Нам дороги эти позабыть нальзя

Нина Володченко 2
Нина Володченко




НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…


                Дорогие наши ветераны!
                Это посвящается вам!


В память о времени и событиях, непосредственными участниками которых были вы. Настало время более глубоко осознать величие подвига народа, донести до ума молодого поколения правду о Великой Отечественной войне.
В знак восхищения стойкостью и упорством, жизненной закалкой и высоким вашим патриотизмом написаны эти строки. На смертельный бой в атаку шёл каждый из вас ради своей земли, малой или большой Родины. Наследники победителей должны иметь чувство памяти, чувство долга. Пусть придаёт вам силы бессмертное утверждение военных лет: «Наше дело правое – Победа будет за нами!»

Помним грохот огня,
Помним дальние страны,
Каждый год, каждый день,
Опалённый войной.
Не стареют душой,
Не стареют душой ветераны,
Ветераны Второй Мировой.
                (Я. Халецкий)   

Давайте все вместе пройдём по местам патриотического героизма поколения военной поры…
1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. По своим масштабам и последствиям она была крупной и разрушительной в истории человечества. В ней участвовало 61 государство и около 80% всего человечества. Эта война унесла более 60 млн. человеческих жизней. А началась она с нападения фашистской Германии на Польшу. Весной 1940 г. были захвачены Дания, Норвегия, Голландия, Бельгия. 14 июня 1940 г. немцы вступили в Париж. 31 июля Гитлер сделал заявление о том, что первоочередной целью отныне является война с Россией. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 под условным названием «План «Барбаросса» и одновременно был разработан генеральный план «Ост» по колонизации восточных районов. Он предусматривал выселение за Урал 31 млн. человек и уничтожение 50 млн. человек. А территория и оставшееся население должна была войти в состав Германской империи. Для войны с СССР была создана агрессивная военная коалиция, основой которой стал Тройственный союз, заключённый 27 сентября 1940 г. между Германией, Италией, Японией. Времени на подготовку к обороне у советского государства оказалось мало.
Осуществление плана «Барбаросса» фашистской Германией началось на рассвете 22 июня 1941 ода одновременным наступлением сухопутных войск и бомбардировками с воздуха. Для Советского Союза это было началом Великой Отечественной войны…
Первые месяцы войны были тяжёлыми и трагичными для армии и страны в целом. Началась блокада Ленинграда и страна мобилизовала все силы на отпор врагу под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!» 1523 предприятия были эвакуированы на восток страны и перешли на выпуск военной продукции. Началось формирование народного ополчения. В тылу врага создавались подпольные группы сопротивления и партизанские отряды. К концу 1941 года на оккупированной территории действовало более двух тысяч партизанских отрядов
.
Из воспоминаний
Емелина Жоржа Александровича:

«Я родился в 1931 году в г. Керчи. Учился в школе им. А. М.Горького в посёлке Камыш-Бурун. Когда началась война, я вместе с отцом и матерью вошёл в состав партизанского отряда им. И. В. Сталина. Он был организован в Старокарантинских каменоломнях в октябре 1941 года. Командиром партизанского отряда был Зябрев Александр Фёдорович, а мой отец, Емелин Александр Иванович, был комиссаром сталинской железной дороги в направлении Керчь-Джанкой. В отряде было пятеро таких, как я, пацанов – Володя Лазарев, Володя Дубинин, Иван Гриценко, Анатолий Ковалёв и я. Был я низкорослый, худой. У меня был наставник-партизан Миша Душин. С ним я ходил в разведку, выполняя отдельные поручения. В темноте я ориентировался хорошо, чувствовал своим телом повороты в каменоломнях. Мы много «портили немцам нервы». Жили мы взрослой жизнью, суровой и опасной. В каменоломнях средняя температура зимой и летом была +4 градуса. А после того, как предатель отравил воду в ёмкости, нам её давали по чайной кружечке в сутки. В обед, после еды, мы, мальчишки, крутили педали велосипеда – динамо-машины, чтобы загорелась трёхвольтовая лампочка и все увидели свет. Это было большое счастье! Наш партизанский отряд базировался на нижнем втором ярусе каменоломен. Вода к нам не просачивалась. Мой отец предложил устройство для сбора влаги. И под большим риском мы их сделали несколько штук ярусом выше. За сутки собирали один солдатский котелок с шурфа. Я очень хорошо помню день приёма меня и всех мальчишек отряда в пионеры. Командир отряда повязал каждому красный галстук. А сделаны были галстуки из простой красной материи…
В одном из боёв я получил ранение и контузию в голову.
 
Я никогда не забуду казнённых немцами наших разведчиков: Москаленко Пантелея Павловича, Ланкина Михаила Евграфовича и матроса Чаркина. Мемориальная доска подвигу партизан Старокарантинских каменоломен г. Керчи увековечила их память. У входа на Митридатскую лестницу вспомните о них и вы…

День Победы я встретил в своём любимом городе Керчи. Проживал я тогда по ул. К. Маркса, 33. мне было уже 15 лет. Когда объявили по радио о победе, я был с ребятами во дворе. Радость была общая и великая…»

Жорж Александрович Емелин награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом «За мужество» и многими юбилейными медалями и почётными знаками города-героя Керчи. Он член Президиума комитета ветеранов войны и активный участник славных традиций по сохранению памяти о героизме и отваге защитников Родины. Пожелаем ему крепкого здоровья!

А кругом опалённые войной дороги…

Плану Гитлера – 15 августа 1941 года занять Москву, а 1 октября закончить войну с Россией, не удалось сбыться. Великая битва под Москвой по размаху и напряжённости не имела себе равных в истории войн. Сражение продолжалось в течение 203 дней и ночей. В нём сошлись главные силы воюющих сторон. Начали его более 3 млн. человек, около 2700 танков, 21600 орудий, свыше 2 тысяч самолётов. Ценой огромных усилий удалось стабилизировать ситуацию под Москвой. В каждой сводке сообщалось о беспримерных подвигах воинов. Среди них были 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В. Г. Клочковым. На рассвете 5 декабря 1941 года советские войска обрушили мощный удар на группировку  немецких армий. 7 апреля 1942 г. силами Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов впервые во Второй Мировой войне была остановлена непобедимая до этого времени германская армия. Для немцев неожиданно война стала затяжной…
А какая это была морально-политическая победа, которая укрепила боевой дух защитников Родины!


Из воспоминаний
Костовского Василия Александровича:

«Я родился 23 августа 1927 года в с. Ново-Николаевка Крымской АССР. Мой отец был кузнецом в колхозе «Воля труда». 22 июня 1941 года я был на выпускном вечере в школе № 24 им. А. С. Пушкина в Керчи. Это был не мой выпускной бал… Я только окончил 8 классов, мне было 14 лет. Нас, пятерых пионеров и активистов, пригласили на бал к десятиклассникам. Мы веселились, водили хороводы, танцевали, а утром узнали, что началась война. Я вернулся в с. Ново-Алексеевку к маме и сразу же пошёл работать в кузницу, заменив отца. От него я научился многому, даже овладел кузнечной сваркой. Молотобойцем у меня была тётя Аня Борзюк. 17 ноября  1941 года немцы первый раз прошли через деревню, не обращая внимания на жителей. Кругом паслись тысячи голов скота, которых не успели переправить через пролив. Второй раз немцы пришли в Ново-Алексеевку 14 мая 1942 года, и тоже долго не задержались. В апреле 1942 года я был послан в Маяк-Салынскую МТС учиться на комбайнёра. Но нас отправили домой, потому что наши войска отступали…
Была пасмурная погода, отступающие войска шли по дороге нескончаемым потоком. И, вдруг вынырнувший из облаков немецкий «Юнкерс-88», был ими сбит ружейно-пулемётным огнём. Самолёт рухнул на землю и развалился на куски…
Я был возле него через полчаса, искал оружие, чтобы мне, мальчишке, вооружиться. Ещё один эпизод запомнился мне: отступающие войска оставили привязанными лошадей. Мы, мальчишки, решили их напоить. Ребята сели на них верхом, а я увидел в небе немецкую «раму» и кричу им: «Сейчас будут бомбить, отпустите лошадей по балке!» Тут налетели 12 «Юнкерсов» и начали бомбить. Четверо моих друзей и трое стариков на дороге погибли. Это надо было мне пережить… Мои лошади уцелели.
3 августа 1942 года в Новониколаевке была организована подпольная группа. В неё входили: Илья Яцун, Костовская Александра и я, Костовский Вася. Мы собирали оружие, листовки, которые сбрасывали наши самолёты. Одна из них, помню, называлась «К населению Крыма». В кузнице я тайно ремонтировал оружие, собирал сведения о немецких частях, а гранаты мы прятали даже под черепицей дома, где я жил. А в январе 1943 года мы связались с Мариентальской подпольной организацией. Я «замыкался» на «доктора Бауэр» (Плотникову Александру Петровну). Связным был Толя Машель…
В армию меня призвали в 1944 году. День Победы я встретил в г. Днепропетровске, в запасном артиллерийском полку. В памяти моей до сих пор клокочет радость. Я помню ликующий народ на улицах разбитого Днепропетровска. Здесь так же, как в Москве был парад Победы, и я его участник.
После войны я участвовал в восстановлении г. Ленинграда, из руин были восстановлены здания Адмиралтейства. В 1956 г. я окончил Военно-морскую медицинскую академию и служил на Дальнем Востоке. В отставку по болезни ушёл в звании капитана. В Керчи живу с 1960 г. В 1964 году я учился в ординатуре г. Харькова и практиковал под руководством академиков Шалимова и Амосова, светил медицины. В 1972 году я окончил заочно аспирантуру в Москве.
В моей династии Костовских три человека Георгиевские кавалеры: дядя Гаврюша – участник Русско-Японской войны, а дядя Вася и мой отец – участники Первой Мировой войны…
Я сегодня хочу сказать вам, дорогие мои земляки, пусть это не повторится никогда. Чтобы вам не пришлось быть подпольщиками, партизанами на своей земле. Как медик, желаю вам крепкого здоровья!»

Василий Александрович Костовский награждён орденом «Отечественной войны» II степени, орденом «За мужество» II и III степени, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги».
Василий Александрович Костовский – председатель Совета партизан города-героя Керчи.

А по нашим дорогам шагал немецкий солдат…

Летом 1942 года немецкие войска вновь овладели стратегической инициативой и перешли в наступление в районе Волги и Кавказа, где целью №1 был захват г. Сталинграда. Для достижения этой цели немцы привлекли 900 тысяч солдат и офицеров, 1260 танков, 1640 самолётов.
12 июля 1942 года Ставка создаёт Сталинградский фронт под командованием маршала С. К. Тимошенко, в дальнейшем – генерала В. Н. Гордова, а с 10 августа генерала А. И. Ерёменко. Враг окружил южную группировку, в плену оказались тысячи солдат. Перелом наступил благодаря решительным боевым действиям 15-й гвардейской дивизии под командованием генерала А. И. Родимцева, которому удалось переправить через Волгу в Сталинград свежие силы – 6 тысяч бойцов. Лётчики в небе 14 раз повторили подвиг Николая Гастелло, 29 таранов в воздухе, 11 воинов закрыли собой амбразуры вражеских огневых точек. 58 дней разведгруппа сержанта Я. Ф. Павлова удерживала дом в центре города. В течение 67 суток Сталинград был в пламени ожесточённого кровопролитного сражения. В январе 1943 года на огромном пространстве от Ладожского озера до Чёрного моря начались наступательные действия.


Из воспоминаний
Середы Ивана Фёдоровича:
«Родился я 30 августа 1924 года в с. Бирловка Полтавской области. В 1941 году я жил в г. Керчи и учился в школе № 21. Я окончил 9 классов, когда началась война. 27 октября 1941 года была первая массированная бомбёжка г. Керчи. А 16 ноября немцы оккупировали наш город. Комендантский час и чёрные формы полицаев наводили на нас страх. Проводились массовые расстрелы. Мы прятались в деревне Кезы…
25 марта 1942 года я был призван в армию. Мне было 17,5 лет. В г. Ростове-на-Дону формировалась 192 Краснознамённая Оршанско-Хинганская стрелковая дивизия. А 16 июля 1942 года наш полк вступил в бой с войсками противника, с его танковыми частями. Это было под Сталинградом. Нам пришлось отступить…
После расформирования я попал в 40-ю Гвардейскую Краснознамённую Енакиево-Дунайскую ордена Суворова стрелковую дивизию. В станице Сиротинская при взятии высоты «180,9» я был ранен. Сейчас на этой высоте стоит памятник и надпись гласит: «Здесь стояли насмерть гвардейцы 40-й дивизии…»
После излечения, в звании старшины, дошёл до Австрии с 22-й Краснознамённой Отдельной Ясской, ордена Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского дивизией.

О Победе нам сообщил капитан Рохленко. Немцы начали сдаваться американским войскам. Прозвучала команда: «На перехват!»
Это было 8 мая 1945 года. Так что, в ночь с 8-го на 9-е я выполнял задачу. На огромном поле расположились, как могли, более 100 тысяч немецкой поверженной армии… «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» – лучшим подтверждением слов святого Александра Невского была эта картина на поле.

Любимый город двух морей, моя Керчь, как ты изменилась! Мы будем тебя любить, уважать и воспитывать новое поколение на боевых традициях истории. Пусть будет над головой голубое небо многие годы…»

Иван Фёдорович Середа награждён орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны» I степени, орденом «За мужество», медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За боевые заслуги», медалями за взятие Будапешта, Вены, медалью «За победу над Германией», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и многими юбилейными медалями и знаками города-героя Керчи.

Иван Фёдорович Середа имеет семь благодарностей Верховного Главнокомандующего за участие в боях при освобождении 15 городов и населённых пунктов на территории Румынии, Австрии, Венгрии в период Великой Отечественной войны. К сожалению Ивана Фёдоровича с нами уже нет, но есть его живые воспоминания…

А на дорогах войны – мороз и ветер, снег колючий…

В начале февраля 1943 года основные усилия Красной Армии были сосредоточены на юго-западном направлении. Необходимо было завершить разгром всех неприятельских сил и освободить Харьковский промышленный район, Донецкий угольный бассейн. Но армия Манштейна перешла в контрнаступление…
«Курский выступ» заставил немецкое командование разработать план операции «Цитадель». Ставка приняла решение на Курском выступе сосредоточить 1,3 млн. человек, 20 тыс. орудий, 3 444 танка, 299 самолётов. По боевому составу советские войска превосходили противника. В течение мая-июня от Смоленска до Азовского моря шли воздушные бои. 5 июля 1943 года началась Курская битва. В огне битвы под Прохоровкой 12 июля наши «тридцатьчетвёрки» не оставили немецким «тиграм» ни времени, ни пространства. План «Цитадель» был сорван. К осени 1944 года были освобождены Молдавия, Литва, Эстония, Латвия, началось освобождение Европы.

Из воспоминаний
Морозова Юрия Борисовича:

«Я родился в г. Ульяновске 17 февраля 1929 года. Мне ещё не было 12 лет, когда началась война. Я учился в четвёртом классе в г. Самаре. С детских лет я носил тельняшку, которую мне сшила мама из отцовского «тельника». В 1943 году, в период летних каникул, я работал юнгой на пароходе «Серго Орджоникидзе». В 1944 году я был на пароходе «Клим Ворошилов» уже учеником рулевого. От г. Рыбинска до г. Астрахани мы возили грузы военного времени. Видел разрушенный Сталинград с сетью печных труб от бывших домов. В 1944 году я поступил в морскую школу лётчиков в г. Куйбышеве, а в 1947 году её закончил. Но лётную комиссию не прошёл и пошёл служить на линкор, линейный корабль «Октябрьская революция», построенный в 1914 году, с командой, численностью 1200 человек. В 1948 году я получил звание лейтенанта, окончив Высшее военно-морское училище, ныне это кадетский корпус Петра I. На Северном флоте я от лейтенанта – командира катера дослужился до командира дивизиона торпедных катеров. В 1962 году был отправлен на Кубу с первой группой 12-и торпедных катеров на трёх пароходах класса «Либерти», для передачи их зарождающемуся флоту Кубы, часть специалистов участвовали в Карибском кризисе. В 1962 году 25 человек специалистов геройски защищали остров Свободы. У нас в клубе «Побратим», при комитете ветеранов есть стенд с фотографиями этих людей. Второй раз я был на Кубе, но уже с ракетными катерами… В 1969 году я поступил в Академию Военно-морского флота в г. Ленинграде. Служил в качестве нач. штаба бригады. В 1977 году командирован в Конакри, в Гвинею. Я возглавлял группу военно-морских специалистов. До ухода в запас был заместителем начальника учебного центра флота. Занимался подготовкой иностранных экипажей. В конце 1984 года – запас и г. Керчь. Раньше здесь была школа, где готовили специалистов, капитан-механиков для вооружённых сил. Я был начальником этой школы. Жаль, что сейчас её нет в нашем городе.
День Победы я встретил в г. Куйбышеве, в училище, где учился. Всё училище было построено на плацу и под торжественный марш чеканили шаг мальчишки-курсанты по улицам города. Нас встречали, как победителей! Блестели начищенные кокарды и пуговицы, как яркое солнце. Нам бросали цветы. Это забыть нельзя… Через два месяца я получил первую свою награду – медаль «За победу над Германией». Моё жизненное кредо: место в шлюпке и круг, глоток воды и горбушку хлеба – пополам. А когда мы собираемся за праздничным столом, то второй тост я произношу: «За женщин». Хотя их часто нет рядом с нами, но они о нас думают хорошо. Дорогие керчане, в настоящее время мне очень хочется добиться выполнения ещё одной задачи – установить, вместо камня, памятник солдату, матросу и санинструктору, которые не дошли в войну до береговой черты. Надеюсь на ваше активное участие и помощь…
Так распорядилась мной судьба».
Юрий Борисович Морозов награждён: орденом «Красная Звезда», орденом «За службу Родине» III степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией», медалью «За службу на Кубе» и многими юбилейными медалями и знаками города-героя Керчи. Уважаемый Юрий Борисович, крепкого Вам здоровья!

Эти дни мы приближали, как могли…

Триумфальный поход Советской Армии в европейские страны с миссией освобождения – особая страница в истории ВОВ. Военные операции в связи с этим приобрели новые военно-политические черты. Они начали координироваться с действиями союзников. В середине апреля 1945 года на советско-германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск. Предстояла битва за Берлин. Эта операция началась 16 апреля под командованием маршала Г. К. Жукова, И. С. Конева, К. К. Рокоссовского. 30 апреля штурмом был взят Берлин, а 2 мая уцелевшие остатки берлинского гарнизона капитулировали.

Из воспоминаний
Соворовского Георгия Васильевича:

«Я родился в селе Тятирыжиск 18 февраля 1922 года. Родина моя – Казахстан. В 1941 году я учился в школе лётчиков гражданской авиации в г. Петропавловске. В военкомате я написал заявление, что в любое время готов перейти учиться в военное училище. Я ждал. 3 мая 1941 года был зачислен в военную авиационную школу.
 Началась война и мы приступили к теоретическим и практическим занятиям по очень жёсткому графику. Моим инструктором по полётам был немец Энвер. По окончании, нас, 6 человек курсантов, оставили в училище в качестве инструкторов для подготовки лётчиков военно-морской авиации. А нам было всего по 19 лет. Мы носили форму лётчиков, но приписаны были к Черноморскому флоту. Летать учили  на самолётах И – 15, И – 16. Когда освободили г. Ейск, мы перебазировались туда и стали учить на самолётах Як-7 Б. Шёл уже 1944 год.
. После расформирования училища я оказался в 11 Красногвардейском дважды Краснознамённом истребительном полку. Командир полка был полковник Павлов. Из Крыма мы перебазировались в Одессу. Отсюда я выполнял задачу по освобождению Румынии и Болгарии.
 В этой операции участвовало 6 бомбардировщиков и 6 истребителей с ведущим – Героем Советского Союза Дмитрием Зюзиным. На подходе к г. Констанца началась артиллерийская стрельба вражеских сил. Клубы дыма мешали видимости, и я услышал глухой удар, который попал в мой истребитель. На мой запрос  ведущий приказал вернуться на аэродром и дал истребитель в качестве сопровождающего. Горючего оставалось мало и я принял решение посадить самолёт на воду. Это было у мыса Тарханкут. При посадке я ударился головой о прицел, парашют с лодкой выбросило от меня далеко, на мне оставался спасательный жилет. Я видел, как самолёт наклонился носом и опустился в воды Чёрного моря. Я был в двух метрах от него… Сопровождающий самолёт улетел за самолётом-спасателем, а я остался один в волнах Чёрного моря. Вдруг, возле меня оказалась стая дельфинов и один подплыл ко мне очень близко. Со спасателя меня могли не заметить и я начинаю изо всех сил бить по воде руками и ногами, чтобы меня заметили с воздуха. В поисковом самолёте прилетел мой друг Литвинчук Борис. Мне сбросили верёвочную лестницу и я был спасён. В нашем полку было 10 человек Героев Советского Союза.
 День Победы я встречал под г. Севастополем. Радость была беспредельной. В небо взлетали ракеты, рядом со мной был мой лучший друг Михаил Семенчук, с которым мы прошли всю войну, от инструктора по полётам до лётчика-истребителя. Мы были живы… Мы крепко обнялись»

Григорий Васильевич Соворовский награждён: двумя орденами «Красной Звезды», орденом «Красного Знамени», орденом «Отечественной войны» II степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями и знаками города-героя Керчи.
Григорий Васильевич в звании полковника вышел в отставку и после службы свою жизнь посвятил… авиации. Он много лет был диспетчером службы движения в аэропорту г. Керчи. Таких людей трудно было победить! К великому сожалению полковника Соворовского с нами уже нет…

А дороги многих участников Великой Отечественной войны не закончились…

Выполняя союзнические обязательства, СССР в ночь на 9 августа 1945 года вступил в войну против милитаристской Японии. Общая численность японских сил составляла 1,2 миллиона человек. Это были отборные части вооружённых сил Японии, но они были разгромлены за 22 дня в ходе Маньчжурской и Южно-Сахалинской  операций, а также Курильской десантной операции. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Вторая Мировая война закончилась.

Из воспоминаний
Мачиюн Валентина Васильевича:

«Я родился 18 августа 1929 года в с. Борисоглебка Амурской области. Мой дед был китаец, а бабушка русская. Мамы я лишился в 1936 году, а отца арестовали в 1937 году. Меня, ученика 2-го класса, определили в детский дом.
В 1941 году началась война и по приказу И. В. Сталина была организована первая школа юнг на Соловецких островах. Нас, 3-х мальчишек-детдомовцев, отправили туда. Начальник этой школы был Вельяминов, дворянин по происхождению, капитан I ранга по званию. Мы учились в суровое время, шла кровопролитная война. В 1943 году был первый выпуск и нас, 14-летних мальчишек, распределили по флотам.
 Я попал служить на Северный флот в бригаду подводных лодок. С группой 15 человек мы ходили в разведку и по нашим точным данным был торпедирован немецкий линкор «Тирпиц», за что командир подводной лодки Лунин был представлен к званию Героя Советского Союза. У о. Медвежий мы принимали под конвой английские подводные лодки и, охраняя их, сопровождали до г. Мурманска. Так я служил до 1945 года.
 По договору с союзными войсками, эскадра, куда входило 3 эсминца, 2 крейсера, 5 подводных лодок и сторожевой корабль «Метель», была перебазирована на охрану Дальневосточных рубежей. 8 августа 1945 года началась война с Японией. По приказу, со всех кораблей были сняты части экипажей, и была создана бригада морской пехоты под командованием Кочеткова. Я попал в эту бригаду и был участником захвата корейского порта Сейсин. Бой был невероятно тяжёлым, половина бригады была потеряна. И только героизм моряков-десантников помог выполнить эту задачу. Был взорван японский дот… Я помню одну фамилию героя, это был Лавриненко. Всех их, посмертно, представили к награде – званию Героя Советского Союза. Эта операция длилась два дня. А мне тогда было 16 лет. На моём боевом счету были убитые самураи…

Корабли Тихоокеанского флота поддерживали десант с моря и взятие порта было успешным. Через много лет мой бывший командир бригады Кочетов, в звании контр-адмирала, был в гостях у меня в г. Керчи.
 В 1958 году я окончил морское училище имени Г. Я. Седова в г. Ростове-на-Дону и получил специальность – штурман.
 День Победы я встретил во Владивостоке, на о. Русский, где была база кораблей. Беспредельная радость охватила моё сердце. Кругом кричали «Ура!», военных подбрасывали в воздух и все целовались, от мала до велика. Я подумал, что наконец-то я не буду под пулями и холодная свинцовая волна не накроет ударом сверху. Хотелось выспаться в тишине. В звании старшины II статьи я ушёл в запас.
Дальнейшая жизнь была так же связана с морем, но уже в Черноморском и Азовском пароходствах. Я побывал во многих странах мира, очень интересной была работа на дизельэлектроходе «Россия». Мы возили туристов из Европы в г. Ленинград. Затем я перешёл в рыбную промышленность и был капитаном до выхода на пенсию».

Валентин Васильевич Мачиюн награждён: орденом «Отечественной войны» II степени, орденом «За мужество» III степени, медалью «За победу над Германией», знаком «Отличник рыбного хозяйства СССР» и многими юбилейными медалями и знаками города-героя Керчи.
Замечательному человеку, участнику войны с Японией, Мачиюн Валентину Васильевичу желают крепкого здоровья и восхищаются его мужеством и героизмом. Поколение его сверстников и поколение, родившееся после войны, в победном, 1945 году, дети и внуки погибших, пропавших без вести солдат благодарят и помнят его.

В великий День Победы, сверкая своими наградами, прошли ветераны войны по главной улице нашего города- героя. Фронтовики, ветераны войны – вы совесть нашей эпохи!  Вы передаёте последующим поколениям характерные для вас черты: Дружбы, Верности, Патриотизма. Вы спасли весь мир  от ада фашистской перспективы и подняли страну из руин. Спасибо Вам!

В настоящее время комитетом ветеранов города-героя Керчи руководит человек высокого чувства долга – капитан первого ранга в отставке
Золотых Рэм Григорьевич.

Из его воспоминаний:
«Я родился в Киеве 26 декабря 1929 года. Сын военнослужащего, с детских лет я связал свою жизнь со службой на флоте. В 1954 году я окончил гидрографический факультет Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе и был назначен служить на Тихоокеанский флот. И до увольнения в запас не изменил места службы. В 1955 – 61 г.г. – штурман, а затем помощник командира гидрографического исследовательского судна «Охотск». 1961 – 62 г.г. – старший помощник командира океанографического исследовательского судна «Невельской». На нём был совершён переход из Балтики через Суэцкий канал во Владивосток. В 1964 году был назначен командиром экспедиционно-океанографического судна «Фёдор Литке», свои работы проводили в зоне Калифорнийского течения, в Корейском проливе, в Индийском океане. В 1967 году я назначен командиром отдельного дивизиона ГНСу  и в этом качестве осуществлял многочисленные и продолжительные походы. Учил, наставлял, руководил… За такую важную «науку», как побеждать, многие мои бывшие подчинённые мне благодарны. Они стали хорошими специалистами, на всех у меня хватало сил и энергии…
В течение 11 лет, с 1974 по 1986 г. я был командиром ОИС «Леонид Соболев».Океанографическое исследовательское судно проекта 852 был заложен в 1973 году, а вступил в строй в 1974 году. Он был приписан к Тихоокеанскоиу флоту.  Специальные задания, гидрографические и океанические исследования, неоднократные походы из Владивостока на Балтику и обратно я старался выполнять в полном объёме. Свой богатый опыт я применил, работая в Керченском районе Гидрографии. Чёрное море, Азовское море – районы обеспечения безопасности мореплавания в зоне ответственности Керченского гидрографического района.

День Победы я встретил в г. Туле. Я закончил 8 классов, был членом комсомольского бюро школы. 9 мая 1945 года и по сей день считаю самым счастливым в моей жизни. Запомнилось необыкновенное счастье на лицах людей, радость. Звучала торжественная музыка, пели песни. По радио я слышал приказ Верховного Главнокомандующего об освобождении Праги…»

Рэм Григорьевич Золотых награждён: орденом «Красная звезда» за освоение новой техники, орденом «За службу Родине в вооружённых силах СССР» III степени за успешное выполнение ответственных заданий, медалью «За боевые заслуги» и многими юбилейными медалями и почётными знаками города-героя Керчи.
«Желаю ветеранам здоровья, стойкости и, в меру своих сил, отстаивать до последнего вздоха историческую правду о нашей Великой Победе».

 

Дорогие ветераны! Вы шли по дорогам крутым…