Судьбы Сказки. История возрождения - часть вторая

Леа Веденски
Корпоративная книга горного курорта-отеля «Лесная Сказка»

Автор Леа Веденски

Казахстан 2016

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.  УРОКИ ЖИЗНИ
- Воспитанный государством
- Урок 1 – будь дисциплинированным и выносливым
- Урок 2 – проявляй самоуважение, храни честь
- Урок 3 – будь любознательным, используй все имеющиеся ресурсы
- Урок 4 -  никогда не сдавайся
- Урок 5 -  проявляй терпение, делай больше, чем требуют
- Урок 6 -  задавай вопросы, стремись к подлинному пониманию
- Урок 7 -  думай не по шаблону, будь предприимчивым 
- Урок 8 -  учись анализировать и мыслить системно
- Урок 9  -  когда ты не нужен миру, создай свой собственный мир
- Урок 10 – всегда верь в свою мечту
- Урок 11 - будь верен своим принципам и сохраняй доброе имя
- Урок 12 - бери пример с самых лучших
- Урок 13 - думай наперед, устраняй проблемы как можно раньше
- Урок 14 – будь романтиком и держись средней линии
- Урок 15 - всем сердцем служи идее, в которую веришь
- Урок 16   -  свободу  нужно заслужить
- Несколько слов о самом главном. Напутствие
- Пожелание генерального менеджера курорта «Лесная Сказка»
- На крыльях Филина в мечту

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.  УРОКИ ЖИЗНИ

Наверное, прочитав все вышеописанное, мы справедливо можем задать вопрос: «Откуда вообще взялись такие мысли в голове Ерлика Балфанбаева - обычного «советского гражданина»? Поиски, метания, стремление раскрыть суть вещей, мифологические тексты, размышления о миссии и Служителях. Многие сказали бы, махнув рукой: «Это все причуды богатых. У кого еще есть время думать о подобных вещах?»
Возможно, в большинстве случаев все именно так, но уверяю вас, Ерлик – это исключение. Мысли о великом посещали его с самого детства, когда он, еще будучи босоногим мальчишкой, мечтал о больших, полезных миру делах, лежа на жесткой интернатской  кровати с урчащим от голода животом.  Как ни крути, все мы родом из детства, и Ерлик в этом смысле не исключение.
Чтобы понять это мятущееся сердце и масштабы замыслов, чтобы определиться близки ли вам - как будущим сотрудникам - его идеалы, безусловно, стоит узнать необыкновенную судьбу этого Человека…

ВОСПИТАННЫЙ ГОСУДАРСТВОМ

Ерлик Балфанбаев родился в интернациональной семье 14 января 1964 года.
Отец - алмаатинец, казах из древнего рода мудрецов и судей, мать - русская, простая женщина из деревни Песочное Курской области. Его родители познакомились в Москве. Мать, Нина Ивановна Минакова, была беременна на последнем сроке, когда они приехали в Алматы, где Ерлик и родился.
Отец, Курман-Али Балфанбаев, был единственным сыном в своей семье, остальные - сестры: три старших, одна младшая. Женщины их рода были очень  сильными и успешными в советское время: одна из них стала первой казашкой-инженером, другая -  зам. наркома, третья - основательницей телевидения в Казахстане. 

Отец сначала закончил кино-техникум, потом поступил в Саратовское танковое училище, закончил его в июне 1941 г., поехал в Казахстан, но до дома не доехал - началась война. Он прошел все её тяготы: горел в танке, был контужен, не раз терял свой полк, получил много наград за мужество и демобилизовался в 1948 г.
Вся семья отца к тому времени уже жила в достатке, они достигли высокого социального положения, получили квартиры в центре города, ездили в санатории и на курорты. В отличие от них, Курман-Али с женой и сыновьями жил более чем скромно. Как многие ветераны, душой отец так до конца и не вернулся с фронта. Его мучили кошмары и воспоминания. Он много пил. На это уходили практически все его деньги. Мать работала на трех работах, чтобы прокормить семью.
Ерлик был вторым ребенком после старшего брата. Мать не справлялась в одиночку и была вынуждена отдавать детей стачала в круглосуточные ясли, потом в такой же детсад, а в школьном возрасте Ерлика отдали в интернат. «Меня воспитало государство», - часто говорит он, посмеиваясь.
 
Как-то в детстве я услышала притчу о том, что Бог посылает душу ребенка в определенную семью с конкретным замыслом, и если ребенка отрывают от родителей, то это может означать только одно: Всевышний решил лично позаботиться об этой душе - без посредников, напрямую.
Не каждый способен узреть за испытаниями любовь небес, но, похоже,  Ерлик смог принять вызов судьбы и найти в себе силы извлечь из её суровых уроков плоды мудрости. Конечно, этот опыт впоследствии повлиял на все, что он создал, и наверняка повлияет на то, что еще будет им создано…

- Ерлик, ты часто говоришь, что воспитан государством. На первый взгляд, это грустная история о ребенке, лишенном семьи. А что ты думаешь об этом сегодня? Чему научила тебя эта жизнь? – спросила я.

УРОК ПЕРВЫЙ – БУДЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ И ВЫНОСЛИВЫМ
 
«Конечно, в детстве я сильно ощущал недостаток семейного тепла, да и вообще, всего семейного в моей жизни. Но время шло, и с возрастом я стал понимать, что именно эти лишения в детстве дали мне несомненные преимущества и конкурентоспособность в сравнении с моими сверстниками.
Небеса целенаправленно создавали из меня волевого человека, мужчину, который рано узнал, что такое «дисциплина» во всем: чистка зубов, аккуратно застеленная кровать, начищенные до блеска ботинки, сделанные вовремя уроки. Во мне воспитывали физическую выносливость: занятия спортом, утренние зарядки с последующей серьезной пробежкой, по пояс голыми в любое время  года.  Это была своего рода «армия» для детей, которая по-настоящему закалила мой дух…»

УРОК ВТОРОЙ –  ПРОЯВЛЯЙ САМОУВАЖЕНИЕ, ХРАНИ ЧЕСТЬ

«Хватало, конечно, и жестких моментов, ведь дети - жестокие существа. Порядки в интернате были практически  армейские, с дедовщиной, как это водится. Кто слабее, тот дежурит и моет полы за других.
Но всё это научило меня уважать себя, отстаивать свою честь и достоинство. Мне пришлось научиться драться и очень рано узнать, как нужно вести себя, чтобы не стирать чужие носки в свои семь лет. Как преодолеть свой страх, чтобы говорить всем, что я стираю только свои носки, а если вас это не устраивает, то пошли выйдем за угол. Дрался в тот период очень много. Конечно, заработал себе репутацию хулигана, но зато сверстники меня уважали…»

УРОК ТРЕТИЙ –  БУДЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ, ИСПОЛЬЗУЙ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ

«В интернатах, в большинстве случаев, учились дети из неблагополучных семей, основная масса из них, конечно, ничего не читала. У них были другие интересы. В отличие от большинства своих сверстников, я тщательно исследовал возможности, которые у меня были в этом богом забытом месте. И вскоре выяснилось, что мне невероятно повезло: в моем единоличном и полном распоряжении оказалось огромное богатство - самая шикарная библиотека, какой, я уверен,  не было ни у одного ребенка Советского Союза.
Она располагалась в трех минутах от спальни, никому не  была нужна, а потому была в полном моем распоряжении. Я подружился с библиотекаршей, помогал ей разбирать и подклеивать книги, а она в благодарность советовала мне, что почитать. Я обожал этот запах книг и тишину. Запирался там один, обкладывался кучей книг, пролистывал их и потом брал с собой несколько для чтения. В итоге, к концу седьмого класса, я успел прочесть огромное количество книг: всего Беляева, Майн Рида, Жюля Верна и  других выдающихся писателей. Так что к окончанию интерната я был очень начитанным мальчиком, благодаря чему смог пойти учиться в  центральную, самую престижную школу с математическим уклоном, где после «положенного» периода драк и отстаивания чести я, «интернатская шпана с драных штанах», почувствовал себя равным среди детей  из благополучных и богатых семей.»

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ – НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ

«Из множества почитанных книг одна очень сильно запала мне в душу и, думаю, сильно повлияла на мой  характер. Это был сборник ирландских сказок. Позже я неоднократно пытался найти её, но так и не смог. Так вот, там была сказка, название которой я не запомнил, но на всю жизнь впитал её суть. Это была история про группу людей, которые долго искали землю для жизни, пока, наконец, не нашли небольшой участок в горах, меж двух скал с осыпями. Они обосновались там, построили дома, посадили хлеб и сады. Природа в этом месте была суровая, климат переменчивый, потому из-за осыпей этот участок периодически заваливало камнями. Но эти люди с маниакальным упорством очищали его, чинили дома, всё заново сажали и засевали поля, чтобы продолжать жить, несмотря ни на что.
В то время эта сказка очень глубоко поразила мое мальчишеское воображение, я вынес из неё главный посыл – «Не сдавайся никогда и ни за что!»

УРОК ПЯТЫЙ – ПРОЯВЛЯЙ ТЕРПЕНИЕ И ДЕЛАЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТРЕБУЮТ

«В дальнейшем этот посыл мне очень помогал на протяжении всей жизни, особенно, когда всерьез занялся спортом – греблей, а затем попал в сборную Казахстана.

В этот период кое-что важное отличало меня от всех сверстников: если тренер давал нам задание, все делали то, что он просит, а я всегда делал больше, чем он требовал, процентов на тридцать, это было совсем не типично для детей моего возраста. И, конечно, помогло мне достичь успеха.
Спорт еще больше укрепил мою личную дисциплину и научил меня еще одной важной вещи: если что-то долго не получается, надо просто терпеть и продолжать это делать.  «Наберись терпения, и всё, в конечном итоге, получится» - вот мой девиз в тот период.  Гребля научила меня работать в команде, дала широкие плечи и великолепную фигуру, что очень нравилось девушкам…»

УРОК ШЕСТОЙ – ЗАДАВАЙ ВОПРОСЫ, СТРЕМИСЬ К ПОДЛИННОМУ ПОНИМАНИЮ
 
«Со школой после интерната мне невероятно повезло, вернее, с некоторыми учителями, которые у меня там были. Например, Архимед Мумбаевич Исхаков – потомственный мыслитель и математик, педагог от Бога, преподаватель геометрии. Он на свой страх и риск преподавал нам не по учебнику, а по своим конспектам, где геометрия представала нам невероятно интересным, простым и логичным предметом, в отличие от заумного школьного учебника, пользу которого не понимал даже сам Архимед. Он учил нас задавать вопросы,  заботился не об отчетах по успеваемости, а о глубоком понимании и настоящем усвоении предмета. Надо понимать, как сильно он рисковал в те суровые времена, когда  за такое своеволие он мог даже в тюрьму попасть, преподавая не в соответствии с принятой «наверху» школьной программой.  Такие же великолепные учителя у меня были по русскому языку и  литературе…»

УРОК СЕДЬМОЙ –  ДУМАЙ НЕ ПО ШАБЛОНУ, БУДЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ

«Школьная подготовка научила меня размышлять, выходить за привычные рамки и предпринимать. Это помогло в дальнейшем, когда я умудрился поступить сразу в два института. Видимо, уже тогда проявился мой предпринимательский дух.
Брат вернулся из армии и сказал, чтобы я обязательно поступал в институт. Он убедил меня, что армия – это пустая потеря времени. Поскольку я с удовольствием посещал уроки любимых учителей, а остальные часто прогуливал, моего среднего школьного балла не хватало для стопроцентного попадания в институт, и потому в середине десятого класса я пошел еще и в вечернюю школу.
Там на общем фоне я казался просто вундеркиндом - еще бы, после высшей математической школы, да еще и поднажал на учебу. Занятия там были один раз в неделю, по вторникам, а все остальные дни я посещал свою дневную школу.
Так и закончил их обе. В итоге получил два аттестата. В вечерней школе общий балл получился значительно выше. Я подал их в разные институты. Как говорится, чтобы уж наверняка. Один в Политехнический на специальность «Автоматика и системы управления», а второй - в Архитектурно-строительный, на специальность «Тепло-газо-снабжение и вентиляция». Чудесным образом поступил в оба. У меня даже возникла мысль – не закончить ли оба института, так никто ещё не делал, но моя «хитрая комбинация» рано или поздно раскрылась бы, так что я был вынужден выбрать один из них, опасаясь, что быть в двух незаконно. Архитектурный  мне пришлось оставить через полгода обучения, хотя сейчас я уверен, что мог бы закончить и тот, и другой...»

УРОК ВОСЬМОЙ – УЧИСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО

«К 22 годам я уже был женат.  У нас родилась дочка. 
После института меня опять ждала удача:  пять  лет я проработал в  системе Академии наук Казахстана, в Институте математики и механики. Это была работа в лаборатории лазерной физики, с выдающимися людьми с очень качественным московским инженерно-техническим образованием. Отличная была школа, среди людей с математически-физическим складом ума. Сейчас многие из них занимают значимые посты в Казахстане, добились больших успехов.
Это был 1986 год, и до конца советской власти оставалось совсем немного, а в 1988 вышел закон о кооперативном движении. При нашем институте, в кооперативной лаборатории, мы создавали высококачественную и дорогую продукцию – лазерные спектрометры. Очень редкие приборы, которые мы продавали поштучно, и за все это время продали лишь несколько десятков, но каждый стоил огромных денег. Покупателями были или закрытые научно-исследовательские военные организации, или зарубежные компании.
Это окружение и стало моей первой высококачественной предпринимательской средой, которая научила меня глубокому анализу и системному мышлению,  так как мы, параллельно с предпринимательством, занимались исследованиями, писали научные статьи, изучали научную литературу, просиживая вечерами в библиотеках.   

Именно в этот период я почувствовал, что такое предпринимательский Дух, и соприкоснулся с миром бизнеса. Кроме того, это были и первые ощутимые прибыли. По тем временам, мы неплохо зарабатывали. Например, в мои 27лет  я получал по 500 рублей в месяц. По сравнению со сверстниками, которые с инженерным образованием имели зарплату 120 рублей, это были большие деньги. 
Тот мир мы с коллегами создали с нуля. Я пришел в эту лабораторию первым, когда мой руководитель, кандидат наук из Москвы, её только основал. Это была пустая комната в цокольном этаже, посередине которой стоял стол.
Несколько лет там кипела жизнь, она была полна аппаратуры и роботов. 
Когда наступил 1991 год,  я начал наблюдать сокращение финансирования науки, великая система Академии наук начала разваливаться на глазах. На этот раз я стал первым, кто ушел из лаборатории до того, как наше детище кануло в небытие».

УРОК ДЕВЯТЫЙ – ЕСЛИ ТЫ НЕ НУЖЕН МИРУ, СОЗДАЙ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ МИР

«Времена менялись, и моя зарплата в 500 рублей стала ничем. Наступил тотальный дефицит. С полок магазинов пропали самые необходимые продукты,  и, чтобы их  достать, нужно было либо часами стоять в длинных очередях, либо платить втрое дороже. Сейчас, когда меня спрашивают, почему я стал бизнесменом, я всегда отвечаю: «Всё из-за кефира». Дочка его просто обожала, а денег катастрофически не хватало. Чтобы содержать семью, я был вынужден уйти из лаборатории в никуда.
 
Молодой специалист с опытом и знаниями, я был полон сил, очень хотел работать в большой серьезной компании. Уверен, если бы меня кто-то тогда взял, то уж точно не пожалел бы. Но меня почему-то никто не брал, хотя я активно предлагал.

Оглядываясь вокруг, я видел, как все мои сверстники пытаются выживать в меняющихся условиях. Вот и я стал одним из них.  Работали грузчиками, продавали сигареты и жвачки. Первые полгода я постоянно искал, у меня было множество попыток, но ничего не получалось. Чего я только не делал! Сначала хотел организовать продажу бижутерии – не пошло.  Потом изготавливать майки с термо-аппликациями.  Правда, надо было сначала раздобыть хлопчатобумажные белые майки в условиях тотального дефицита, на них мы сами делали аппликации, которые переводили утюгом по ночам, а потом пытались продавать. Тоже не пошло.
Потом я взял три гектара сада и попытался выращивать яблоки. Но и это не пошло. В итоге все накопленные денежные ресурсы были потрачены.
Чтобы продолжать попытки, нужны были деньги, и я  обошел все до единого банки, но мне никто не дал ни копейки. Там меня сразу спрашивали: «Ты от кого?» «Ни от кого», - отвечал я, и мне сразу показывали на дверь, никакой «крыши» или «широкой спины» у меня не было.
Делать было нечего, и, вспомнив ирландскую сказку и её девиз - «никогда не сдавайся»,  я пошел по второму кругу. И вдруг, на втором круге, во втором банке мне наконец дали кредит около 20 тысяч долларов.
И опять я был готов браться за все что угодно, что могло бы помочь мне заработать деньги. Привозил сахар, подсолнечное масло и томатную пасту из Китая. Кожгалантерею из Турции. Печень минтая с Сахалина. Все это продавал в Казахстане.
Я даже пробовал производить мебель, но тоже не пошло.
Мебельный цех мы делали совместно с китайской  государственной компанией. Когда пришло время ликвидировать это предприятие, возникли проблемы: мы не знали, как все завершить и правильно разделить, не хватало опыта.
Чтобы помочь нам  разобраться, китайская сторона прислала своего представителя. Он был намного старше и опытнее меня, очень грамотно и бесконфликтно все разрешил. Пока закрывали дела, между нами возникла большая человеческая симпатия. Как мы общались, сам не знаю. Я не говорил на  китайском, а он на русском. Он знал примерно 20 слов на английском, и я столько же. За два месяца ликвидации компании мы  создали общий язык жестов и рисунков.
Когда мебельные дела были закрыты, мы сидели в парке на скамейке в раздумьях, чем же теперь заняться. Говорить по душам возможности не было, и я водил рукой по уличной облезлой  скамейке. Она вся была покрыта облупившейся краской. Я отковырял кусок краски и спросил у него: «У вас в Китае такое есть?». Он сначала не понял, а когда понял, сказал, что, конечно, есть,  в огромных количествах. Я предложил ему попробовать продавать китайскую краску в Казахстане, он согласился и прислал мне первую машину для реализации совершенно бесплатно.
Через год мы завалили весь Казахстан китайской краской. Сейчас я уверен: то, что мир меня не принимал, было к лучшему, ведь в итоге это привело к тому, что  в 1991 году я создал свой собственный мир – компанию Alina.» 

УРОК ДЕСЯТЫЙ – ВЕРЬ В СВОЮ МЕЧТУ

Наступили новые времена, чувствовалось сильное влияние запада, появилось новое понятие «евроремонт», которое тогда означало ровные стены, полы и потолки, а не корявые, какие были в советских квартирах. Мы стали заказывать краску под своим брендом в Польше, Китае и Турции. Постепенно начали работать с Европой, стали дистрибьюторами, расширили продуктовую линейку, появился линолеум, ламинат, гипсокартон и т.д. Но нормальный красивый ремонт могли себе позволить лишь 5% населения нашей станы, поскольку  привезенные из-за рубежа строительные смеси получались очень дорогими.
Мечта о собственном продукте  вновь захватила мое сознание. Я невольно задавал себе вопрос: «Что такого есть в этих мешках, которые мы таскаем из-за границы, неужели это невозможно сделать самим?»
Мне безумно хотелось, чтобы обычный человек мог позволить себе пресловутый «евроремонт», чтобы мог жить в красивом доме с ровными стенами и качественным полом. Это неодолимое желание и толкало меня на риск.
Попытались производить собственную краску, но китайская продукция была очень дешевой, а наша получалась по себестоимости слишком дорогой. Мы оказались неконкурентоспособными. Но я не сдавался. В итоге в 1999 году запустили первый маленький завод по производству сухих смесей, который изготавливал около 10 тысяч тонн продукции в год. Переживали страшно, что не сможем столько продавать.
90-е годы были очень сложным временем, но, несмотря ни на что, строительство завода продолжалось.
В конце 90-х в Казахстане наступил строительный бум, и мы, неожиданно для себя, оказались в абсолютном тренде. Кроме того, в отличие от многих  других сфер, таких как сахар, продукты питания и алкоголь, отрасль строительных смесей не была политизирована, она была свободна от монополий. Конечно, сейчас мы продаем в 60 раз больше от мощности того первого  завода, но тогда это был огромный риск его ставить, тем более - на кредитные деньги. Но мы сделали это и победили…»

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ – БУДЬ ВЕРЕН СВОИМ ПРИНЦИПАМ И СОХРАНЯЙ ДОБРОЕ ИМЯ
 
«Моя мама была простым деревенским человеком, мы очень мало виделись, но за то время, когда мы  успевали общаться, она часто оперировала такими понятиями, как «неудобно» и «что люди скажут». Я глубоко их впитал,  и, думаю, поэтому потом мной во многом двигало желание совершать поступки, которыми можно гордиться не только мне, но и моим близким, моим детям. Эта установка отразилась на всей дальнейшей деятельности.
Давно известно, что создать хорошую и дорогую смесь несложно, тогда как крайне трудно сделать высококачественную и недорогую в производстве смесь. Это были удивительные, очень творческие  времена, когда мы часами просиживали в лабораториях, создавая рецепты смесей, в бесконечных попытках решить эту непростую задачу.
Хочу подчеркнуть, что при этом мы взяли курс на немецкие стандарты качества в производстве. Сначала они назывались DIN, а когда появился Евросоюз, стандарты стали называться ЕN – европейские нормы. Они и стали нашим ориентиром.

С тех пор мы делали все, чтобы придерживаться европейского качества. И в этом смысле всегда, кстати, и по сей день тоже, часто возникают соблазны «прогнуться» под ситуацию и спустить планку качества. В этом я всегда чувствовал поддержку Небес, будто что-то удерживало меня от соблазна, и мамина установка «что скажут люди» неизменно срабатывала. Это помогало держать планку, оставаться верным своим принципам. Сейчас я полностью убежден, что именно эта стратегия и принесла компании доброе имя, доверие потребителя и успех…»

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ – БЕРИ ПРИМЕР С САМЫХ ЛУЧШИХ

«Прежде чем запустить производство, я объехал множество заводов в Европе - такую привилегию нам давал статус дистрибьютора. Однажды, когда я посетил финскую производственную компанию, которая славилась своим отменным качеством, я задал вопрос заведующей  их  лабораторией - это была красивая сорокалетняя женщина. «Скажите, а ваша компания вообще выпускает брак, хоть когда-нибудь?» Она засмеялась и ответила: «Любой производитель в мире когда-нибудь выпускает брак. Но такая постановка вопроса неправильна. Тут важно задать два вопроса. Первый – «Какой процент брака выпускает ваша компания?», а второй – «Когда вы обнаруживаете брак, каковы ваши действия?»
Общение с этой женщиной дало мне правильные ориентиры, и, создавая собственное серьезное производство, я решил учиться у лучших представителей этой сферы. Мы многое взяли на вооружение из подхода и производственной концепции наших немецких коллег.»

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ – ДУМАЙ НАПЕРЕД, УСТРАНЯЙ ПРОБЛЕМЫ КАК МОЖНО РАНЬШЕ
 
«Изучение подхода наших немецких коллег помогло мне понять ряд важнейших вещей для обеспечения беспрерывной работы нашего производства:
- Чем раньше ты обнаружил дефект в производстве, чем раньше понял несоответствие продукта качеству, тем дешевле тебе обойдется исправить его. Таким образом, устранение проблемы на линии производства стоит недорого, если она уже на твоем складе – дороже, если она на складе дистрибьютора, это еще дороже, а если у конечного покупателя – самая высокая цена, так как это уже нарушает имидж и портит доброе имя компании.
- Принципиально иной подход немцев к ППР (плановый предупредительный ремонт). Детали они меняют после определенного срока эксплуатации, независимо от их стоимости и состояния. В отличие от советского подхода, когда деталь служила, пока не сломается. Подход немцев заключался в том, что производство – это единый организм, и если один винтик сломается, то встанет весь завод, потому выгоднее потратить немалые деньги и поменять деталь на новую сегодня, чтобы завтра избежать огромных потерь прибыли за время  простоя производства, тем самым обеспечив его бесперебойную работу.
- Если некачественный продукт все же попал к покупателю, никогда не надо  спорить, следует немедленно признать свои ошибки и взять все хлопоты с отзывом некачественного продукта на себя, как можно скорее поменяв его на качественный. Тогда ваши клиенты  будут благодарны за проявленную честность и порядочность и продолжат вам доверять.»

УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ - БУДЬ РОМАНТИКОМ И ДЕРЖИСЬ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ

Когда я познакомилась с группой компаний Alina поближе, то обратила внимание на то, что в ней присутствует совершенно особая атмосфера, там приняты правила, которых  не встретишь в других  крупных компаниях.
Например, все обращаются друг к другу по имени и на «ты», независимо от должности.  Тут нет понятия VIP, а в общей уютной, с домашней вкусной едой, столовой одинаково питаются все без исключения – и линейный персонал, и топ-менеджеры.  Тут существует «Кодекс менеджеров», который составлен много лет назад и скорее походит на кодекс духовной братии: он начинается со слов: «Воинов света можно узнать по взгляду…».
В процессе нашего общения я выяснила, что на построение корпоративной культуры, обучение людей, создание кодекса тратилось огромное количество времени и денег. И заметьте, все это делалось в то время, когда ни о чем таком никто даже не задумывался на просторах СНГ. Я не могла не спросить Ерлика, почему это было для него так важно? Своим ответом он сразил меня наповал…

«Потому, что я романтик – сказал он, - и всегда верил в идеи и концепцию Сен-Симона, концепцию социалистов-утопистов. Я хотел построить «Город Солнца» в отдельно взятом государстве, создать государство в государстве. Когда я наблюдал, что происходит вокруг, мне очень многое не нравилось. Я часто задумывался над тем, что, если не смогу изменить это глобально, например, в государстве, то, возможно, смогу построить счастливый социализм  в своей компании.
Именно эти идеи, порывы и романтизм толкали меня строить культуру всеобщего равенства и братства.  Так появилась традиция обращаться друг к другу на «ты» независимо от статуса, правило, что в кабинет к начальнику можно зайти без предварительной записи, и тому подобные.
Поначалу  у меня было лишь несколько единомышленников, вместе с ними мы и создавали «Кодекс Менеджера», который впоследствии лег в основу культуры компании Alina. Они полностью разделяли мои идеи, постепенно таких людей  становилось больше. Так продолжалось примерно до 1500-2000 тысяч человек. Возможно, все бы так и было, но сильную корректировку в эту концепцию внес экономический кризис 1998 года. Девальвация. Компания еле осталась на плаву в то тяжелейшее время.
Сейчас это трудно представить, но в тот период я был настолько идеалистом и романтиком, что  понятие «менеджер» было для меня буквально святым. Например, я верил, что они просто не могут нарушить внутренние принципы и воровать в собственной компании. Даже если мне указывали на что-то подобное, я спорил  до последнего и переубеждал окружающих: «Мы же одна команда, этого не может быть» - искренне верил в это всей душой.
Но, когда грянул кризис, многие мои «боевые товарищи» из команды просто встали и ушли, не захотели напрягаться, не захотели биться за наше будущее, за будущее компании, они всё бросили и сдались.
Я пережил страшное потрясение, это был моральный шок от предательства общего дела. И тогда я сказал себе: никакого братства нет, в будущем так, как было, не будет. «Бизнес – это машина». Стану обычным капиталистом, решил я.
После этого прошло несколько лет, и теперь я понимаю, что это другая крайность, и она тоже неправильная. Во всём нужна золотая середина, баланс, средняя линия.
Честно говоря, теперь очень ностальгирую по тем временам, и не только я, но и те, кто давно работает в компании, кто помнит, что когда-то она была как семья, а потом  стала жесткой, как армия - «упал-отжался». Конечно, они принимают это и понимают - бизнес, тяжёлое время… Но я намереваюсь вернуть человеческое тепло.
Теперь, на новом витке развития, когда все мы стали взрослее и мудрее, надеюсь,  мы сможем сбалансировать все процессы на средней линии…»

УРОК ПЯТНАДЦАТЫЙ -  ВСЕМ СЕРДЦЕМ СЛУЖИ ИДЕЕ, В КОТОРУЮ ВЕРИШЬ

«Сейчас, когда я смотрю на старые черно-белые фотографии сестер моего отца, на их горящие глаза, силу и стойкость, то понимаю: они похожи на людей окружения, о котором мечтаю. Сейчас таких пылающих сердцем очень не хватает в компании, а, возможно, их не хватает и во всем мире. Убежден: если бы в коллективе работали люди подобной закалки - порядочные, с железными принципами, которые не воруют и свято верят в то, что делают, то это была бы несокрушимая система, поистине элитное сообщество.

О таком сообществе я когда-то прочел в статье Ефимова «Об элитных группах», которая оставила неизгладимое впечатление. Новые члены в такую группу набираются по высокому моральному и духовному эталону, минимум два члена сообщества должны дать новому претенденту рекомендации и лично поручиться за него.
Элитный, высококачественный элемент притягивает себе подобного – таков закон. Если такой принцип отбора нарушается, процент неэлитных элементов в системе становится больше, они, в свою очередь, привлекают  неэлитных, те - еще менее, и система неминуемо деградирует…
Сейчас как никогда у меня есть понимание, что в по-настоящему хорошую компанию люди должны приходить, прежде всего, потому, что им близка её идея, а уж потом за материальными благами, властью или социальным статусом.

Такими и были мои тети по отцовской линии, не просто люди, а кремень - сильные чекистки в кожаных куртках с маузерами, которые готовы были  умереть за свои убеждения. Такие, как они, пропускали через себя, свое сердце и душу всех претендентов, стремящихся в их сообщество. Есть в этом сермяжная правда…

В те романтические времена всё было именно так. В народе даже слухи ходили, что в Alina работают только сумасшедшие фанатики, которые сутками пропадают на работе. И действительно, возникали интересные эффекты, когда к нам в компанию просились работать люди, которые встречали нас в кафе, после десяти вечера, где мы, уставив стол компьютерами, горячо обсуждали вещи, связанные с работой. Люди смотрели на нас и хотели работать в такой компании, где сотрудники настолько вдохновлены и увлечены общим делом.
Компания с тех пор разрослась, времена изменились, позже появился отдел HR с холодными  и механическими технологиями найма, на первое место вышли профессиональные качества, а не личностные и человеческие, производственные знания, а не ценности и идеология.
Конечно, я пытался вернуть былой подход, но сейчас он практически не работает, так как сообщества перестали быть высокоидейными и элитными. Но все же я не перестаю о нем тосковать и мечтать, не теряю надежды, что в компании появится сильная объединяющая идея, которая притянет таких людей.»

УРОК ШЕСТНАДЦАТЫЙ - СВОБОДУ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ

За время моего знакомства с Ерликом я не могла не отметить, что он очень независимый и свободный человек, несмотря на все тяготы жизни и воспитание в государственных системах, в жестких рамках дисциплины. Я спросила его о том, как он относится к свободе, что это вообще такое для него. Он ответил не сразу, долго размышлял и, наконец, сказал:

«Конечно, свобода для меня - искомая величина, но я убежден, что её ещё надо заслужить через дисциплину и сильную несвободу.
Объективно все мы несвободны, практически каждый из нас находится в рамках ограничений. Например, если говорить о демократии или о равенстве в компании. К равенству с большой буквы нужно прийти с подготовленным сознанием, чтобы оно не упало и не опошлилось. Если дать равенство неподготовленным людям, оно быстро превращается в хаос и анархию, и тому есть много подтверждений в истории.
Так что я глубоко убежден: свободу надо заслужить через несвободу.
Понял  я это еще в детстве на примере изучения биографий великих людей или мастеров, создавших что-то действительно выдающееся.
Все они действовали в жестких рамках. Например, конкретная цена за произведение,  а не столько, сколько хочешь. Или необходимость написать музыкальное произведение или картину к конкретному сроку, а не тогда, когда «муза посетила». Даже эти великие и свободные творческие души работали в рамках несвободы.
Если почитать биографов Пушкина и рассмотреть технологию создания поэтом его творений, то можно ужаснуться. Когда мы читаем его стихи и сказки – это мир абсолютной гармонии, красоты слова, музыка свободы, но не многие из нас знают, что он мог переписывать одно и тоже четверостишие сотни раз, пока не добивался совершенства.  Он переживал поистине творческие муки. В этом смысле Пушкин был страшно несвободен, ведь его внутренний критерий – эталон совершенства собственного произведения - был настолько высок, что заставлял его выжимать из себя все соки до последнего. Любой посторонний человек мог принять его за ненормального, ведь это же бред – оттачивать каждое слово до такой степени!
Но что происходит потом, когда мы читаем его произведения? Они звучат, как абсолютная свобода и совершенство, словно эти слова сами написались и просто не могли быть расположены никак иначе».


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О САМОМ ГЛАВНОМ

Как бы там ни было, а поступками людей управляют ценности, которые закладываются в основу личности с раннего детства. К концу беседы хотелось спросить именно о них.
- Ерлик, что для тебя  - как человека, отца, казахстанца - дороже всего? Каковы твои генеральные ценности?
- Хочу, чтобы я, мои близкие, люди в моей стране никогда не были нищими, ни материально, ни личностно, ни духовно, – ответил он. Потом помолчал немного и добавил. – Возможно, эта ценность больше относится к фобиям из детства, но все же я всеми фибрами хочу, чтобы мир был изобильным, и готов делать для этого все, что только могу.
- Ну а вторая ценность и установка, та, что заложена мамой -  «А что люди скажут»? - Думаю, она  лежит у меня в основе всего.  Хочу жить достойно, чтобы результатами моего труда можно было гордиться перед детьми и всеми людьми, которые придут в этот мир после меня.

Наша беседа подходила к концу, и я спросила Ерлика, какие советы он дал бы людям, которые еще придут работать в компанию, чтобы продолжать его дело.

- Наверное, мои пожелания будущим коллегам будут похожи на те, что я дал бы своему зятю или любому члену семьи, - сказал он с улыбкой. - Многие люди зажаты стереотипами и узкими рамками своих привычных представлений,  это очень мешает им развиваться.
Первый совет – очень полезно подвергать сомнению любую свою аксиому и задумываться: «Ну да, это так! А всё же, что если бы это было не так? Давайте попробуем перепроверить».
Второй совет - как можно больше мечтать, и не просто мечтать, а уделять время своим мечтам. Например, мечтать не менее двух часов в сутки.
Мечтать масштабно и дерзко, потому что мечты зажигают желания, а желания подобны сосудам, которые уже могут наполниться содержимым.

Выполняя эти две простые рекомендации, вы сможете создавать действительно большие и достойные вещи, а не что-то на уровне «средних показателей».
Например, не мечтайте выиграть областные соревнования, а мечтайте сразу об олимпийской медали. Ну, а почему нет?! 
Не боги горшки обжигают! Дерзайте, и у вас получится!

ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА  - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР ГОРНОГО КУРОРТА-ОТЕЛЯ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА».

Татьяна возглавила проект на стадии окончания строительства  и перехода в режим полноценного сервиса, в режим работы места отдыха и курорта, когда на первый план вышел главный продукт «Лесной Сказки» – гостеприимство.

«Практически весь мой профессиональный путь связан с компанией Alina и Ерликом Балфанбаевым. Сразу после института иностранных языков в 21 год я пришла работать его личным секретарем. Наверное, только рядом с ним возможно такое быстрое превращение из начинающего сотрудника в менеджера подразделения. Через год я уже возглавила направление закупок, а чуть позже стала управлять централизованным департаментом логистики. Ушла в декрет и после него опять вернулась в компанию в коммерческий отдел, затем возглавила подразделение Alina Market и вот сейчас, одновременно с ним, курорт «Лесная Сказка».
Надо отдать должное: если Ерлик видит, что человек способный, то готов давать ему шанс на развитие и огромный кредит доверия.  В каждого такого сотрудника он вкладывает душу и лично обучает. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что все профессиональные навыки, навыки управленца я получила именно от него,  очень многое из этого на его личном примере.
Потому, прежде всего из чувства благодарности, я не могла отказать учителю, когда он предложил мне возглавить курорт. Поначалу, конечно, было очень сложно совмещать управление сразу двумя объектами, но со временем стало приходить и удовлетворение. У нас повысился уровень сервиса, стала отличной кухня, люди встречают гостей и коллег улыбками. Я вижу, как гостям приятно и уютно в «Лесной Сказке». Все это очень радует.

Тому, кто придет в «Лесную Сказку» на моё место, всем её сотрудникам, уже работающим и тем, кому еще предстоит сюда прийти, хочу сказать: берегите и цените её, она того стоит.
В это место вложено много средств, огромное  количество труда и любви, оно уникально и как природный ландшафт  и как место, аналогов которому нет в Казахстане да и во всем мире. Мы по праву можем им гордиться. Вы можете им гордиться.

Да, работать здесь непросто, это своего рода испытание – отдалённость от города, работа по выходным, так как большинство гостей приезжают именно тогда. Но все это стоит того, потому что такой труд учит нас доброте и заботе о людях, о природе, о животных.

Я желаю, чтобы мы вместе сделали все для того, чтобы это сказочное место достигло процветания, чтобы все наши усилия и усилия Ерлика не прошли даром. Чтобы благополучие «Лесной Сказки» вдохновило его создавать подобные проекты и дальше, для наших людей, для наших детей и для достойного будущего нашей страны.»


НА КРЫЛЬЯХ ФИЛИНА В МЕЧТУ

«Больше мечтайте, и не просто мечтайте, а уделяйте время своим мечтам.»
Ерлик Балфанбаев
 
25 марта 2016 в «Лесной Сказке»  состоялось знаковое событие. Оно проходило в самой большой и красивой юрте в мире – Ак Аул. Там собрались сотрудники всех подразделений, которые любят «Лесную Сказку», и посвятили его мечтам – совместным мечтам о будущем этого удивительного проекта. И, чтобы приобщиться к сказочной его душе, участники писали свои пожелания и отправляли их в домик филина Угу, чтобы он унес их на своих волшебных крыльях до самого синего неба….
(отрывки из пожеланий и мечтаний участников)
Сказка моей мечты:
Где присутствуют Добро и Радость…
Где Гости забывают обо всех проблемах…
Где уютно, чисто и вкусная кухня…
Тут пение птиц, чистый воздух, журчание воды, покой и радость …
Это место, куда хочется возвращаться снова и снова…
Тут добрые люди, которые заботятся друг о друге…
Здесь люди выздоравливают и восстанавливают силы…
Здесь каждый человек дарит добро и гостеприимство…
Это место, где можно отдохнуть душой…
Место процветания и изобилия…
Сюда приезжают люди со всего мира…
Это первоклассный курорт, соответствующий самым высоким стандартам…
Здесь все чувствуют себя комфортно и уважают друг друга…
Это место, которым можно гордиться…
Тут можно комфортно отдохнуть с детьми и научиться чему-то полезному…
Сказка – гармоничное соединение человека, природы и современных технологий …
Сказка – это мой Дом, и я в нем волшебник!



Судьбы Сказки. История Возрождения

Автор Леа Веденски


Казахстан 2016 г.