместе – семью. Старший их сын Моисей не особо охотник был до науки, устроил я его учеником электрика.   12 лет всего ему было, но парень он был рослый, мне поверили, что ему 14. Потом имел я из-за этого большие неприятности. Короче говоря, 4 года был только на ученической зарплате.
   Вот ещё характерный  штрих. Как-то  раз  Исаак, папа и ещё двое занялись  покупкой  коров  на мясо, используя нашу лошадь для разъездов и сарай наш для резки скота (скотобойни тогда   не было). Заработок – на четверых. И вот Исаак взбунтовался, заявляет: можем обойтись без «старика». Только протест Лейке, парня из Чернина, помог отцу остаться в коллективе. Лейке так и сказал: «Без тебя обойдёмся! Старика оставим, он стоит больше тебя!». А папа тогда нуждался, это я знаю из его слов. Да и Гита плакала, узнав об этом. Но она не могла ничем помочь. Вот такие случались дела.
   НЭП кончился, коллективизация, торговля замерла, скота не стало, мясное дело кончилось. Что делать?  Исаак с Гитой решили поступить в колхоз.
   А я в то время только что демобилизовался, появилась семья, жили в Минске, в крохотной квартире. Чем я мог им помочь? Они переехали в другое местечко, он работает свинарём, Гита – дояркой, на трудодни – шиш!  Папа каждые 10 дней отвозит им туда продукты, всё возможное, ведь семья уже – 8 душ,  умирают с голода.  Какой он был хороший тогда, Исаак…   В дальнейшем, спустя несколько лет я забрал эту семью в Минск, помог встать на ноги.
   В первые годы им не повезло, две коровы у них не растелились, пришлось прирезать. Сосед- прохиндей написал заявление, что Исаак спекулирует мясом. Посадили под арест, судила тройка – какой там суд! Ссылка на 10 лет. Чудом удалось доказать, что это-оговор, помогли мои друзья по работе. В последнюю минуту я получил распоряжение освободить его. Догнал конвой уже на улице Свердлова, в двух шагах от вокзала, опоздай на какой-нибудь час – всё пропало бы. В 1938 году помог им в покупке дома в Минске, на Комаровке, на улице Добролюбова. Конечно, денег у него не было, я  дал деньги моей маме, она купила дом и стала жить в нём  вместе с семьёй Гиты. Для  меня  все они были, как мои дети. Впоследствии я устроил их сына Мотика  в моей организации, дали ему  бронь от призыва в РККА  (Красную армию). Но в начале 1941 года старший сын Бабицкого Моисей добровольно пошел в армию.