Приёмы для развития творческого воображения

Лариса Болотова
     В  творческом поиске большую роль играют способы активизации воображения. Самым большим воображением обладают дети и фантасты. С годами у детей эта способность теряется, а у фантастов наоборот развивается. Иногда они в своих фантастических рассказа предлагают интересные научные идеи.

    Изобретатели и фантасты придумывают новые идеи, используя одни и те же приёмы.

1 Увеличения и уменьшения. Люди великаны, люди лилипуты. Звёзды гиганты, звёзды карлики.

2 Наоборот. Если взрывы не удаётся объяснить внешними причинами, можно поискать внутренние. Если считать, что двигается не человек, а окружающее пространство, а человек остаётся на одном месте.

3 Объединения. Звезда может периодически, то уменьшаться, то увеличиваться.

4 Дробления. В человеке существуют маленькие невидимые сущности, которые дают ему возможность испытывать разные чувства.

5 Динамизации и статичности.  Если действие или явление статично, то нужно сделать его меняющимся, динамичным. И наоборот: если действие динамично, сделать его статичным. Форма тела человека может меняться, под воздействием его мыслей.

6 Универсализации и ограничения. Ни один закон природы не был выведен, если бы учёные не пользовались приёмом универсализации. Например, закон тяготения. Но каждый закон природы  в то же время ограничен. Это связано со скоростью движения объектов.

7 Одушевления и искусственности. Неживому приписать свойства живого, а то, что считалось естественным, объявить искусственным. И наоборот.

8 Квантования и непрерывности. Если действие явлений непрерывно во времени и в пространстве – сделать его прерывным. Если прерывисто – сделать непрерывным.

9 Вынесения и внесения. Отделить от объекта или явления присущее ему свойство. Приписать объекту или явлению качество, ему вовсе не свойственное, взятое из другого класса явлений. Например, автомобиль может не только ездить, но и перемещаться в пространстве.

10 Смещения и совмещения. Действия явления сместить во времени вперёд или назад. Или совместить  с действием другого явления. Все события для одного человека, смотрящего со стороны, происходят мгновенно, а для другого, который находиться внутри событий, включают целую жизнь.

   Творческую фантазию можно развить упорной тренировкой, и цель приёмов – не заменить процесс обдумывания творческой задачи, а ускорить его.   Но главное, о чём всегда нужно помнить, работая с приёмами, - думать, мысленно изменять явления нужно до тех пор, пока не возникнет новое качество.

    Я, когда писала свои фантастические рассказы, использовала неосознанно часть этих приёмов. Некоторые рассказы были написаны на основании увиденных снов.

Источник информации. Книга П.Р. Амнуэля «Загадка для знатоков».