Была прекрасная пора

Нина Володченко 2
НИНА ВОЛОДЧЕНКО

Была прекрасная пора…
Глава 1

 
 Моё поколение выростало под пристальным вниманием педагогического коллектива средней общеобразовательной школы №2 п. Николаевка, Смидовичского района Е. А. О.
Я попытаюсь их вспомнить поимённо в этом тексте. Эту школу я закончила в 1963 году. Было время некоторых эксперементов в образовательном уровне страны. Наш выпускной класс оставили  учиться ещё на один год. Одиннадцатый класс этой школы стал учиться работать на Тунгусском домостроительном комбинате. Так мы пополняли наши умственные способности трудовыми навыками на производстве. Мощный Тунгусский домостроительный комбинат работал в три смены, выполняя заказ для «стройки века» - БАМ.
 Первые комсомольские отряды жили в этих щитовых домиках, они были не сложной конструкции при сборке их на месте стороительства БАМа. Для нас, ещё школьников, были выделены мастера производственного обучения, которые читали нам теоретический курс по лесообработке и прикрепляли нас на практику к станочникам – рабочим.
 Так мы постигали дополнительно реальность нашей жизни в свете решений партии и правительства.Строился реальный социализм с его плановой перспективой. Тут мы были по всем показателям «впереди планеты всей». Не более, чем годом – два раньше на классных часах мы обсуждали «эмигранта» Евгения Евтушенко. Мы обличали и тех, кто за долларами уехали из нашей страны. А доллар тогда стоил , как помню, 90 копеек русского рубля.Вся пресса была испещрена статьями о таких молодых людях, которые – то хотели перемен, а каких, мы тоже не знали, но осуждали и клеймили, как порочное общество современности.
 Я помню тот задор, тот комсомольский оптимизм вокруг, когда осваивалась стройка века - БАМ. Наш Тунгусский домостроительный комбинат был поставщик деревянных шпал для прокладки этой железнодорожной магестрали. В это время строился, параллельно, город – спутник на Дальнем Востоке – Амурск.
 На одном из комсомольских собраний, мы решили всем классом ехать на эту стройку. Наш комсомольский секретарь школы Нина Клюшева провела это собрание и мы все единогласно проголосовали за этот порыв. Только одна Валя Минина, слабенькая в здоровье и учёбе, вышла к доске и сказала, что её родители не отпустят на стройку «века».
Вокруг этой вести поднялся гвалд, все мы беспощадно клеймили Валю в придательстве и отсутствия совести, которая порочит звание члена комсомола. Всё это проходило на втором этаже в классной комнате с табличкой «химия». Изнутри класса кто – то в ручку двери вставил ножку стула. Учителя ничего не знали. Мальчишки молчали. Да, и я молчала, потому, что у меня была такая же причина, мама никогда бы не отпустила свою дочь в «эту беду». Была я меньше всех в классе, на год младше всех и на физкультуре стояла в строю предпоследней, а за мной, замыкающей, была Галя Приходько.
 Училась она на пятёрки и так же, как я молчала, открыв широко свои смолянные глаза. А «лидеры» так называемого комсомола не терпели возражений.
Валя Минина, вдруг, упала у доски в обморок. Остальная масса класса, те, кто уже выбрали свой путь в жизни, замерли и наступила тупая тишина. Саша Кудрешов, Серёжа Горбачёв решили поступать в лётное училище в Иркутске, братья Володя и Борис Лештаевы выбрали путь в спорт, в институт физкультуры, который только что открылся в Хабаровске. Алла Чупрова и Нина Силина, в тайне, собирались  поехать, так же, в Иркутск, чтобы стать геологами.
 В этот год «нашей зрелости», когда мы все были оставлены в школе, мы все определились со своей мечтой и после  получения аттестата, который нам задержало министерство по образованию, весь класс поступил учиться в вузы и техникумы. Наверное, это как-то, повлияло на нас, по себе знаю.
 А это комсомольское собрание, при закрытых дверях, когда Валя Минина упала в обморок у доски, я помню и сейчас, оценивая эту ситуацию, как оголтелое давление, безмерное незнание, кто же в этих рядах.  Вова Барабачков первый опомнился и побежал на первый этаж к бочке с водой. Валя отпила воды и заплакала тихо, тихо. Люда Михайлова сказала в полголоса, что она, Валя Минина, верующая.  Мы все были удивлены не меньше. Как это – верующая и член комсомола?
Я надеялась на то, что моя мама «разобьёт» этот настрой и я вырвусь из этого « классного единства». Так и получилось.
 На классном собрании кто – то из родителей поднял этот вопрос и идея подчинения «всех одному» рассыпалась, как карточный домик. Этот опыт «стадного» руководства мне не подходил никогда, я научилась отстаивать своё мнение, кто бы, в дальнейшей жизни и работе, не стоял передо мной. Занимая должности по работе, на которых, как говорили, должен быть коммунист, я задавала всегда один и тот же вопрос: «Вам специалисть нужен или коммунист?» В партию я не вступила, оставив, в последствии, должность директора предприятия…
О комсомоле мы поговорим во второй главе этого очерка…
«Стройка века» так и не была достроена, как было запланировано партией и правительством того времени нашей страны. А город Амурск стоит и здравствует до сих пор и будет стоять потому, что его выстроили всё же, комсомольцы 60-х годов прошлого столетия. В этом городе живёт одна бывшая выпускница нашей школы №2 п. Николаевка Е. А. О., Нина Пискунова. И как живёт! Имея трёх сыновей…Но, живут они в другой формации, преодолевая стремления быть «хозяином» в этой капиталистической стране, России, где высторены демократические законы. Живут – «сам себе колесо…» 
Наши учителя и не знали о нашем договоре на комсомольском собрании, но они, исподволь, правильно направили нас в жизнь, полную новых встреч, преодоления препятствий и выбора хороших друзей.
Теперь я представлю вам некоторых учителей нашей школы № 2 Смидовичского района в п. Николаевка Е. А. О. Они этого заслуживают, мы помним о них!   
На первом ряду третья справа Аннина Людмила Григорьевна, наш классный руководитель в 8 классе и учитель рисования и черчения.
В 2017 году этой «юной» учительнице будет уже 81 год, а мы все её любим и встречаемся, хотя бы на «Одноклассниках» или на « Скайпе».
Во втором ряду слева вторая – Белла Григорьевна Гамбург, учитель английского языка, выучившая иностранному языку не одно наше поколение. У неё учился мой брат Володченко Анатолий, заслуженный врач, министр здравоохранения г. Николаевска – на – Амуре, моя сестра Володченко Татьяна – специалист по торговле в                г. Воронеже, офицерская жена. В центре этого ряда, четвёртая слева – Эрязова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы, бессменный завуч школы.Учитель русского слова с большой буквы!
 На первом ряду, четвёртая слева – Маргарита Ивановна Козина, учитель по русскому языку и литературе в старших классах. Она научила нас знать наизусть многие главы из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Мои сочинения она читала перед классом и вот результат – я член Российского Союза писателей, член Союза русских писателей Восточного Крыма, член Ассоциации Крымских писателей. Роман – сага, три документалные повести, более 70-ти рассказов и очерков, 10 авторских книг – этот мой багаж уже в подтверждении этих званий. Я печатаюсь в прессе, журналах, на сайте «Проза. Ру», имею своих талантливых учеников, которым открываю путь в литературу здесь, в Крыму.
На первом ряду, первый справа – учитель по физкультуре, Семён Ильич Пахомов, который был участник войны, но нас он научил любить спорт.
 
Школьные соревнования…

 На первом ряду, пятая справа – учитель по химии, Эсфир Давыдовна Фирайнер.
 Её уроки были так интересны, её характер был так спокоен, что два брата – блезница Лештаевы часто грешили тем, что отвечали друг за друга у доски, а она не могла их отличить друг от друга. Весело было, иногда, на уроках химии.
Зная хорошо курс химии и биологии я сдала документы в Хабаровский педагогический институт
.Опять же этот эксперемент в образовании помешал мне, у нас в семье получилось два студента, брат поступил в Хабаровский медицинский институт.
 Я, подумав, что моим родителям будет трудно учить двоих, уступила и перешла учиться в Хабаровский технологический техникум, на швейное производство. Эта специальность и привела меня в Биробиджан…
Большой вклад в воспитание всего коллектива учащихся нашей школы внесла библиотекарь Клобурт Лидия Абрамовна.
 На школьных каникулах мы вычитывали вперёд все произведения классиков по программе литературы на следующий год.
 Нам этот список литературы давала под диктовку учитель русского языка и литературы Маргарита Александровна, Елена Павловна и Маргарита Ивановна. Они учили нас слову и русской речи.
Ж

 .
Наш выпускной 11 – й в 1963 году, я в центре.
Учитель… Школьный учитель. Он входит в нашу жизнь раз и навсегда. Школа и учитель – два неразрывных понятия. Школа сопровождает нас в течении всей жизни. Школьная дружба всесильна. Сначала в ней учились мы, потом эту же школу оканчивали наши сёстра и братья, а потом и наши дети…
Моя первая учительница, Буркат Татьяна Марковна, учила меня в маленькой деревенской школе «семилетке» в селе Биджан Ленинского района Еврейской Автономной области с первого по третий класс.
 Училась я на хорошо и отлично. Самостоятельно преодалевала зимние месяцы учёбы, чтобы добраться в школу. Об этом интересном моменте, когда тебя некому проводить в школу по причине того, что мама родила уже сестричку и брату было два года, я уже вспоминала и часто вспоминаю о своей самостоятельности в столь ранние годы. И это стремление быть таковой проходит через всю мою жизнь.
В связи с переездом в посёлок Николаевка Е. А. О., я стала учиться в средней общеобразовательной средне школе № 2 с четвёртого класса и окончила её в период, когда шла реформа образования и нас приобщали к производству.
 Так что мне пришлось закончить одиннадцать классов и получить разряд столяра – станочника. Конечно, это мне не понадобилось в жизни, но надо было и мы учились…
Моя школа была построена в 1908 году, и являлась форпостом на границе с Китаем вместе со Свято – Феодоровским мужским монастырём в Архангеловке. А поселение так и назвали – Николаевка.
Я отчётливо помню, когда я пришла в школу с мамой. Меня поразили широкие коридоры и паркет в вестибюле. На мне была коричневого цвета школьная форма и чёрный фартук, а на ногах чёрные ботиночки, похожие на мальчуковые, но мама у меня была  «мастерицей» и пришила на ботиночки каракулевые манжетки, которые раскроила из козырька папиной шапки – ушанки. Ни у кого не было таких «девичьих» ботиночек.
Атласные коричневые ленты были вплетены в две мои косички и украшали мою голову бантиками по бокам лица.
Звонок на урок звинел по расписанию и подавался уборщицей. Колокол был явно церковный, светящееся искрами и требовательным звоном, звенит он и  сейчас в ушах…Послушать бы ещё раз…
В этой школе я повзрослела и многому научилась на уроках труда и кружковой работе. Литература – оттуда, творческая прфессия по пошиву одежды – оттуда, спорт – оттуда!
Закрывается дверь в класс и урок литературы учит нас размышлять над поступками главных героев. Маргарита Александровна Ионина, выпускница Университета им. Ломоносова в Москве, умело учила нас мыслить. Мои сочинения она часто читала  вслух перед классом, а я краснела от этой неловкости. Скромность – моё кредо!
Наверное, мало чем отличается сегодня эта школа от других, но я уверена, что традиции, заложенные нашими учителями, сохраняются и до сих пор здесь. Ученики здесь получают твёрдые знания и поступают, как мы, в учебные заведения, чтобы быть полезными новому требованию времени. Россия ждёт от них поступательных шагов…
  Газета «Пионерская правда» была нашим маячком в которой печатались увлекательные повести с «продолжением следует». С замиранием сердца я открывала газету после школы и читала роман « Дерсу Узала» Н. Арсеньего. Роман Н. Наволочкина « Амурские вёрсты» - рекомендую всем почитать, чтобы глубже понять исторический момент освоения Дальневосточных земель и подвиг русского казачества.
На преусадебном участке школы, под руководством учителя по биологии, Нины Максимовны Перегудовой, мы выращивали различные культуры, записывая свои наблюдения в дневник. Я занималась выращиванием разных сортов картофеля и была в этом вопросе хорошо осведомлена. Мама у меня была в роли агранома и рассказывала о картошке удивительные истории.
Её дед, Амурский первопроходец – казак, знал восточные языки и в Китай ходил по охотничьим тропам. Однажды, он и принёс семена картошки в виде зелёненьких круглых шариков. Выростили рассаду, а потом только догадались снимать урожай, который был в земле. «Красная», «белая», «пракулька», «ранняя сорокодневка» – были объектом моего исследования. Обильный урожай, всё же , был у «красной». И моё фото висело на доске почёта школы. А моя однокласница, Нина Клюшева. комсорг школы, за урожай моркови и отличную учёбу побывала по путёвке в Артэке.Вот это было  событие!
 

Фото с учителями, 1963 год.
Все ребята занимались в кружках. Нас никто  туда не записывал. Мы сами выбирали занятия по интересам и находили для этого свободное время от учёбы. Хорошо поставленная соревновательная программа привлекала всех заниматься спортом, особенно мальчишек. Сборные команды школы по боскитболу, лёгкой атлетике занимали первые места в области и районе.
Хорошо поставленная художественная самодеятельность, в которой участвовали только десятые классы, всегда занимала призовые места. Дарья Ивановна Носова, учитель пения, играла «по слуху» на любом инструменте, хотя была инженером домостроительного комбината по своей специальности. Хором руководил учитель по истории.
Наше поколение ровнялось на литературных героев Тургенева, Чехова, Толстого.
В школе часто проходили литературно – музыкальные вечера и мы учились танцевать в школе. Поэтому, нам не было скучно, когда заиграет музыка. Мы кружились в вальсе, медленном танго и быстром фоксторте. Мальчишки смело приглашали девочек на танец.
Никаких резких движений, никаких ссор. Никто из мальчишек в классе не курил.  Какие это были замечательные вечера! На Новогодний бал все готовили костюмы и в тайне их шили дома. Особенно мне запомнился приз, который я получила за костюм « Три мушкитёра».  Три подружки – Алла Чупрова, Нина Силина и я прекрасно исполнили эту роль. Наши родители всегда нас поддерживали и помогали шить костюмы, делать атрибуты. Мой папа сделал мне  звенящщие шпоры и прикрепил к сапогам, а мама помогала выкраивать шляпу с большими полями. А перо для шляпы я позаимствовала у своего белого петуха в нашем сарае.
Моя школа познакомила меня с миром искусства и музыки. Я хорошо рисовала, да и сейчас не прочь этим заняться в свободное время, а его, времени, катострафически не хватает.
 Уйдя на заслуженный отдых, стала писателем – прозаиком, членом «Союза русских писателей Восточного Крыма», когда здесь была Украина, тоесть, живя в эмиграции. Членом Российского Союза писателей в Москве я стала, когда Крым стал снова российским. И вот уже десятая авторская книга  выходит в свет. За этим стоит  титанический и кропотливый мой труд. Готов уже мой первый роман  – сага «Плакучая ива», но он ещё не прошёл регистрацию в международном учте в  книжной Палате. Пишу эпилог. Собираюсь с мыслями, ищу свои выводы над проблемой эмиграции.Это так актуально сегодня.
 Эмиграция после Первой мировой войны, после Октябрской Революции, в период распада РСФСР в 90х годах прошлого столетия - это состояние души пройдено нашими дедами, отцами, затронуло и наше поколение и, как выясняется историками, оно было так трагично. Трудиться, самому основному, нас научили родители и школа.
 Помню,что был в нашей школе такой интересный предмет, как астрономия.
 Уроки эти учитель физики и астраномии Иван Терентьевич Месняков проводил в школьном дворе, когда зажигались звёзды. В тёмном небе мы отыскивали Полярную звезду, Малую и Большую Медведицу, учились по звёздам оринтироваться на местности и всему этому учил нас бывший лётчик, участник ВОВ, опытный учитель.
Всё начинается с детства! А связь учеников с учителями продолжается, хотя не все мы были отличниками. По физике получить тройку девчёнке, было в радость. Любил Иван Терентьевич мальчиков, а нам отвечал, что сам знает эту физику только на четврку…
« Дорогая Нина, поздравляю тебя с Новым 2017 годом! Всех тебе благ, оптимизма и активной жизни! С уважением Людмила Григорьевна Аннина». Космическая связь позволяет сейчас общаться с любимой учительницей по « Скайпу». Но, я приведу несколько писем, которые так необходимы и нам и нашим учителям. « Мы здесь!»
31. 01. 2009. « Здравствуй Нина! Спасибо тебе за большое и интересное письмо, за новогоднее поздравление. Событий у тебя в жизни много и дел разных, как общественных, так и личных, это меня радует. И это прекрасно!
Сообщаю, что с внуком твоим, Гришей я встретилась. Предварительно я позвонила по телефону Грише и он пришёл на встречу вместе с мамой.
 Мне он понравился, хороший мальчик, воспитанный, всё у него хорошо. Было, говорит, заболел, но сейчас у него всё нормально со здоровьем. Во дворе гуляет, с мамой ездит в магазин за продуктами, помогает дома. А вот к тебе есть вопрос. Почему мало пишешь внукам писем? Звонок по телефону, это одно. А вот письмо внук хотел бы от тебя  чаще получать. Конечно, без особых наставлений. Он хочет знать о твоей жизни за границей, о погоде в Крыму, твоих впечатлениях от поездок по святым местам. Да, мало ли о чём можно сообщить  внуку! Так что исправляйся, бабушка Нина! Будь умницей и отдавай внукам частицу своего тепла и любви через письмо. Это важно!
Очень интересно было узнать, что ты взялась за переводы с украинского на русский поэта – классика Нилу Костенко. Ты, просто, рисковый человек! Это же колоссальный труд! У тебя, разве, мало своих дел?
Переводы делаются не спеша, годами, с чувством и расстановкой. Ведь в этом деле главное, как я думаю, переводить не слово в слово, не буква в букву, а что бы был доведён до читателя смысл стиха, главная линия, задуманная писателем. Это сложно, трудно, ответственно.
У тебя свой путь в творчестве. Вот над своим усовершенствованием и работай. Я так думаю, не обижайся.
Немного о себе. Потихоньку занимаюсь своей книжкой стихов, коплю денежки на издание моей первой книжки, которую я начала делать после твоего «давления». Сама бы я не осмелилась в такие годы показывать всему миру свои стихи. Спасибо и тебе и моим детям, которые меня уже поддерживают в этом.
Погода в Хабаровске стоит зимняя, холодная. Маловато снега.
Будь здорова и счастлива. Будь успешна в своём литературном творчестве. Всего тебе доброго. Людмила Григорьевна Аннина».
02.06.2010. «Здравствуй, Нина! Начну письмо с того, что я получила от тебя перевод и рассчиталась с издательством за твою книжку. Книга твоя «По родной земле…» хорошо написана. Рассказы жизненные, интересные, добрые, тёплые. Молодец! Обложка только темноватая, но это вина художника. Хотелось, чтобы твоё имя было ярче. Технический редактор Татьяна Шейкина передала твои книги ветеранам Тихоокеанского Университета в подарок. Всё в порядке. Они передают тебе большое спасибо. Ты молодец, всё ко времени получилось, к 9 мая.
Свою книгу я сдала в набор в апреле месяце. Основное, сквозную канву книги, я сделала сама. Уставала, конечно, но в мои года – это естественно. Самое главное, что эта литература скучать не даёт.
А у нас в конце апреля «объявилась» жара - +25! Деревья позеленели, одуванчики всюду желтеют. Красота! Оживилась работа на дачах и народ ожил, заботы появились. Так и живём. У вас там, в Крыму, уже урожай снимают?
Мне вчера сын принёс букетик ландышей. Запах! Прелесть!
Пищи о себе. Как обстоят твои личные дела? Что тебя  радует и что тебя огорчает? Соскучилась, приезжай, ждём и будем рады встречи.
Раз так складывается жизнь за границей, то пользуйся солнышком, морем, своей свободой. Быть самой собой - так приятно! Ты никому ничем не обязана, дети живут своей жизнью и тебе есть чем гордиться. Продолжай делать добро!
Пиши. Обнимаю. Желаю успеха и удачи во всех твоих начинаниях и делах! Буду ждать от тебя письма».
А «Крымская весна» 2014 года разделила и прибавила нам забот. Крым вошёл в Южный Федеральный округ России. Новый виток событий закрутил мысли и заставил опять вспомнить о былом…

Глава 2

В холле Хабаровского технологического техникума паркет блестит от чистоты. Жёлтые и белые квадратики паркета отражают, как в зеркале, пышные юбки и стройные ножки девушек – выпускников 1967 года. В техникуме идёт распределение по направлению на работу молодых специалистов. Как и принято, в аудиторию, где заседает комиссия, заходят по очерёдности полученного балла за время учёбы. На базе средней школы я здесь училась без малого три года. Это был 1966 год.
Я вхожу в аудиторию. Волноваться мне не зачем. У меня отличный балл, который позволяет мне выбрать самой место будущей работы и должности. Выбираю г. Петропавловск-на-Камчатке, заведующей центральным ателье города по пошиву лёгкого женского платья.
 На меня внимательно смотрит директор техникума Антонина Григорьевна и говорит, что на меня пришёл запрос, как на специалиста, диплом которого должен быть внедрён  в производство.
«Нина, тебя ждут в г. Биробиджане, твой дипломный проект надо внедрить. Директор городского комбината бытового обслуживания Школьник Леонид Борисович просит направить тебя, чтобы сделать реконструкцию ателье № 1 по пошиву лёгкого платья по улице Ленина» - с улыбкой сказала она.
Как поступить? Жизнь на Севере по тем временам считалась престижной и закрытой. Таинственность всегда увлекает, а обеспеченность ещё больше притягивает…
Подумав секунду, я сказала, что поеду туда, где я нужна, в маленький, тихий городок - «Одесса в миниатюре». Хотя об Одессе я мало что знала, она была от нас очень далеко. Народ еврейской национальности выстроил с душой этот белокаменный городок с широкими улицами, одна из которых была сразу названа в честь еврейского писателя Шолом-Алейхема, который в этом городе никогда не был. Он родился в Полтавской области, но был прописан в Биробиджане навечно. Здесь жили его собратья честно и достойно сразу, по приезду в 1928 году. Станция «Тихонькая» встретила их запахом хвои и багульника на малиновых от этого цвета сопках.
Рабочие руки здесь были нужны. Рубили лес и строили двухэтажные дома, в одном из которых по улице Советской и находилось управление по бытовому обслуживанию.
Модница, которая ходила по подиуму в Красноярском доме моделей думала, что благодаря директору КБО красиво устроилась её жизнь…
Так определилась моя будущая работа в качестве технолога швейного производства в городском комбинате бытового обслуживания г. Биробиджана. 1 августа 1966 года я была в кабинете этого руководителя службы быта города, Школьника Михаила Борисовича.
 Биробиджан встретил меня яркими красками цветов на клумбах города. Широкий проспект от железнодорожного вокзала был заполнен загорелыми лицами молодых девушек и колыханием, как волна, зелёных фуражек пограничников. Это был проспект «начала новой жизни» не только у меня… Город жил и развивался для женщин, вся палитра лёгкой промышленности крутилась и вертелась, чтобы женщины имели занятие по душе. Это был город невест!
За столом кабинета сидел импозантный человек среднего возраста, как говорят, «с иголочки». Посмотрев мой диплом, он сразу решил, что реконструкцию по моему проекту будет делать строительная бригада, а я буду их контролировать, совмещая работу начальника швейного цеха по массовому пошиву ватных стёганых телогреек и брюк для строителей БАМа. Заказ большой, нужно было организовать две комсомольско-молодёжные бригады, которые будут работать в две смены.
 
Бригада Даниловой,1967 год, я слева вторая на первом ряду,                г. Биробиджан.
«Завтра утром приходите пораньше ко мне в кабинет, я научу вас планированию выпуска по дням и в целом за месяц. Бригады отдел кадров уже сформировал. Пройдите в отдел кадров», - на лице у него выступил яркий румянец, он был доволен быстрому решению вопроса.
Какие телогрейки? Я же чуть не плакала. Что я скажу маме? Я же ничего не знаю про эту рабочую одежду! Но, открыв сумочку, я вытерла платочком слёзы…
Ещё интереснее получилась встреча с начальником отдела кадров. Ей оказалась моя первая учительница – Буркат Татьяна Марковна. Она была в КБО и секретарём партийной организации горбыткомбината. И не только моя первая учительница, а ещё и родня. Её старшая сестра Полина Марковна была свахой моим родителям. У них росла внучка Инна, моя племянница.
Биробиджан окружил меня таким вниманием и теплом. В течение месяца я получила квартиру - спальню в трёхкомнатной квартире, с окнами на высоченную сопку. Высокая телевышка светилась ярко, освещая спальный район города имени Героя Советского Союза Бумагина.
 Для молодых специалистов была выделена трёхкомнатная квартира в новом пятиэтажном доме на берегу быстрой реки Бира по улице Димитрова.
 Нас, молодых специалистов тоже было трое. Работа с молодёжью мне нравилась, меня поддерживала словом и делом Татьяна Марковна и директор Леонид Борисович. С ним я «прошла» трудовой университет.
 Выполнение плана позволяло отгружать продукцию во время, а заведующий складом готовой продукции Бэр научил меня учёту и отчётности.
За всё время своей работы я никогда не допускала недостач. Это были первые шаги становления моей ответственности, организованности и совести.

 
Бригада №2 закройщика Евы Файбушенко. г. Биробиджан, 1967 г.

К дате 50-летия Комсомола меня выбрали освобождённым Секретарём комсомольской организации КБО.
О работе наших молодёжных бригад писали в «Биробиджанской звезде» и эти снимки от фотографа редакции газеты.  Может, кто – то узнает в этих лицах своих родных. Так жила молодёжь того времени…
Секретарь городского Союза Комсомола, Борис Шаевич, был авторитетом среди нас, комсомольских вожаков. Мне запомнился сбор секретарей комсомольских организаций на берегу реки Бира в мае 1968 года, это было 50-летие Комсомола.
На поляне был разбит привал, горел костёр, мы пели песни и играли в футбол.
Я получила в подарок букет полевых цветов от будущего моего мужа, Ивана Новикова, журналиста газеты «Биробиджанская звезда».   Он отрабатывал в Биробиджане  свои три года после распределения из Ростовского Университета, с факультета журналистики.
 Песни поэта – песенника Визбора только, только входили в моду, но для меня запомнилась песня «Солнышко лесное».   Когда мне напел её Иван,  мы бродили по берегу реки босиком…
Дальневосточное солнце в мае особенно яркое. От влажного воздуха не чувствуется особой жары. В этот вечер мы пошли с Иваном в театр. И больше не расставались…
Мы любили ходить на все премьеры кино в кинотеатр   «Биробиджан».
 Дал
11 сентября 1968 года у нас была комсомольско-молодёжная свадьба. И на ней было два жениха и две невесты…
С этим решением, как я знала, была не согласна твоя, Лёня, мама.
Меня она готовила в свои «невестки» и учила печь слоёный торт «Наполеон» и готовить бешбармак…
Так и осталась она в моей памяти в светлой, тщательно отглаженной кофточке,  тёмной юбке с брошкой у воротничка…
В свадебное путешествие мы полетели на самолёте из Хабаровска.
И в ноябре 1968 года  мы уехали жить в Крым.
 Была прекрасная пора! У Леонида Школьника «звенела» творческая струна, в городе образовался поэтический коллектив из молодых поэтов города, которые, получив образование, стали литературной славой города Биробиджана. Вот их имена:
-Ефим Кудиш,
-Григорий Рабинков,
-Борис Миллер,
-Люба Вассерман,
-Михаил Бенгельдорф,
- Виктор Саломатов,
-Людмила Миланич,
-Леонид Школьник.
Поэт – понятие народное. Их стихи, как песня, несущая добро.
Их стихи написаны на бумаге, но отменить их не возможно.
Настоящий литератор всегда одинок в своей манере восприятия мира. А, посему, заповедано ему жить на земле   честно и с достоинством.
« О Дальнем Востоке
Небыстро пишу –
Зачем суетиться?
Богатством своим и
Судьбой не спешу
С гостями делиться.
Они прилетают на сутки
На пять
И бедные, мчаться,
Едва на ходу успевая
Понять –
Пора возвращаться.
Пора в поезда, в самолёты,
В такси
И без пересадки
Скорее домой, где
В достатке тоски,
 Где спросят родные
О дальних краях:
- Так что там такое?
А я даже воздухом этим
Пропах –
Багулом, тайгою,
Здесь – корни, истоки,
Удачи мои,
Рассвета начало,
Я малая часть этой
Щедрой земли,
И это – не мало».

Леонид Школьник.

Не забывайте о России, умчится время перемен, судьба вас к ней, родные, из чуждой дали приведёт!