10 лет спустя

Один Дим
 Попытка спустя 10 лет с момента написания первого рассказа написать прозу. Ноябрь 2016 года, если точнее.
 Получается как-то сжато и натужно, но не настолько, как раньше. Но по прежнему недостает предметности. Там, где идут переживания - расплываюсь, а там, где надо показать действия или пейзаж - очень всё сухо как-то. Я думал написать большое произведение, но не хватает волны, энтузиазма. Изначально это задумывалось как глава большой книги... Как и вся проза у меня.
___________

Я медленно продирался сквозь заросли, лес был густым, деревья - переплетены колючими растениями, оставляющими на коже кровавые царапины. Каждый шаг стоил огромных усилий. Солнце уже почти ушло за горизонт, темнело с каждой минутой. В рюкзаке за спиной был запас еды на два дня пути, нож, фляга воды, спички, компас и полуразряженный фонарик. Этого должно было хватить, но похоже, что я не учел трудность пути. Поход затянулся. Усталость брала свое и я всё больше замедлял ход. Вокруг стояла мертвая тишина. Даже ветра не было. Обычно я люблю тишину. Она дает возможность сосредоточиться, упорядочить всё по полочкам. Но сейчас тишина угнетала. И контрастирующий с ней звук моих шагов, хруст веток - всё это лишь подчеркивало ту неестественную для человека среду, в которую я попал. 
    Надобно сказать, куда я направлялся. И сделать это сложно. Потому, что конечной цели у меня не было. Я убегал. Уходил от мира людей. Никем не понятый и не принятый, решился на сумасшедший поступок - уйти в лес куда глядят глаза. Конечно, ориентир у меня был. Но ни один здравомыслящий человек его таковым не назовет. Говорят, где-то в глубине леса, возле одного из самых дальних озер, которые можно найти на карте - существует место, куда ходят люди, если хотят уединиться. Там есть что-то вроде построек, или пещер, точно не знаю. Мир слухами полнится. Возможно - это всего лишь выдумка, миф. Каких теперь много. Вот за него я и хватался, почти не осознавая сомнительный характер подобных рассказов. А всё потому, что хотел в это верить - и верил. Да и назад возвращаться не было куда. Я захватил с собой карту, оставленную одним безумцем в обмен на небольшое количество выпивки. Когда я его попытался расспросить, как мне найти то место - он пренебрежительно махнул рукой и пошел прочь от меня. Но карта была у меня, и это придавало дополнительную уверенность. На ней нарисованы четыре точки. Одна в начале моего пути, и именно от нее я вел свой маршрут. Что означают остальные три - я не имел ни малейшего представления. Но самая дальняя из них явно обозначала место, где начинаются горы и дальше нее мне всё равно не добраться. Я уже почти полностью мысленным взором помнил все обозначения и точки. Оставалось понять, какая из них - ведет к тем загадочным местам для отшельников, мой молчаливый друг ничего не сказал, поэтому приходится всё делать самому.
    Я остановился. Дальше идти было выше моих сил. На улице  середина ноября, еще немного - и наступит зима. Вокруг меня был какой-то островок пространства - почему-то в паре десятков метров вокруг растительность как будто вымерла. Даже та редкая трава, которая росла - казалась какой-то полуживой. Деревья были свалены, или срублены - в такой темноте не разберешь, человеческих ли рук дело, или природа сама позаботилась. Почему-то радиус разрушений был очень отчетлив. Круглая поляна была местом смерти для всего живого. А вокруг - как ни в чем ни бывало - буйная растительность. Я нашел сухие ветки, попытался разжечь костер. Они горели плохо, хотя, казалось бы, ничего не должно мешать. Странно это. Тут я заметил, что вместо привычной уже тишины я слышу какой-то гул. Пульсирующий звук. Нехороший такой, тревожный. Казалось, он воздействует на психику, разрушая ее. К счастью, пока этот звук был слышен слабо. Я решил, что пора подкрепиться. На мне было несколько одежек, и одну из них я снял, чтобы постелить себе поляну. Это была кофта, которая расстегивалась в центре. Таким образом, получалась небольшая тканевая скатерть. Это лучше, чем класть продукты на землю. Особенно, если не очень понимаешь, что с почвой не так. Разложил свой нехитрый провиант. Костер уже разгорелся, и я наблюдал, как тонкие ветки, в обычных условиях сгоревшие за две минуты - уже двадцатую минуту горят и выделяют тепло. Это отдавало какой-то чертовщиной. Хотя я не был суеверным, да и темноты не боялся, как я считал, вид подобного костра был чем-то, не поддающимся объяснению, а это пугало. Но я не собирался здесь оставаться надолго. Подкрепившись и передохнув, я собрал всё в рюкзак, одел кофту-скатерть на себя и пошел дальше, почему-то внезапно решив, что источник звука раскроет мне секрет этих мест.
    Компас указывал - что одна из точек на карте и источник звука - находятся на одной линии. И я шел прямо туда. Звук становился всё отчетливее. Что-то влекло меня в то место, хотя здравый смысл твердил, что там - опасность. Пол часа я продирался сквозь чащу, шел дальше и дальше. Поцарапал ладони. К счастью, остальное у меня было защищено одеждой. Пожалел, что не взял перчатки. Безумец. Куда идти? Можно и сгинуть в таких краях. Но назад пути не было. Еще рывок. Почти добрался. Прошел последние десять метров и вышел на новую поляну. Здесь тоже растительности было мало, но удивило меня другое. Почему человек, когда видит что-то опасное, не бежит прочь, а идет навстречу этому опасному? Неужели инстинкт самосохранения не должен быть сильнее любопытства? Я увидел нечто круглое в центре. Звук был таким, что хотелось броситься прочь, он давил где-то в висках, а мозги, казалось бы, начали вибрировать. Это круглое и было источником звука. Нечто металлическое и круглое. НЛО? Пришельцы? Я не настолько свихнулся, чтобы поверить в их существование. Та штука явно не создана для полета. Оно вкопано в землю, как будто кто-то решил основательно укрепить объект. Превозмогая боль и тревожные ощущения, я подошел ближе. Становилось жарко. Казалось, что от объекта исходит какое-то излучение. На расстоянии метра вокруг него не было травы. Она была сожжена этим излучением. Как ни странно, но я увидел на металлической поверхности вполне земную надпись: МПСМ. Выбито большими буквами всё на том же металле. Что бы это ни было, это дело рук человеческих - решил я. От этого стало не намного легче. Я оказался совершенно сбит с толку. Странный лес, поляны без растительности, тонкие ветки, которые горят необычно долго. Что бы это ни было - больше я узнать ничего не могу. Или всё же могу? Это вторая точка, которую я достиг. Первая была возле самого входа в лес, и была обозначена каким-то знаком. Не той же аббревиатурой? Не запомнил... Точнее, не обратил внимания. Значит, есть две точки. Третья - самая дальняя на карте, и до нее я дойду в последнюю очередь. Остается еще одна. Последняя. Надо определить, где она. Я достал карту. Потом потянулся рукой в карман. Компас! Я забыл про компас. Где же он? В левом кармане компаса не было. Может, в правом? Там его тоже не оказалось. В рюкзак я его не мог положить. Всё мое существо вдруг резко охватила паника. Без указателя направления я был слеп и не представлял, куда мне идти. С трудом научился измерять расстояния. Фонарик! У меня есть фонарик. Я достал его из сумки. Включил. Светит не очень ярко, но лучше хотя бы так, чем вообще в темноте искать. Прошелся по пути назад. Ступал по тем следам, где шел раньше. Десять метров. Двадцать. Уже почти добрался до начала поляны. Ничего не вижу. Дошел до самого леса. Присел. Сбит с толку, растерян. В панике. Если я не найду компас - мне конец. Открыл рюкзак. Достал воды. Сделал небольшой глоток. Вода кажется необычайно вкусной. Или, может быть, это я так устал и измучен? Ничего не хочу. Будь что будет. Помирать так помирать. Здесь есть бревна, сложенные близко. Перетащил еще одно между двумя другими. Рывок. Готово. Это забрало последние силы, которые у меня были, но зато получилось такое импровизированное ложе. Постелил сверху свою кофту, прилег. Как хорошо расслабиться. Рюкзак как подушка. Лучше и быть не может. Сам того не замечая, я провалился во тьму.
Проснулся я от звуков птиц. Птицы - здесь? Это кажется странным. Но - правда. Где-то вдалеке слышно чириканье. Я не особо разбираюсь в птицах, поэтому больше сказать бы не смог. Но стук дятла недалеко от меня - правда, там, куда не доходит влияние металлического объекта - окончательно уверил меня в том, что это не галлюцинация и не иллюзия. Дятел! Самый настоящий. В эту пору года? Ну да ладно, странностей хватает. То, что лес не мёртв - определенно радовало. Значит, и у меня есть шанс выжить здесь. Если это вообще реально в этом лесу. Тут в мое сознание начали поступать события вчерашнего дня, в виде смутных и неприятных воспоминаний... Компас! Как я мог потерять его? Но сейчас - день, а значит, искать легче. Я обошел все свои следы еще раз - ничего не увидел. Пошел обратной дорогой. Мне сопутствует удача! Просто на пути, в траве - лежит драгоценный в этом случае компас. Наверное, выпал, когда я изгибался, продираясь сквозь ветки. Хорошо, что хотя бы не отклонялся от пути. Дрожащими руками взял его. Еще раз достал карту. Сориентировался на последнюю точку, которую я еще не посетил. Не знаю, сколько это займет времени, но больше-то идти некуда. Если там не найду то, что искал - значит я очень сильно обломаюсь. Полный решимости, я отправился в путь.
    Дорога назад была трудной. Мне надо было пересечь ту точку, откуда я повернул, и идти прямо в противоположном направлении. Но я выспался, и решил, что буду идти, пока есть силы, а потом устрою привал. По дороге не встретилось ничего необычного. Я уже решил было, что всё увиденное мною вчера было каким-то наваждением. Солнце светило, даже как-то грело немного, что в эту пору редкость. По крайней мере, мне не было холодно, что было плюсом в копилку моих позитивных ощущений от всего пережитого. Может ли человек, которому 24 года, и который психанул и собрался в путь от всех подальше - надеяться на то, что в лесу, вдали от поселений и вообще цивилизации - он найдет что-то получше? Что может быть лучше? Еда скоро закончится. А дальше? Чем питаться? Начало у путешествий всегда обнадеживающее - когда полон сил и решимости, а в рюкзаке есть всё на все случаи жизни. Со временем этот заряд батареек от благ людского мира заканчивается, силы тратятся, и невольно мечтаешь снова на какой-то миг оказаться в той самой цивилизации, которую так идейно ненавидишь. Полежать на диванчике. Но такие мысли неприятны мне. Внутренняя борьба между желанием уйти и желанием вернуться в зону комфорта - самая жуткая. Поэтому я отбрасываю даже намеки на такие мысли и шагаю дальше. Прошел точку, где поворачивал на объект со странным излучением, теперь иду строго в противоположном направлении. Так показывает компас. Это что-то значит. Но что? Пока не знаю. Карта остается загадкой. И это минус в мою копилку впечатлений. Всё внутри сжимается от страха перед неудачей. А что, если не найду то место? А что, если карта - жестокий розыгрыш? Но тот человек не выглядел глумливым. Какой я всё-таки наивный! Без каких-либо гарантий, просто так идти в лес. На это способен только тот, кому больше нечего терять. Нахожу в этом и плюсы. Останься я в привычном мире - я бы точно закончил жизнь суицидом или чем-нибудь похуже. Люди считают, что если человек причиняет страдания только себе, то и помогать ему не надо. Равнодушие убивает. Пожалуй, самый большой грех - равнодушие. Но судить других тоже не вариант. Собственно, именно для того, чтобы уйти от всех этих размышлений, сделать их неактуальными - я и решился пойти в лес. Нет людей - нет необходимости думать о них. Я почти добрался до последней точки в моем маршруте. Ну как почти. Еще час идти, но это мелочи в сравнении с тем, сколько уже иду. Пора сделать привал.
Еды осталось еще на один такой марш-бросок. Еще сегодня смогу нормально поесть. И завтра утром. А потом - не знаю, что делать. Много километров вряд ли пройду. Но впереди есть цель, и я ее достигну. Разделил продукты на три части. Сало, лук и хлеб - три составляющие отличного перекуса в любое время. В лесу это кажется райской едой. С жадностью ем, стараюсь не спешить,  только не очень хорошо получается. Да, такие моменты запоминаются надолго! Запиваю всё водой и собираюсь в дорогу. Еще немного.
    Итак, немного отдохнувший, но всё равно измученный, ноги болят, руки тоже. Тело ноет. Но силы в нем откуда-то есть. Что радует и удивляет одновременно. Может, еда таки правда дает энергию? Никогда не ощущал прямую связь между тем, что ем и как ем - и тем, как себя чувствую. Еда всегда казалась чем-то вроде бензина для машины - надо себя заправлять, чтобы не заглохнуть. Только уже в более-менее сознательном возрасте в мою черепную коробку дошла важность правильного питания и вообще еды. Иду дальше. Солнце прямо над головой. Светит, но не греет. Почему-то вспоминаются картины, фотографии других мест, которые я видел и сам делал. Лес - как в сказке. Деревья прямые, все как одно. Это затрудняет визуальное ориентирование, но компас помогает - можно идти хоть с закрытыми глазами, если бы мог следить при этом за компасом. Долго еще? По моим подсчетам, нет. Но не знаю. Иду наугад. Знаю направление, не знаю расстояние. Надеюсь увидеть, вглядываюсь. Здесь лес не такой густой, зарослей нет, можно идти спокойно, поэтому продвигаюсь быстрее, но и расстояние к цели больше. Привал делать уже нельзя - не по плану будет. Пока иду - в голове проносятся тысячи мыслей, воспоминаний, ассоциаций. А усталость делает эти мысли негативными, всё, о чем думаю - само воспринимается критически и с позиции негативизма. Это меня в себе бесит, но поделать с этим не могу ничего. Когда дойду - тогда отдохну, и всё пройдет. Еще немного. Заставляю себя идти. Да, лес - опасен и прекрасен одновременно. Можно как пропасть, так и выжить. Книги, которые читал, о выживании, о ориентировании - что я из них взял? Да почти ничего. Пока сам не переживешь это, пока на практике не сориентируешься по компасу, пока не проживешь в лесу достаточно долгое время - не научишься ничему. Судя по характерному звуку - я почти пришел. Но что я там увижу? Неужели такой же объект? При мысли об этом у меня похолодело внутри. Столько сил потрачено, столько энергии, столько надежд. Подошел ближе. Еще немного - и выйду на открытую поляну. Всюду - где эти объекты - всюду круглой формы поляны. Почему так? Что это излучение делает? Пока не знаю.
    Подошел совсем близко. Такая же штука. Точно такая! Я шел, еле шевеля ногами. Звук усиливал тревогу, а моя усталость не давала ни единого шанса для борьбы. Подошел ближе. Совсем близко. Тот же объект, то же тепло вокруг - даже я бы сказал жар. И та же надпись: МПСМ. Что же это значит? Почему в интернете я не встречал ни одного упоминания о загадочных объектах в лесу? Если это дело рук человеческих - то что-то должно быть? Здесь есть какая-то тайна, но я не знаю ничего об этом. Итак, известны все точки, кроме последней, но она на карте так далеко, что я не смогу добраться, как бы ни хотел. Еще раз аккуратно раскрыл карту. Должно быть что-то еще... Я что-то упустил, но что? Десять минут я смотрел на линии и точки, обозначения мест, перебирая варианты. Потом пришло в голову: как сокровища шифровали? Писали четыре точки, а на их пересечении был клад. Может, это оно? Очевидное, но я, в силу своей рассеянности и тормознутости не сразу заметил. Нужен какой-то карандаш. Его у меня нет. Блин! А что есть? Поискал в карманах. Нашел шариковую ручку! Откуда она у меня? Похоже, привычка всё прятать в карман, а потом забывать о нем сослужила мне хорошую службу сейчас. Линейки нет. Буду на глаз чертить. Пунктирное пересечение. Так. Что тут у нас? Похоже, точка ведет на подход к горам, чуть дальше, чем я проходил. Это реально, но провианта может не хватить на такое расстояние. А куда деваться-то. Иду. Беру себя в руки. Поем в пути. Надо растягивать пищу. Компас задает направление. Попробую срезать через озера. Возможно, найдется обходной путь и смогу добраться так. Тогда сокращу себе дорогу, а сейчас каждый шаг обходится слишком дорого в плане сил. Каждый раз, когда на карте появляется какой-то изгиб или природный объект, или поляна, или другой лес - я ставлю точку. Таким образом ориентируюсь. Хотя бы примерно тогда понимаю, сколько прошел. Куда я попал? Зачем это всё? Знаю же, что обычно порыва хватает ненадолго. А тут сам себя загнал так далеко, что и вернуться не получится, и впереди - неизвестность. Состояние духа падает. Начинаю ненавидеть этот лес, ненавидеть всё. Хочется просто упасть и пусть меня съедят обитатели леса. Но иду. Шагаю медленно, но верно. До моей точки еще четыре километра. Всё замедляется. Надвигается усталость, и отдых уже не помогает. Организм у меня не крепкий. Но дух должен быть сильнее тела? С этой мыслью делаю еще рывок. Выхожу на новую поляну. Но уже другую. Нет той четкой круглости, которая была раньше. Но общий ландшафт и природа - такие же. Что здесь произошло? Что заставило природу на время оставить этот участок земли, а потом, словно бы получив возвращенный долг - занять его обратно? Иду к центру. Земля сбитая. Так происходит, когда выроешь яму, а потом ее засыплешь обратно землей. Здесь тоже был такой объект, какой я видел раньше. Другого объяснения я не вижу. Когда он исчез - исчезло и излучение. А вместе с ним и влияние на природу. Похоже, что это не радиация. При радиации растительность только растет и мутирует. А здесь что-то иное, что препятствует росту. Почему дрова горят в таких местах медленно? Если бы я знал... Делаю привал. Продуктов почти нет. Но есть еще сухари. Когда совсем плохо будет - буду есть сухари, запивая водой. Это лучше, чем ничего. Но сейчас еще более-менее нормально перекусил, хотя и понял, что не скоро увижу нормальную еду. Подкрепился - и то хорошо. Пока сидел - ноги отошли немного от усталости. Еще два километра. Примерно. Точно - узнать не могу. Жизнь состоит из моментов, которые ты можешь запомнить. Я навсегда запомню эти два километра. Состояние духа неважное, я совсем не знаю, что дальше. Надежда только на то, что догадка правильная, на пересечении этих странных объектов есть нечто, что раскроет мне тайну и развеет все слухи. Может, я первопроходец, которому удалось раскрыть большую тайну? А может - я дурак. Который из-за своего бунтарства и безумия совершенно потерял связь с реальностью. Как бы там ни было, скоро это узнаю. Я прохожу сквозь густой лес. Снова. Но на этот раз это не просто лес. Он ведет к озерам. Есть ли через них проход? Или я окажусь в природной ловушке? Усталость напоминает о себе. Но ощущаю, что открылось второе дыхание. Что бы там ни было, а мне надо перебраться на другую сторону. Выхожу на поляну. Ну, не то, чтобы. Есть некоторый открытый простор - и всё благодаря тому, что передо мной показалось озеро. Наконец-то, водоем. Подхожу к берегу. Возле самого края не очень глубоко. Но озеро широкое, до самого горизонта. Обойти не получится. Или переплыть, или назад... Задумался. Может, искупаться? Так всё равно придется в воде плыть. Но как? С рюкзаком не поплывешь особо. Присел. Доедаю последний провиант, сухари тоже заканчиваются. Воды мало... Это неизбежно. Итак, я и водная преграда. Нет сил ни на что. Хорошо, что наполнил желудок хоть чем-то. Завтра будет туго. Темнеет. Прилег прямо на траве. Особого выбора и нет. Смотрю боком на водную гладь. Горизонт далеко, издали видна полоска гор. Скалы, возможно там есть пещеры. Не разобрать в таком освещении, темно уже. Стоило мне хоть чуть-чуть расслабиться, как я перенесся в царство Морфея.
Утро. Лучше бы я не просыпался. Это невыносимо. Всё тело ноет. Замерз. Вчера был разогрет и оно не ощущалось, а сейчас понимаю, что заболеваю. Этого мне еще не хватало. Да, одежда не защитит тебя от холода, если лежишь на самой земле. Вчера меня это не беспокоило, а сейчас получаю результат своей беспечности. Так тут и погибну, похоже. Что ж, теперь не так важно, как поплыву и холодна ли вода. Но попробую сделать плот. Никогда их не делал. Даже не представляю, как. Городской человек беспомощен. Без инфраструктуры и всех благ цивилизации он быстро ломается и приобретает жалкий вид. Сельские жители более устойчивы в этом плане. Но я слаб. Неприспособлен к такому. Где же мой хваленый восторг по поводу леса? А нет его. Человек далеко ушел от природы. Этим он обрек себя на вечный труд и вечные страдания от дисгармонии. Интересно, как эта идея перекликается с религиозными текстами? Может, когда-то будет возможность узнать. Если выживу. Но останавливаю свои размышления и начинаю искать бревна на плот. Без инструментов, с одним только ножом... Как? Нахожу более-менее ровные балки. Остатки деревьев. Пробую пустить их на воду. Не тонут. Ура! Значит, осталось их как-то скрепить. У меня есть нож. Значит, можно их связать. Лес вроде этого - не тропические джунгли. Лиан всяких нет. Но есть тонкие ветви. Гибкие еще. Их можно связать, если постараться. Пытаюсь переплести бревна попарно. Потом - все вместе. Получается тяжелый ковер из досок. Который совсем неустойчив. Но - за счет того, что бревна не тонут - кое-как может держаться на воде. Я думаю. Выдохся, пока делал всё. Но знаю - легко и не будет. Впереди самое трудное. Нужно что-то вроде весла. К счастью - вода тихая и ветра нет. Это даже удивительно - ведь столько воды, громаднейшее озеро. Почти как река. Нашел две достаточно хорошие для весел палки, заточил их в конце немного, приплюснул как мог. Импровизированно и костыльно, но иначе никак. Риск, конечно, огромный. Не удержусь - утону. Плавать умею лишь “для галочки”. Да и вода, как оказалось - холодная. Настолько, что в нее вообще не хочется заходить. Но придется. Спускаю плот на воду. Вроде держится. Надо занять равномерно место, иначе часть бревен уйдет от нагрузки под воду. Ложусь полностью. Рядом рюкзак. Нашел баланс веса - хорошо. Весла пропустил с двух сторон через ветки, которыми связывал бревна. Поехали! Оттолкнулся от берега. Страшно. Интересно, здесь есть рыба? Но лишние мысли в сторону. Сосредоточился на веслах и равновесии. Весла работают плохо. Эффект от них минимальный, но я делаю движения веслами - и тогда немного плот сдвигается в нужном направлении. Плыву. Корректирую курс. Всё будет хорошо. Надо верить. Я весь внимание, весь сосредоточен. Еще немного. Я в центре. Вода почти не мешает плыть. Это хорошо. Плыву дальше. Уже отчетливо виден берег. Но еще далеко. Стараюсь не делать резких движений телом, только веслами рулю. Я почти у берега, но берег не мелкий, даже с самого краю глубина. Будет трудно выбраться на берег, чтобы не утонуть. Любое смещение на плоту - и я в воде. Это пугает. Но и вечно оставаться в таком положении нельзя. Надо действовать. Пробую медленно подняться. Стаю на колени. Пока всё нормально. Блин! Потерял равновесие. Тону. Рефлекторно цепляюсь за плот. Рюкзак падает в воду и я теряю его из виду. Жаль. Плот тоже тянет вниз из-за веса, но он всё же держит меня на плаву, правда теперь я в воде. К берегу еще пара метров. Почти у цели. Небо затянуло тучами. Пошел дождь. Этого еще не хватало. Решаюсь отпустить плот, всё равно управлять им не могу, залезть на него нет сил. Теперь вся надежда только на мои навыки в плавании. Вроде бы держусь на поверхности, но на это уходит много сил. Долго так не смогу. Со всех сил гребу до берега. Еще немного. Еще чуть-чуть... Есть! Ухватился за какие-то корни у самого края берега. Еще рывок. Пытаюсь оттолкнуться, выбраться из воды. Не получается. Сразу начинаю тонуть. Я в отчаянии. Плыву чуть в сторону. Вижу плавный берег. Туда добраться - и выйду нормально. Плыву изо всех сил. Почти теряю сознание. Уже близко. Ну! Я почти достаю ногами до дна. Еще метр. Почти стою. Но еще не всё. Плыву дальше. Уже устойчивее. Кажется, могу идти. Выбираюсь из воды, теряя последние силы. Добредаю до берега. Падаю в метре от него. Темнота.
Проснулся. Очнулся. Вспомнил, где я. Рюкзак! Я потерял всё, что было. Остался нож во внутреннем кармане. И одежда на мне. Теперь этот берег - мне дом. Какое сейчас время? Похоже, вечер. Сколько я спал? Почему-то пробирает на смех от всей этой растерянности. Куда делся я прежний? Который так смело шел в лес. Теперь раздавлен и измучен, без еды, без вещей. Компас? Он был в рюкзаке. И карта тоже. Я потерял последние рычаги влияния на свое положение.
    Вокруг туман, мрачная погода. Дождь всё еще моросит, но уже не так сильно льет, как раньше. Но это меня не спасает. Весь мокрый, грязный. Самочувствие ухудшилось. Похоже, поднялась температура. Всё кажется каким-то странным. И воздух здесь другой. Чище как будто. Или это на фоне болезни обостряются ощущения? Запах озона. Вообще как после грозы. Хотя молний не видел. Да, я же спал... Иду. Медленно иду от берега к скалам. Деревьев здесь мало, в основном те, которые у берега. За корни которых я и пытался уцепиться. Скалы кажутся безжизненными. Иду дальше. Уже ни сон, ни отдых не помогают. Голод ощущается всё отчетливее. Завтрашний день может оказаться последним. Ну и чего ты достиг? - спрашиваю себя. Что кому доказал? Что можешь убежать? Так это и раньше делал. А теперь что? Хотел ощутить вкус жизни? Уйти от виртуального мира, в который себя поселил? Держи, получай. А дальше что?
    Если бы я знал, что дальше - я бы продолжил отвечать сам себе на вопросы, которые возникают в голове. Но я не знал, поэтому подавленно молчал и внутренний голос затих. Я просто пошел вперед. Между скал вижу впадину. Может, это вход в пещеру? Иду туда, как могу. А могу медленно. Периоды между потерями сознания всё короче. Как я вообще смог сюда добраться? Дошел до впадины. В ней и правда есть проход. Иду по нему. Прохожу десять метров. Темно как-то. Но впереди виден свет. Значит, выход есть. Напрягаю все силы, чтобы туда дойти. Перед глазами всё плывет. Спотыкаюсь о камни под ногами. Ползу на четвереньках. Почти добрался до выхода. Лежу. Смотрю в сторону другой земли. А там... А там дома! Деревянные, низкие. Колодцы. И прочие признаки, что здесь должны быть люди. Добрался? Неужели? После всего пережитого я не заметил, как снова оказался рад людям. Тихая радость охватывает меня. Потому, что на громкую уже нет сил. В тот момент, когда я уже почти отключился, краем уха услышал какое-то шуршание, топот человеческих ног. Меня подняли и куда-то понесли, куда - я не мог знать, потому, что потерял сознание.