Штрихи к портрету. Знаменитый герцог Бекингем

Алина Алексеева-Маркезин
           Питер Пауль Рубенс.Портрет Джорджа Виллерса, герцога Бекингема
1625 Галерея Палатина Флоренция

       Ну кто из нас не читал  Александра Дюма «Три мушкетера» ?  Там герцог Бекингем  предстает персонажем в высшей степени романтическим — и трагическим: его, оклеветанного коварной Миледи, убивает фанатик Фельтон. Что ж, кое-что из романа Дюма действительно имело место в истории: например любовь Бекингема к королеве Анне Австрийской… Возможно — история с подвесками.

 Отец его был особой нетитулованной – небогатый сквайр по фамилии Вилльерс. Джордж был вторым сыном в семье. Когда ему было десять, отец умер. Мать Джорджа, Мэри Бемонт, обладала редкостной красотой, которую унаследовал сын. Главной приметой сына и матери были необыкновенные карие глаза, которые по воле настроения становились то черными, непроглядными, то янтарными, чуть ли не желтыми.

          Добавим еще: и тонкие черты лица, и роскошные волосы, и статная фигура, и великолепная кожа отмечали их. А главное – ум и великая склонность к авантюрам! И к любовным приключениям, конечно. Матушка меняла мужей как перчатки, а ее любимый сын, который поехал в Париж завершить образование (кроме всего прочего, он играючи осваивал все науки), проводил время не столько в Сорбонне, сколько в постелях хорошеньких гризеток.

      Позже он уехал в Лондон. Многочисленные поклонники матери оказали Джорджу протекцию и пристроили ко двору. В августе 1614 года Яков I обратил внимание на 22-летнего статного Джорджа Вильерса, появившегося в числе придворных. Вильерс попался на глаза королю неслучайно — к этому приложили руку вельможи, пытавшиеся ослабить влияние прежнего королевского фаворита — Роберта Кера, графа Сомерсета.

        Сам Яков Стюарт сравнивал свое отношение к Бекингему с отношением Христа к его любимому ученику — юному апостолу Иоанну. Без малейшего стеснения он говорил: «У Христа был его Иоанн, а у меня есть мой Джордж». Расставаясь даже ненадолго, король писал Бекингему нежнейшие письма: «Я хочу жить только ради тебя и предпочел бы быть изгнанным в любой конец земли вместе с тобой, чем жить печальной вдовьей жизнью без тебя. И да благословит тебя Бог, мое сладкое дитя и жена, чтобы ты всегда был утешением своему дорогому папе и супругу».
 В декабре 1624 году, на склоне жизни Яков писал:

"Молю Бога о нашем брачном союзе на Рождество. Да осенит тебя благословение Божье, жена моя, да пребудешь ты утешением великим своего старого отца и мужа."

 Стареющий король имел свои эротические причуды, а молодой Вилльерс оказался лишен каких бы то ни было моральных принципов. Не то чтобы ему так уж нравились «суровые мужские игры», Джордж вообще-то предпочитал женщин… А впрочем, он предпочитал любовь вообще, какую угодно любовь, лишь бы она щекотала нервы и… приносила выгоду.
 
 Бекингем уверенно продвигался вверх по социальной и придворной лестнице: начав с простого виночерпия, Джордж постепенно стал одним из наиболее приближенных к королю лиц, занял место в Тайном Совете, получил должность Верховного Адмирала, ряд судейских мест, параллельно становясь виконтом Вилльерсом (1616), графом Бекингемом (1617), маркизом (1619) и, наконец, герцогом (1623) - уникальный случай, ведь герцогские титулы в Британии того времени носили исключительно члены королевской фамилии.
      
  Яков передал родственникам Вилльерса ряд монополий, обогативших некогда весьма скромное семейство, а также возвел братьев фаворита в ранг пэров королевства.

            Интимная связь между Яковом I и герцогом Бекингэмом продолжалась до самой смерти монарха в 1625 году. Сын Якова I Карл I, хотя и не питал к Джорджу Вильерсу подобной страсти, находился с ним в дружеским отношениях и безгранично доверял ему в государственных делах. Именно поэтому положение герцога Бекингэма при дворе ничуть не поколебалось. И Яков, и Карл звали своего фаворита Стини — сокращение от святого Стефана, чье лицо, по Библии, «сияло, словно лик ангела».

     Вместе они предприняли авантюрную поездку в Испанию. Считается, что именно конфликт Бекингема с испанским королевским двором послужил причиной срыва переговоров о браке принца Уэльского с инфантой и последующего объявления Англией войны Испании.

  В 1620-х годах Бекингем выступал за агрессивную внешнюю политику Англии, поддерживая идею вступления страны в Тридцатилетнюю войну на стороне протестантских князей.

           Также он был одним из авторов проекта, который сделал производство и экспорт сукна монополией государства, что принесло в королевскую казну огромные доходы; подготовил «Билль о монополиях», который крепко прищемил интересы английской буржуазии. Да и вообще вся деятельность Джорджа Вилльерса была направлена на укрепление королевской власти, иначе говоря, английского абсолютизма. То есть отнюдь не только за красивые глаза и отнюдь не за свое пресловутое щегольство был он удостоен титула герцога Бекингемского!

 Бекингем по праву считался самым красивым мужчиной Европы: высокого роста, атлетического и гибкого телосложения, завитые по моде каштановые волосы до плеч, появившиеся со временем пышные усы и остроконечная бородка немного рыжеватого оттенка. Все движения его дышали изяществом и грациозностью, но одновременно в них чувствовались уверенность в себе и властность.

         Он был первый модник  королевских дворов Джеймса, а затем и Карла. Джордж никогда не жалел денег на дорогие костюмы и появлялся на балах в полном блеске своего невероятного обаяния, тончайшего вкуса и богатства. То есть он не упускал случая блеснуть, а на королевских приемах во Франции решил всех просто с ног сбить. И это ему удалось!

      Итак, в конце мая 1625 года  Париж праздновал бракосочетание  принца Уэльского и сестры короля Людовика XIII Бурбона Генриетты-Марии..
 На второй день произошло событие, которое надолго впечатлило даже пресыщенных парижан. Событием этим стало явление на бал герцога Бекингема.

          «На балу, данном на второй день торжеств по случаю этой свадьбы великолепный герцог Бекингем появился, обращая на себя всеобщее внимание, к восторгу дам и бешеной зависти кавалеров. Высокого роста, превосходно сложенный, с пламенными черными глазами, герцог мог бы вскружить не одну женскую головку, явись он хоть в рубище дровосека." Что и говорить, своей внешностью и фигурой герцог мог бы пленить и в самой простой одежде.

             В тот вечер на Бекингеме был серый атласный колет, вышитый жемчугом, с крупными жемчужинами вместо пуговиц, на шее в шесть рядов было надето такое же ожерелье, из-под которого сияла бриллиантовая звезда ордена Св. Георгия, стоимость которой равнялась восьмистам тысячам пистолей. Белые перья на берете были прикреплены пятью баснословными бриллиантами (солитерами) в пятьсот тысяч ливров каждый.  В его уши были вдеты бесценные жемчужные серьги.

       Вышивка зеленого бархатного камзола заслуживала быть представленной в музее изящных искусств.  Однако жемчужины были пришиты кое-как и то и дело отрывались. Позабыв о танцах, участники бала бросились их поднимать. Когда жемчужины подносили Бекингему, тот учтиво просил оставить находку себе на память о нем.…" - так вспоминал об этих торжествах очевидец.

          Ослепив весь двор богатством и красотой, герцог поразил всех еще и своим мастерством танцора. В кадрилях он был по этикету кавалером Анны Австрийской , и эта пара поистине напоминала Венеру и Аполлона в костюмах XVII столетия

    На истории любви королевы Анны Австрийской и герцога Бекингема я не буду останавливаться. Тем более, что о ней спорят до сих пор,было ли что-то между ними на самом деле или это выдумка придворных или выдумка самого Бекингема.

         Деятельность Бекингема подвергалась резкой критике со стороны парламентской оппозиции, считавшей Бекингема главным орудием королевского произвола и ставившей ему в вину неустойчивость внешней политики, которая привела к неудачным войнам с Испанией (1625—1630) и Францией (1627—1629). Парламент неоднократно обвинял Бекингема в нарушении национальных интересов и требовал суда над ним.

О СЕМЬЕ ГЕРЦОГА БЕКИНГЕМА.

 В 1620 году мать Бекингема нашла ему супругу – дочь графа Рутланда,  леди Кэтрин Мэннерс,19-й баронесса де Рос (1632—1649) самая богатая женщина Англии (за исключением королевы). Как пишут историки, герцогиня относилась к небольшому числу женщин, которые сохранили чистоту и нравственность среди развратных манер королевского двора. Она не была замешана ни в одной из скандальных историй того времени.

 От этого брака на свет появились дочь Мэри (1622) и три сына, Чарльз (1625-1627), Джордж (1628) и Фрэнсис (1629). Леди Кэтрин обожала своего супруга, считая, что лучшего мужа  чем он найти невозможно.Примерный семьянин, добрый отец, не транжир, не мот, не игрок, не распутник…Какие причудливые пируэты все-таки выписывает судьба!
 
   Младший сын родился уже после гибели отца. Старший сын герцога, которого, как и отца, звали Джорджем, воспитывался вместе с наследником престола, будущим королем Карлом II. В годы его правления, Джордж Вильерс-младший, как и отец, станет министром.

         Несмотря на специфические отношения с королем Иаковом, Джордж никогда не мог устоять перед чарами прекрасного пола, и число его побед, преувеличенное слухами, тем не менее, весьма внушительно. Несмотря на свою ветреность, он с теплотой и нежностью относился к жене, обожал дочь и проявлял себя как любящий и заботливый сын и брат.

     23 августа 1628 года бывший военный Джон Фельтон проник в апартаменты Бэкингема в Портсмуте и вонзил нож в его грудь. Бэкингем попытался вытащить оружие, закричав: «О Боже! Этот негодяй убил меня!» Вскоре он скончался.

  Карл I остался верен своей привязанности к Стини и после его гибели. Герцога похоронили в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилами королев Марии Стюарт и Елизаветы I. Король, вспоминая об убитом Бекингеме, называл его не иначе, как «мой мученик».

 Убийца герцога Бекингема Джон Фельтон был повешен в Тайберне 29 ноября 1628 года. Ранее на суде он заявил, что действовал в одиночку, и не сожалеет о смерти герцога. При этом Фельтон сознавался в «великом грехе», считая, что виновен перед вдовой и детьми Бекингема.

     Поскольку Фельтон считался государственным преступником, то, по традициям того времени, его тело после казни было расчленено на четыре части и выставлено на всеобщее обозрение в Портсмуте.

    Герцог остался в памяти потомков прежде всего благодаря тому, что был любовником королевы, трагически погибшим из-за этой любви в 37 лет. И почти никто не вспоминал о том, что начинал этот знатный красавец любовником... короля. Превратиться из куртизана в политика, а из наложника — в романтичного влюбленного мало кому удавалось...

Использованы материалы сайта.http://blog.i.ua/community/1952/646109/