Городской парк и тайны его безымянных ангелов

Сергей Рябцев
Существует легенда, как однажды 24-летний Микеланджело выставил на всеобщее обозрение свою очередную скульптуру. Однако народ не поверил, что автором  шедевра является молодой человек, мало того толпа стала приписывать её другому более «маститому» скульптору, после чего Микеланджело взял в руки молоток и зубило и выбил на скульптуре следующие слова: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонарроти». Позже он пожалеет о совершённом поступке и впредь не станет подписывать свои работы, то ли из скромности, то ли нужда отпадёт подтверждать авторство произведений. 

Так, без особого для себя вреда, могли бы поступать все великие скульпторы и художники, чьи произведения довольно известны, однако подобный жест никак не подходит к мастерам средней руки, чьи произведения не так узнаваемы. Им просто необходимо подписывать свои работы, иначе публика, которая с ними по разным причинам мало знакома, начнёт теряться в догадках, кто автор творения и что он хотел донести. И возникают на этой почве всякие недоразумения и ошибочные толкования. Примерно те, о которых этот рассказ:

Однажды, гуляя по городскому парку «M;stsk; park», что в Чешском Крумлове, моё внимание привлекли странного вида скульптуры. Они не были подписаны. Ни табличек, ни иных следов авторства обнаружено не было, как ни старался я разглядеть. Даже последующие поиски в интернете ожидаемых плодов в виде имени и фамилии не принесли. Автор, как будто намеренно, решил скрыть своё имя.

Спрашивается, чего он боялся? Незаслуженной критики? Вздор! Не стоит лишать себя даже такой славы. Иной художник сам готов будоражить общественное мнение, лишь бы о нём говорили. А может автору скульптур, представших перед моим взором, мешала слава Микеланджело, так этот грех  небольшой, и если долго трудиться, создавая шедевр за шедевром, можно и Буонарроти обскакать, главное, основательно запастись мрамором.

Впрочем, рассматриваемые мною скульптуры были выполнены в бронзе и представляли собой не совсем укомплектованные вариации человеческих фигур, без ног и рук, вдобавок полые, что согласитесь, значительно облегчало работу скульптора. Однако присутствовали некоторые дополнения, видимо в качестве компенсации, как то крылья, рога и простите, женская грудь, чем безымянный мастер смело, я бы сказал, по-новаторски распоряжался направо и налево.

С уверенностью можно сказать, что неуёмная фантазия и неординарный подход  к толкованию образов – это фирменный знак, своего рода автограф, а раз так, то объяснимо стремление художника не оставлять после себя следов, и так всё понятно, не Микеланджело.

Однако стоит уделить внимание творчеству мастера. Попробуем разобраться в его работах. Рискну предположить, что перед нами группа ангелов, как женских особей, так и наоборот. Хотя последние и обладают подобием женской груди, отчего в умах наблюдающих могут возникнуть противоречивые толкования, но остаются мужскими, ввиду необходимого здесь равновесия, иначе вся композиция нарушилась и потеряла бы смысл.

Значимость баланса между обладателями крыльев переоценить очень сложно, как и найти тот цемент, а главное его рецептуру, что окончательно свяжет две диаметрально противоположные мировоззренческие культуры – мужскую и женскую.
Неизвестный автор по крупицам собрал и выстроил, как внутреннюю, так и внешнюю связь обеих групп ангелов, не считая той, что стояла одиноко в сторонке, но к ним мы ещё вернёмся.

Невидимые вооружённым глазом сложные отношения глубоко осязаемы, точно стаи лёгких паутинок, однажды майским вечером оторвавшиеся с насиженных мест и улетевшие неведомо куда под пение соловья искать новую долю, счастье и мух, коих по жизни им надобно огромное множество, учитывая массу тех и других, вызывают беспокойство своим накалом страстей.

Ангелы в своих стремлениях главенствовать приобретают образы и черты. Остановимся на некоторых из них.

Для наглядного примера обратимся за помощью к супружеской паре, впрочем, их социальный статус существует только для нас. Мы подразумеваем связь, а гипотетически, по паспортам, они совершенно нормальные. Так что же их соединяет?

Он и она в образе ангелов стремятся проникнуть всеми силами за оболочку и, если в такие моменты условия позволяют, пытаются крепко прижаться друг к другу, как те паутинки, что оторвались однажды и улетели искать на обед себе мух. Разорвать строгий обет безбрачия, возникший по указке неведомо кого или чего, и таким образом внести в положение определённость, как радость познания бытия, с открыванием у обоих сознания более высокого уровня, а равно и подсознания, что иметь могут место в их просветлённых мозгах.

При этом обращают на себя внимание следы крыльев на спине у ангела-мужчины. Это цена, которую он необдуманно и скоропалительно уплатил, при этом навеки, за разбитые мечты и испорченные иллюзии. Не получив взамен ничего стоящего, он усвоил важный урок, крылья только один раз даются, все последующие наоборот, отбираются.

О, как бывают порою коварны некоторые обстоятельства, вынуждающие нас поступать несоизмеримо нашему поведению. Извечный конфликт противостояний и закономерный итог - это сломанные за спиной крылья. Однако если у кого-то что-то убыло, то это, рано или поздно, должно объявиться, пусть и под другим именем собственника.

И глядя на ангела-женщину, всё разом становится на места, и грудь, чего скрывать, и крылья, за спиной развивающиеся точно флаг. Виктория, в смысле, победа. А проигравшему  положено плакать, впрочем, ангелы-мужчины не плачут, разве что горький дым поражений выбьет из глаз одну или две слезы, но то химический процесс и ничего более.

Таким видится мне сюжет отношений двух представленных здесь ангелов, есть другие истории и персонажи, впрочем, о них очень коротко, дабы не утомлять.

Другая пара – оба мужчины. Только не подумайте чего плохого. Один, который повыше и с лысеющей шевелюрой, отличается мечтательностью и меланхолией, о чём говорит запрокинутая кверху голова и томный взгляд закатившихся глаз. Так, вероятно, на него повлияла среда и отношения, не всегда складывающиеся хорошо, а порой с напряжением рассудка и воли, а ещё мышц в районе грудной клетки, отчего та приобрела необратимые внешние признаки, чем незамедлительно успел воспользоваться, но не он, как было задумано, а совсем наоборот и во вред.

Навредил себе, вернее приобрёл опыт житейский, а с ним и лишние предметы на голове другой ангел, что ростом пониже. Такое случается, если невнимательно следить за своей внешностью, а равно и за поведением особ, волею случая и обстоятельств, обнаруживших интерес не только к вам, но и к другим происходящим в мире событиям. Рога, просто так, не растут, должна быть причина.

И причина вскоре объявилась. Она выступает в образе светской львицы, с грудью и крыльями, и с золотой птицей на правом плече. Видимо, та ей поёт дифирамбы, мол, всё хорошо прекрасная маркиза и так далее. Попробуем внимательно рассмотреть обеих дам и с разных сторон. Ба, да это мужчина! Тот, что с правым плечом. Ну, надо же! А в профиль не скажешь. Однако как всё запутано-перепутано в ангельском обществе, определённо, информационные таблички на некоторых фигурах явно не повредили бы им. 

Далее была замечена скульптура с предметом на голове нехарактерным для данного времени года. То был золочёный макет не то храма, не то иного неведомого мне архитектурного сооружения. Видимо, носителем головного убора был архитектор или лицо, подписавшее соответствующее распоряжение о начале строительства, о чём уверенно намекает взгляд незнакомца, полный математических формул и геометрических линий.

Числу других ангелов, что разместились тут же по-домашнему у стены небольшой гостиницы «Pension U Kapli;ky», повезло больше, у них наблюдались ноги, и в отличие от предыдущих крылатых субъектов выглядели более жизнерадостными. Рассказать их истории, не уделив внимание остальным, как-то невежливо, а потому оставим авангардистские скульптуры и углубимся в парк, где произрастает с прошлых веков ряд деревьев.

Для удобства определения их названий к ним прилагаются таблички, например «Buk lesni Fagus sylvatica pendula» или «Dub cerveny Quercus pubra». Даже без перевода понятно, кто из них кто.

Помимо неизвестных скульптур и означенных деревьев в парке имеется маленькая каменная капелла Святого Мартина. Ранее на её месте была деревянная, постройки XVI века. В 1618 году её решили перестроить, однако народные восстания тому помешали, вернулись к задуманному лишь через 100 лет.

Присутствие в парке капеллы не случайно, ведь когда-то здесь располагалось городское кладбище. Со временем могилы перенесли в другие места. О том историческом периоде напоминают уцелевшие могильные плиты, которыми вымощена дорожка к капелле. Узнать, кому принадлежали оные, трудно, надписи практически стёрлись.

На том закончилась моя прогулка по парку. Узнать тайны безымянных ангелов не удалось.

Чешский Крумлов, июнь 2016 года

(Фото из личного архива)