пьер адо

Тая Файнгерц
ПЬЕР АДО. ПЛОТИН ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА.


Портрет.
Уровни нашего Я.
Присутствие.
Любовь.
Добродетели.
Доброта.
Одиночество.


Взятое наугад:

«Душа падает навзничь (У1 7, 22, 12) в испуге, когда созерцает мир Форм» (Плотин)

Чувствовал ли Плотин то, что есть тревожного и загадочного в зрелище Всеобщей Жизни? Ощущал ли он, что, как скажет Рильке в своей первой «Элегии» - «Прекрасное лишь первая ступень ужасного»? 

Пьер Адо.

. . .

Мир Форм. Прекрасное и Ужасное. В культурологии существуют категория Прекрасного и категория Возвышенного. Прекрасное ужасным быть не может, оно — Наслаждение, форма Красоты и красота Формы, ибо Красота есть форма Божественной Ананды (Наслаждения) (Шри Ауробиндо). Но Наслаждение (Ананда) может возрастать и переходить в Божественный Экстаз, который уже невыносим для человека. «Прекрасное лишь первая,  ступень Ужасного, Прекрасное переходит в Экстаз, Ужас, Растворение в Божестве... Категория Возвышенного может быть Ужасной. Это Ураган, Стихия, Молния, Солнце, Зевс-Громовержец... Это — Божество, и это — категория Возвышенного — жанр Трагедии, возникшей из Мистерий Диониса, Божества-ребенка, растерзанного титанами и обращенного в Виноградную Лозу... Божество и Титаны. Кто ужаснее? Боги — даже не Божество, что превыше их — победили титанов, стихийные силы, или же Титаны породили Богов, и произошла битва поколений?? Титаны растерзали Диониса, Божество-ребенка. Но ведь Дионис — Божество, сильнейшее даже Богов! Он сильнее стихийных сил... Так кто же ужаснее???
     Лоза. Иисус, Лоза Истинная, Свете Тихий, кроткий Свет. Дионис, Бог-ребенок, бог Экстаза, но Экстаз... Ужасен! И опять мы приходим к Ужасному, к Экстазу, который превыше человеческих сил...


    «Тому, у кого есть опыт Божественной любви, источник всего Сущего предстает как «нежность, благосклонность и мягкость». Ибо Любовь снизойдет к человеку, хоть и Сильна безгранично, снизойдет к его слабым силам, и не сожжет, не уничтожит его, иначе она не Любовь. «Любовь долготерпит, милосердствует...» (Первое послание апостола Павла к Коринфянам), Любовь нисходит и жертвует, даже если ее приносят в жертву, как Христа или Диониса, Божество-ребенка, слабого и всемогущего, и в то же время «сильна, как смерть, Любовь, и стрелы ее — стрелы огненные» (Песнь Песней царя Соломона). И Агни-Йога добавляет: «Любовь — сильнее смерти».

...

Пьер Адо, продолжение.

Боги, Титаны... - Мир Форм, форм Духа. Формы могут быть Ужасны, могут быть Прекрасны, могут быть велики или малы, относительны и абсолютны (да, формы могут быть абсолютны, когда их не с чем сравнить, и о них невозможно сказать, большие они или маленькие, белые или черные, и Х.А.Л. Пишет об этом в «Сокровенном Смысле Жизни»... выходит, теория относительности не абсолютна)))))))))) Для кого что ужасно и что прекрасно? Для Великого Космического Духа Вселенная прекрасна. Для муравья даже человек ужасен. Для человека порой Вселенная страшна, - пуста, безмерна, беспредельна... Для иного человека прекрасна Вселенная, а страшна пустая маленькая комната... «Душа падает навзничь, когда созерцает мир Форм». Да, падает. Ибо ее может испугать то малое, то великое, то беспредельное, то ограниченное... Но Душа ли падает навзничь? Что такое Душа? И боится ли она чего-нибудь?
Исходя из Шри Ауробиндо, Душа постоянно пребывает в Свете, она не может бояться, ибо она знает, что вечна, и что ничто ей не может повредить. Душа — по Шри Ауробиндо — знает лишь Свет и тихую радость, миры для нее — дороги ее проявлений, и она не страдает, не умеет страдать по природе своей, ибо природа ее Божественна, она только печалится при виде несовершенства... Так почему же «падает навзничь» Душа? Может, от преклонения? Преклонения перед Божественной Красотой, Формой Всевышнего? Беспредельным, Прекрасным Всевышним, Проявленном в Форме???
            И снова испуг. Испуг чего? «Страх Божий»? Но «Совершенная Любовь Побеждает страх»...

2009.