Разум, информация, культурная эволюция

Виктор Ефременко
               ИЛИ  НЕКОТОРЫЕ  СООБРАЖЕНИЯ  ОБ  АНТРОПОГЕНЕЗЕ

  После   возникновения  эукариотических  клеток  и  возможности  построения  из  них   многоклеточных  организмов,  эволюция  неизбежно  должна  была  привести  к  появлению  разума  и  разумных  существ,  которые  получили  название  Человек.   Никаких  сверхестественных  сил  не  требуется.  Просто  на  траектории  эволюционного  развития  всего  живого,   на  некотором  этапе появляется ответвление,  названное  культурной  эволюцией,  на  котором  и  развивается  один  наш  вид.  Постоянное  появление  новых  ответвлений,  возникновение  новых  видов  на  эволюционном  дереве  отметил  ещё  Ч. Дарвин  и  назвал  это  дивергенцией.

Важнейшими  факторами,  сделавшими  возможной  начало  социальной  (культурной)  эволюции  являются  появление  развитых  языков  общения  и  разума.

Под  разумом  я  буду  понимать
 
  СПОСОБНОСТЬ  СТРОИТЬ  В  МОЗГУ  ТАКИЕ МОДЕЛИ  ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА,   КОТОРЫЕ  ПОЗВОЛЯЮТ  ПРЕДСКАЗЫВАТЬ  НЕКОТОРЫЕ  СОБЫТИЯ  РЕАЛЬНОСТИ,  НЕ  СОВЕРШАЯ  САМОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА.


              Разум  создаёт виртуальную  реальность в  мозгу (модели ),  изучает её  и  выводы  проецирует  на  реальные  объекты.   Таким  образом,  достигается  экономия  сил  при  решении  возникающих  проблем.  Постепенно  разум  выходит  за  эти  рамки утилитарных  потребностей  и  начинает  вокруг  себя  создавать  культурную  среду.   Культурная  среда  это  тоже  виртуальная  реальность,  которая  оказывает  значительное  влияние   на  поведение,  мышление,   все  аспекты  жизни  людей   и  таким  образом  на  эволюцию    всего   социального  сообщества.   

ТАКИМ  ОБРАЗОМ,  РАЗУМ   ПРЕВРАЩАЕТСЯ  В  ВИДООБРАЗУЮЩИЙ  ФАКТОР, МОЩНЫЙ  ФАКТОР ЭВОЛЮЦИОННОГО  РАЗВИТИЯ  ЧЕЛОВЕКА,  КАК  ОСОБОГО  ВИДА,  НЕ  ПОДЧИНЯЮЩЕГОСЯ  УЖЕ  БИОЛОГИЧЕСКИМ  ЗАКОНАМ  В  НЕКОТОРЫХ  АСПЕКТАХ.

               Рождается  человек  не  с  готовым  разумом,  а    со  способностями  этот  разум  развивать.  В  постэмбриональном  развитии  гены  продолжают  свою  работу  по  развитию  мозга,  снабжению  его  некоторым  комплектом  врождённых  программ.   
               Сегодняшний  уровень  разума  образовался  в  результате  коэволюции.  Биологическая  эволюция  создала     морфологию  мозга,  наполнила  его  некоторым первоначальным содержанием,   а  социальная  интегрировала  это  содержание   мозга,  дополнив  его  информацией  получаемой  от  органов  чувств  о  внешнем  мире.
              При  таком  определении  другие  приматы  тоже  имеют  разум,
 с  чем  мы  и  готовы  согласиться,  но  он  уступает  человеческому  разуму,  приобретённому  в  результате  культурной  эволюции.

                Человек  рождается   со  способностью  к  развитию  в  процессе  взросления  в  культурной  среде.  Именно  эти  огромные  способности  к  развитию  и  отличают  человека  от  других  приматов.  Именно  они  получили  развитие  у  Homo Sapiens  в  результате  эволюционного  процесса,  в  котором  наблюдалось  увеличение  мозга  по  объёму.  Объём  мозга  не  есть  показатель  разума,  но  с  его  ростом  возможности  саморазвития    увеличиваются.
                Иногда  считают,  что  разум  человека  есть  врожденная  сущность,  отличающая  его  от  других приматов.  Но  всем  известны  примеры, когда человек,  выросший  в  стае  животных   (маугли)  остаётся  на  таком  же  уровне  развития  как  другие  представители  стаи. Это  говорит  о  том,  что  мозг  нуждается  в  функциональном  совершенствовании  после  появления  на  свет.    И если  человек  не  получил  правильное воспитание и  образование  в  нужное  время,  он  уже  никогда  не  сможет  восполнить  этот  пробел.
         Известно  также,  что  сколько  ни  воспитывай  обезьяну,  она  может  стать  весьма  сообразительной,  но  достичь  среднего  человеческого  разума  не  сможет.
             Мозг  не  сформирован   полностью и  морфологически к моменту  рождения,  он  развивается  вместе  со  всем  организмом.  Ему  нужна также посильная  умственная  работа  для  правильного  формирования,  для  функционального  развития.
          И  так  как  процесс  развития  у  человека  замедлен  по  сравнению  с  другими  приматами,  то  это  справедливо  и для  мозга,  который  требует  длительного  процесса  совершенствования.   Поэтому  чрезвычайно  важно  правильное  воспитание  и  образование,  которое  зависит  от  многих  социальных  институтов  действующих  в  обществе,  от  благополучия  самого  социального  общества.

               После  появления  человека  на  свет  тело  его  растёт,  очевидно,  и  мозг  растет  и  совершенствуется.  Поэтому  обучение  и  воспитание  должны  соответствовать  уровню  развития  мозга.  Совершенствование  мозга  происходит  в  результате  его  деятельности. По  существу  здесь  встречаемся   с  процессом  самоорганизации  структур  мозга,  с  функциональным  его  развитием.   Это  значит,  человека  нельзя  научить   ничему, за  исключением  простых  действий.     Он  сам  должен  научиться.  За  деньги  можно  купить  корочки,  но  стать  умным,  сильным  и  быстрым  можно  только  самому,  прилагая  соответствующие  усилия.  Но  помощь  со  стороны  учителей  необходима,  хотя  и  недостаточна.
   Недостатки  воспитания  и  образования,  направляющие  этот  процесс  в  юном  возрасте,   проявляются  позже  и  их  трудно  или  невозможно исправить в  последующем. 
                Если  в  детстве  вам  внушили  мысль  о  боге,  то  в  дальнейшем  на  мир  вы  смотрите  с  этой  точки  зрения,   и  никакой  свободы  выбора  для  вас  уже  нет.  Религиозному  фанатику  и  ученому  мир  представляется  по разному.   
                Если  генами  создан  мозг  малоспособный  к  развитию,  то  обучение,  воспитание   не  смогут  этот  недостаток  исправить,  но  смогут  видимо  в  большей  или  меньшей  мере  сделать  его  малозаметным.
               С  чем  можно  сравнить?  Видимо  с  процессором,  внутри  которого  отсутствует  ряд  соединений  между  транзисторами  или  сами  они  некачественные  в  результате  нарушения  технологии.  Поэтому   компьютер  с  таким  процессором  работать  не  будет  так,   как  надо. 
                Степень    наличия разума  у  членов  социального  сообщества  колеблется  очень  сильно.  Прогресс,    цивилизационное  движение  обеспечивается  в основном  теми  людьми,  у  которых  разум  превосходит  средние   показатели.
                Всё  то,  что  человек  воспринимает  из    реального  мира  с  помощью  своих  органов  чувств  отражается  в  мозгу  в  виде   моделей (виртуальной  реальности).  Но  если  в  зеркале  отражение  формируется  по  законам  геометрической  оптики,  то  виртуальное  отражение реальности в  мозгу   формируется  с  помощью  программ,  заложенных  в  мозг  генами,  а  в дальнейшем  моделями,   заложенными  при  воспитании  и  обучении. 

               Как  и  всякое  свойство,  разум  не  размазан  равномерно  по  популяции.  Он  как  и  другие  свойства  описывается  в  популяции  кривой  нормального  распределения,  имеющий  куполообразный  характер.  Наибольшее  количество  людей  обладает  средним  умом,   меньше - значительным,  ещё  меньше - большим   и  крайне  мало  выдающимся(это  таланты).  Последние  три  категории  и  обладают  ценностью,  с  точки  зрения  их  потенциальной  полезности,  для  популяции  в  культурной  эволюции.



             ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ  СВОЙСТВО  ИНФОРМАЦИОННОГО  РЕСУРСА


               В  реальной  жизни,  когда  два  субъекта  делятся  ресурсами  (добровольно  или  в  результате  принуждения),  то  у  одного  ресурс  увеличивается,  а  у  другого  уменьшается.  Это  фундаментальное  правило  реальной  жизни.
              Если   человек  поделился  яблоком  с  другом,  то  у  него  осталось  для  потребления  только   половина  яблока.   Благодаря  этому  свойству сохранения   материи  и  возникают  конкурентные  отношения,   а   история  это  непрекращающиеся  войны  за  ресурсы.
             Если  те  же  субъекты  делятся    информационным  ресурсом,    это   делает  обоих    богаче.  Разум    позволяет  использовать  такой  волшебный  ресурс,  который  при  делении  не  уменьшается.  Поэтому  информацией  выгодно  делиться.  С  точки  зрения  всей  популяции  при  делении  ресурс  умножается.
Информационный  ресурс  отличается  от  материального  тем,  что  для  него  закон  сохранения  не  действует. Это  замечательное  свойство.

                Тот,  кто  получил,  делается  богаче  потому,  что  этот  информационный  ресурс  может  обратить  себе  на  пользу (предполагается,  что  это  некоторый  информационно  технологический  ресурс),   а  другой  может  получить  аналогичный  информационный  ресурс  от  своего  контрагента  в будущем.
   
             Это  свойство  информационных  ресурсов  делает  выгодным  и  эволюционно  неизбежным  процесс  объединения  людей  в  большие  агломерации  (процесс  социализации),  где  можно  общаться  и  делиться  опытом (информацией),   и где  в  результате  общения  увеличивается  информационная  обеспеченность  каждого.  Это  позволяет  проводить  разделение  труда,    приводящее  к  многократному   росту  производительности,    к  возрастанию  богатства  общества.

             Таким  образом,  появление  разума у  HS  делает  возможным  пользоваться  информационным  ресурсом,   который обладает  таким  замечательным  свойством,   что  и  вызвало   социализацию  вида  HS,   привело  к  возникновению  культурной  эволюции.


        ДВА  ГЛАВНЫХ  ФАКТОРА  СДЕЛАЛИ  СОЦИАЛИЗАЦИЮ  НЕИЗБЕЖНОЙ

1.  Развитый  разум   человека   и  развитые  языки  общения.

2.  Cвойство  информационного  ресурса - при   делении  им    с  окружающими  не  уменьшаться  у  первоначального  обладателя. Информационный  ресурс  является  главным  богатством  популяции. 

             Инструментом  позволяющим  владеть,  использовать, обмениваться  информацией   являлись  языки  общения.   Позже для  обмена появляются  письменность,  книгопечатание,   СМИ,  базы  данных,  интернет,  социальные  сети.


                СКОРОСТЬ  КУЛЬТУРНОЙ  ЭВОЛЮЦИИ

            Культура  в  обобщенном  смысле,  куда  входит  собственно  культура,  науки,  религии и  т.д.   создана  за   счет  информационного  ресурса,  который  передаётся  негенетическим  путём. 
 Справедливо  и  обратное  утверждение,   что  вся  информация,  передаваемая  негенетическим  путем   и  составляет  предмет  культуры.

                Способы     распостранения  культурной  информации  позволяют  преодолеть  ограничения  генетики,   действующие  в  биологической  эволюции   -  невозможность  передачи  приобретённых  навыков,  умений,  опыта  от  человека  к  человеку, от  одного  поколения  к  другому   тем  самым  многократно  ускоряя  эволюционное  развитие  человека,   позволяя    создавать  цивилизационное  пространство.
 
              Заслуживает  особого  внимания  то,  что  культурная  эволюция -  не  просто  быстрее  биологической,  но  она  развивается  с  ускорением.   Массу   усвоенной  информации  можно  рассматривать  как  движущую   силу  процесса   и  тогда  ускорение  пропорционально  этой  силе.   Так   как  информация,  усвоенная  человечеством  возрастает,  то  и  ускорение  возрастает,  а  скорость  эволюции  растёт   по  квадратичному  закону.

 
 КУЛЬТУРНАЯ  ЭВОЛЮЦИЯ  ВЫЯВИЛА  ЕЩЁ  ОДНО  СВОЁ  ОТЛИЧИЕ  ОТ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ
            
              Все  виды  в  биологической  эволюции  имеют  ограниченные   потребности.  Они  состоят  в  том,  чтобы  жить   и    размножаться.   Отсюда  возникает  конкуренция  за  питание,  за   возможность  спаривания.  Травоядные  съедают  столько  травы,  сколько  могут  переварить,  хищники  убивают  стольких  животных,  сколько  могут  съесть.  В  ходе  эволюционного  развития  выработаны  ограничения  на  эти  потребности.   Поскольку  переедать  вредно  для  здоровья,   а  хранить  обычно  негде.
                Для  культурной  эволюции  это  не  так.  Никаких  эволюционных  ограничений  для     потребностей  человека не  выработано.   Удовлетворение  одной культурной потребности  вызывает  рост  следующей, что  видно  на  многочисленных  примерах  вокруг.
               В  будущем  придётся социуму эти  ограничения  как  то  вырабатывать. Капитализм в  нынешней  форме это  не  навсегда.