Неиссякаемый колодец

Антонина Кухтина Бруштунова
В начале прошлого века жила-была в Боготольском районе деревня Баим. Сейчас её лет шестьдесят как нет на свете. Жители разъехались. Дома снесли. И теперь уже вряд ли кто-то догадается, что когда-то там жили люди. Эта глухая сибирская деревня находилась километрах в сорока от районного центра – Боготола. Я в ней была всего один раз ещё ребёнком. Мы ездили в гости к Маланье Наумовне – родной сестре нашей бабушки Ариши.  Что меня там особенно поразило, так это колодезные «журавли».  Раньше я их никогда не видела «вживую», так как у нас и в Боготоле, и в Каменке (малая родина отца) воду из колодца доставали, накручивая цепь или верёвку на ворот. И вот про один из таких баимских колодцев я не однажды слышала от мамы удивительный рассказ.
Добраться до Баима  даже в советские времена было довольно сложно, что уж говорить про времена Гражданской войны.  И когда в деревню пришли колчаковцы, то безоружные крестьяне и вооружённая армия оказались один на один. Чем уж так прогневили баимцы доблестных «защитников», неизвестно, но решили колчаковцы их страшно наказать. В деревне было несколько колодцев, но один –  особенный. Вода в нём всегда была чистая, прозрачная, холодная  и очень вкусная. Колодцем этим пользовалась почти половина деревни. И колчаковцам ничего умнее не придумалось, как лишить людей этого колодца. Они решили откачать воду, а колодец засыпать. Привезли откуда-то специальные насосы, и дело пошло. Перепуганные беззащитные жители с ужасом ждали, что же будет дальше.
Прошёл час – другой – третий, а вода всё текла и текла по улице широкой рекой…  Прошёл день, а вода в колодце не убывала. Тут уж всё внимание колчаковцев переключилось на колодец.  Даже на ночь решили не останавливаться. Прошли сутки, а вода всё текла и текла, оставаясь в колодце на прежнем уровне.  И колчаковцы сдались. Посрамлённые и недоумевающие они спешно покинули деревню. А колодец ещё много-много лет служил людям верой и правдой.                10.01.2017