На нём защитна гимнастёрка

Людмила Палехова
               

   В 60-х годах, когда я была маленькой, память Великой войны была естественной и повседневной: в каждой семье жили матери, вдовы и дети погибших фронтовиков, да и самих участников кровавых боев в живых оставалось немало. К примеру, моему папе, ветерану ВОВ, тогда было около 50 лет. Далеко не старик!
   Поколение наших отцов, пережившее ужасы войны, бомбёжек, эвакуации или тяжелого непосильного труда во имя Победы, нас, малышей, старалось оградить от разрушительной для неокрепших душ правды жизни. Мы как-то сами должны были догадаться, что война – это бедствие, ужас, грязь, кровь и смерть.
   По радио звучали песни военных лет, в школе проходили уроки мужества, на которых детям рассказывалось о подвигах пионеров-героев, отважных воинов, летчиков, моряков и партизан. Их великие дела достойно вписаны в историю нашей страны. И чем больше нас «накачивали» героикой военных лет, тем больше в моей маленькой глупой голове зрела мысль:
   -  Вот все говорят: лишь бы не было войны! А я хочу, чтобы была война. Ух, тогда бы я вышла и победила всех ненавистных фашистов, уж я бы им показала!!!
   Всю жизнь я стыдилась этой детской бравады и никому не рассказывала о своих тайных мыслях. Сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, я понимаю, что моей вины, наверное, и не было… А была бездумная пропаганда ура-патриотизма честных советских педагогов вкупе с пионерской организацией тех лет. И, скорее всего, я на фоне всей этой шумихи была не одинока в своих заблуждениях, поскольку мы росли в одинаковых условиях недостатка достоверной информации: телевидение было развито слабо, об интернете и не слыхивали. Таких фильмов, как «Иди и смотри» Элема Климова с 14-летним Алексеем Кравченко в главной роли еще не существовало. Такое кино один раз посмотришь – до смерти не забудешь, что такое война и фашизм. Это как ожог, как удар электро-шокера, только в сто раз больнее.
   Мне, 8-летней, такое смотреть было бы не по силам – детская психика не выдержит… Но наши учителя  всё же воспитали в нас стойкое неприятие нацизма, при этом настойчиво прививая понятие дружбы народов и мирного сосуществования.
   По крайней мере, наше поколение еще не бомбардировали так усердно сценами физического и психического насилия, коими перенасыщено современное кино и телевидение. Советское общество намного бережнее относилось к подрастающему поколению, пропагандировались примеры добра и бескорыстного служения Родине.
   Сейчас с идеалами у молодежи вообще как-то плоховато… Кому подражать? Во что верить?.. Поп-идолы и киногерои насквозь фальшивые и порочные, ценность семьи и самой жизни сведена к нулю. Стоит ли удивляться, что среди подростков и молодых людей так распространилась зараза наркомании, пьянства и игромании, что уже официально признана болезнью. Добавьте сюда эротоманию и шопоголизм для полноты картины. Печальное зрелище, не так ли?
   Нет ориентиров, нет рамок, нет идеалов. В итоге нет того фундамента, основы, на которую можно было бы опереться в повседневной жизни и работе. Болтаешься, как цветок в проруби… Но с другой стороны, тобой можно легко манипулировать, управлять в угоду интересам любого сообщества, будь то терроризм, мафия, алкогольный синдикат или конфетная фабрика.
   В этом смысле мне очень нравится фильм «Мы из будущего». (Браво создателям!)  Вот уж где ясно видно, как меняются ложные приоритеты на истинные ценности в мировоззрении героев. Мусор из мозгов сам собой выветрился, осталось понимание смысла и уважение к самой жизни, как наивысшего блага, дарованного тебе Создателем.
   А из динамика над моей головой льется задушевная песня Валентины Толкуновой, проникающая в самое сердце:
   - Какой бы мы красивой были парой,
    мой милый, если б не было войны…
    Мой милый, если б не было войны…

09.01.2017г.