Крым и морские традиции Тверитиновых

Алексей Тверитинов
            КРЫМ И МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ ТВЕРИТИНОВЫХ. (ВЗГЛЯД НА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ ОДНОГО ИЗ РЯЗАНСКИХ РОДОВ)


                "Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
                Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
                Рукою набожной сложила здесь отчизна
                Священный прах своих сынов...
                Из каменных гробов их голос вечно слышен,
                Им внуков поучать навеки суждено,
                Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
                Что им завидовать грешно..."

                А. Фет (Шеншин). «Севастопольское братское кладбище»

            

   История, культура и современность Крыма и Севастополя неразрывно связаны с историей и традицией многих современных российских семей, родов и просто частных человеческих судеб. Об одном из таких характерных примеров, огромное множество которых проявило себя в истории нашей страны, и будет нижеследующий рассказ – лепта к вопросу о принадлежности Крыма.
   
   Так чей же все-таки Крым?

   Если окинуть мысленным взором жизнь морских офицеров и через призму генеалогии вглядеться в судьбы их семей, осевших в Кронштадте, Петербурге, Севастополе и других базовых флотских городах, то убеждаешься, что весь Российский флот с его личным составом чуть ли не полностью зарождался в Российской глубинке. В немалой степени это относится и к Рязанской земле.

   Одним из примеров тому может служить старинный дворянский род Тверитиновых [1], имеющий глубокие рязанские корни.

   Как и положено дворянам, Тверитиновы преимущественно были военными. Достоверно известно, что пятнадцать человек связали свои судьбы с морем и служили на различных военных флотах Российской империи. Причем некоторые из Тверитиновых обратили морское дело в семейные традиции. Четверо стали генералами по Адмиралтейству. А двое из них приняли действенное участие в самых блистательных и самых драматических событиях Черноморского флота – его рождении и его жертвенности, строительстве Севастополя и его последующей героической обороне. Это генерал-майор по Адмиралтейству Алексей Владимирович (1742 – 1798) и генерал-лейтенант по Адмиралтейству Сергей Алексеевич (1820 – 1885) Тверитиновы.


          
            АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТВЕРИТИНОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЯ

   Алексей Владимирович появился на свет в 1742 году в древнем рязанском родовом имении Гласково, а свой жизненный путь закончил в 1798 году в Севастополе, который и строил. Мы не располагаем данными, почему сын боевого пехотного офицера, жестоко израненного и отставленного по этой причине от службы, решил стать моряком – первым моряком в роду Тверитиновых, положив начало морской династии, в четырех поколениях дававшей офицеров Российскому флоту и отличившейся в истории Отечества своей созидательной деятельностью.

   Алексей Владимирович Тверитинов посвятил свою жизнь возрождению Азовского, созданию и становлению Черноморского флотов. Его служебная биография представлена в Русском биографическом словаре “деятелей, отличившихся на службе Отечеству и заслуживших право на память в потомстве” и ряде других публикаций. В 1761 году гардемарином Алексей Владимирович участвовал в морской осаде Кольбергской крепости во время Семилетней войны, в которой участвовал и его отец. Затем был направлен в Азовскую флотилию. Летом 1773 года Алексей Владимирович сражался с турецким десантом у Балаклавы, а летом 1774 года он принял серьезное боевое крещение при защите Керченского пролива от турецкого флота, который более чем троекратно превосходил силами русскую эскадру, но в результате ожесточенного боя ретировался с уроном. Овладев значительным опытом в морском деле, с 1777 года Алексей Владимирович занимался возрождением Азовского флота. Он исследовал и описывал леса для кораблестроения, делал замеры глубин реки Донец на предмет проходимости судов и выбора мест для строительства верфей. В 1778-79 годах будущий генерал, а тогда еще капитан-лейтенант, был откомандирован в Воронежскую губернию, где составил подробное описание лесов, необходимых для нужд флота [2]. А это значит, что даже само тело каждого боевого корабля состояло из родного, глубинного, исключительно русского леса.

   В 1783 году, командуя фрегатом «Крым», Алексей Владимирович, в составе группы кораблей, участвовал в первом подробном исследовании Ахтиарской бухты. Результатом исследования было подтверждение необычайного удобства этой гавани для возможности размещения в ней вплоть до 100 линейных судов. Здесь в том же году была основана русскими моряками главная база будущего Черноморского флота и заложен город, в строительстве которого Алексей Владимирович Тверитинов принял самое непосредственное участие [3]. Так зарождался легендарный Севастополь, что означает – знаменитый город. Он действительно стал знаменит и славен делами русских моряков. И странно выглядят попытки «соседней державы» обосновать свои права на Севастополь только потому, что некий функционер без согласия народа, словно личную вотчину, «подарил» ей Крым, а последующий руководящий невежда – про Крым вообще «забыл».

   Более 7-ми лет Алексей Владимирович Тверитинов командовал фрегатом под названием «Крым». Накануне очередной русско-турецкой войны, в ночь на 9 сентября 1787 года фрегат «Крым» в жестоком шторме пропал без вести вместе со всей командой. Не было ли это горьким пророчеством событий, которые потом пережил наш одноименный полуостров Крым? Но провидению было угодно оставить Алексея Владимировича в живых. Незадолго до трагедии он получил новое назначение, а командование фрегатом «Крым» перешло в другие руки. Нет сомнений в том, что гибель фрегата «Крым» была для Алексея Владимировича большим ударом. Но не сравнить эту утрату с катастрофой потери Крыма в начале 90-х годов прошлого столетия при чудовищном развале всей страны.

   Возвращение Крыма к родным берегам - главное событие нашего времени! И это вселяет надежду на то, что российский, сбившийся с курса государственный корабль, преодолевая суровые и кровавые геополитические бури, возвращается на свой исторически предначертанный Божественный путь!

   К началу русско-турецкой войны 1787-91 годов Алексей Владимирович имел чин капитана I ранга и должность советника Черноморской интендантской экспедиции, основной задачей которой в то время являлась постройка верфей и судов со всем сопутствующим хозяйством и производством. В тяжелых военных условиях Алексей Владимирович своей деятельностью обеспечил успешное развитие Черноморского флота, за что в 1790 году Екатериной II был произведен в капитаны бригадирского ранга и вскоре назначен на должность обер-штер-кригскомиссара. В 1796 году Алексей Владимирович Тверитинов был произведен в генерал-майоры по Адмиралтейству и служил до кончины в составе Адмиралтейской коллегии. Там, в Севастополе, он и похоронен. (Подробнее об Алексее Владимировиче Тверитинове см. "Флотская служба и рязанские корни").

    Из потомков Алексея Владимировича отдельного внимания заслуживает насыщенная приключениями служебная биография его старшего сына Федора Алексеевича Тверитинова, полковника по Адмиралтейству и кавалера ордена Св. Георгия 4-й степени, скончавшегося, как и отец, продолжая служить флоту и России. Некоторые страницы его жизни отражены в историческом очерке «Рязань – Севастополь – Балтика и поход в Средиземное море».

   Большую пользу флоту и России принес и правнук Алексея Владимировича - также генерал-майор по Адмиралтейству Евгений Павлович Тверитинов (1850 – 1920), - основоположник судовой электротехники в России, в том числе впервые оборудовавший боевые корабли установками электрического освещения; первый русский светотехник, в том числе устроивший выдающуюся электрическую иллюминацию Московского Кремля в дни коронации Александра III; основатель русской аккумуляторной техники; изобретатель в области минного оружия; активный деятель во многих областях жизни русского общества, в том числе издававший флотские газеты; внесенный также и в Большую советскую энциклопедию, (где, к сожалению, ударение в фамилии ошибочно показано на втором «и»). В судьбе Евгения Павловича был и Севастополь, куда его, еще лейтенанта, командировали из Кронштадта в конце русско-турецкой войны 1877-78 годов как минного офицера с ответственным заданием. На судах «Веста», «Великий князь Константин», «Владимир» и «Пендераклия» он принял участие в операциях по оборонительному минированию на Черном море и минному заграждению Константинопольского пролива (Босфор) [4].

   Всего из рязанской отрасли рода Тверитиновых на Российских флотах служило десять человек [5], в том числе и автор этих строк, уроженец Рязани, служивший в начале 70-х годов прошлого века в морской пехоте Черноморского флота в Севастополе и ходивший на десантных кораблях.

 
            
             СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ТВЕРИТИНОВ И ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

   Будущий генерал родился в 1820 году в родовом отцовском имении в селе Климово, Бронницкого уезда, Московской губернии [6]. Замечательно, что эта местность, расположенная на западе Мещерской низменности и некогда входившая в состав Рязанского края, весьма удаленная от морей и океанов и не имеющая к военно-морскому флоту никакого отношения, дала Родине нескольких морских офицеров – Тверитиновых.

   Сергею Алексеевичу довелось участвовать в Крымской войне 1853–56 годов, в том числе в Синопском сражении и обороне Севастополя. Впоследствии он принял деятельное участие в присоединении к России территорий Средней Азии. Во время службы был награжден шестью боевыми орденами и золотым оружием с надписью «За храбрость» и вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта по Адмиралтейству.

   Судьба Сергея Алексеевича Тверитинова отмечена следующими вехами. С 1838 года он воспитывался в Морском кадетском корпусе. В 1842 году был произведен в гардемарины, в 1844-м – в мичманы. Его служба начиналась на Балтийском флоте - на фрегате «Отважность» и яхте «Нева». На Черноморский флот он был переведен в 1848 году. Здесь он служил на корвете «Три Иерарха», транспортном судне «Мамай», фрегате «Кулевчи», бриге «Птолемей» и оснащенном паровым двигателем фрегате «Бессарабия». Участвовал в кампании 1849 – 1853 годов, в ходе которой в 1850 году был произведен в лейтенанты, крейсировал по Черному морю, нес охранительно-береговую, транспортную и продовольственную службы. В начале ноября 1853 года пароходофрегат «Бессарабия», на котором служил Сергей Алексеевич, присоединился к эскадре Павла Степановича Нахимова, доставив из Севастополя известие о начале войны с Турцией. Фрегат «Бессарабия» сразу же был послан Нахимовым к берегам Турции в разведку, где его команда отличилась умелыми действиями и захватила крупного «языка»: был пленен целый неприятельский корабль «Меджари-Теджарет» вместе со всей командой. От пленных были получены ценные сведения, что в Синопе группируется турецкая эскадра для осуществления задуманной у русских берегов крупной десантной операции. Вскоре на пароходофрегате «Одесса» Сергей Алексеевич принял участие в разгроме турецкого флота в Синопском бою и «за точное выполнение распоряжений командира с отличным присутствием духа» [7] был награжден орденом Св. Анны 3 ст. с бантом и годовым окладом.

   Во время обороны Севастополя Сергей Алексеевич сначала находился на рейде, а с 13 сентября 1854 года - в гарнизоне на бастионе Корнилова [8] и на редуте Камчатка, где 26 мая 1855 года был ранен штуцерною пулей в голову и осколком бомбы в грудь. Но обстановка не позволяла дожидаться выздоровления. Едва оправившись от ранений, Сергей Алексеевич продолжает службу при адмирале Нахимове и выполняет его особые поручения во время бомбардировок. За отличие при обороне Севастополя Тверитинов был награжден мечами к имеющемуся ордену Св. Анны 3 степени, орденом Св. Владимира 4 степени с мечами и золотой полусаблей с надписью «За храбрость». В том же 1855 году он был произведен в капитан-лейтенанты. Писатель Сергеев-Ценский упоминает нахимовского флаг-офицера лейтенанта Тверитинова в романе-эпопее «Севастопольская страда». Он показывает, как Тверитинов руководит наведением моста в устье реки Черной и характеризует его как человека «хладнокровного, по-видимому, имевшего привычку делать все основательно, солидно, прочно» [9].

   После горьких итогов войны, на некоторое время флот перестал существовать на Черном море, и дальнейшая судьба Сергея Алексеевича Тверитинова привела его к сухопутной службе. В апреле 1857 года, оставаясь в морских списках, Сергей Алексеевич был временно переведен на гражданскую службу – николаевским городничим Самарской губернии. В 1860 году был награжден орденом Св. Станислава 2 степени с Императорской короной. В 1862 году произведен в капитаны 2 ранга. В сентябре 1864 года, с назначением в штаб войска Оренбургского края для заведывания Аральской флотилией, Сергей Алексеевич вновь ненадолго возвращается к флотским делам. 27 марта 1866 года он был произведен в капитаны 1 ранга. В 1867 году за военные отличия награжден орденом Св. Анны 2 степени с Императорской короной и мечами и в ноябре того же года назначен на должность Гурьевского уездного начальника, а также председателем организационной комиссии по введению «Нового положения» между киргизами в Гурьевском уезде. Осенью 1870 года во главе военного отряда Сергей Алексеевич Тверитинов усмирял в Киргизской степи воинственных «адаевцев» – дерзких предков басмачей, и боролся с их разбойными бандами, а также исследовал топографию местности для возведения укреплений в пригодных районах. В том же году за удачные действия Сергей Алексеевич был награжден орденом Св. Владимира 3 степени с мечами. С 7 апреля по 9 октября 1871 года он командовал отрядом, посланным в низовье реки Эмбы для постройки укрепления на выбранном им ранее месте при озере Масме (Машме), а также для разведки возможных путей на Хиву. Вот как характеризует Сергея Алексеевича Тверитинова один из участников этой экспедиции интендантский чиновник Мачулин: «Начальник нижне-эмбинского отряда, он же и начальник Гурьевского уезда, был моряк, с теплым сердцем и стремлением ко всему хорошему, настоящий джентльмен. Киргизы его любят и вместе с тем боятся» [10].

   В августе этого же года Сергей Алексеевич Тверитинов был назначен председателем Временного совета по управлению внутреннею Киргизскою ордою. 31 марта 1874 года он получил повышение с переименованием в армейский чин – в генерал-майоры по Адмиралтейству. В 1878 году был награжден орденом Св. Станислава 1 степени. Но здоровье и возраст брали свое. И в апреле 1884 года Сергей Алексеевич был уволен от службы вместе с производством в генерал-лейтенанты и через год скончался.

   Два старших брата и сын Сергея Алексеевича Тверитинова тоже были морскими офицерами и служили на Балтийском флоте. Брат Николай Алексеевич Тверитинов (1809 - ?) с 10-ти лет воспитывался в Морском кадетском корпусе, служил на различных кораблях и преподавал в том же Морском корпусе, был награжден рядом Российских орденов и дослужился до чина генерал-майора по Адмиралтейству. Другому брату Алексею Алексеевичу Тверитинову (1810 – 1836) повезло меньше. Когда Алексею исполнилось 9 лет, он вместе со своим старшим братом Николаем в 1819 году был определен на воспитание в Морской кадетский корпус. Так же как и Николай, Алексей был произведен в 1822 году в гардемарины, в 1826 – в мичманы и в 1831 – в лейтенанты. Участвовал в морских кампаниях. В Финском заливе попал в крушение брига. В ходе службы в 1836 году 25-ти лет от роду Алексей скончался. Потомства он не оставил. О сыне Сергея Алексеевича Алексее Сергеевиче Тверитинове (1870 - ?) известно, что он окончил Морской кадетский корпус и в 1896 году был произведен в мичманы.




   Но вернемся ж к Севастополю и Крыму. Что значит Крым для нас, – эта, небольшая, но великая и выстраданная часть нашей многонациональной Родины?.. Для нас – рязанцев, москвичей, тамбовцев и других?..

   Созданный русским духом, оплаченный русской кровью, намоленный нашими святыми, воспетый поэтами, возвеличенный безмерною народной жертвой, наш сакральный Крым, – это наше прошлое, настоящее и будущее!

                Москва, 2014.



Источники:

А. Тверитинов. История и генеалогия рода Тверитиновых. – Том I. – Рязань, 2009. - С. 5–6, 37 - 38, 45-47, 67-69, 113–115; 168-169 (списки источников), 175-176 (списки источников), 186-187 (списки источников); 199-202;

То же. - Том II. – Рязань, 2013. – С. 119-128;

Н. В. Скрицкий. Русские адмиралы – герои Синопа. (Из серии В. А. Благово и С. А. Сапожникова «Россия забытая и неизвестная». Государственные деятели и флотоводцы). – М., 2006. – С. 122.

__________________


1. Ударение на первое «и».

2. Описание, составленное капитан-лейтенантом А. В. Тверитиновым в 1778 – 79 гг. по Воронежской губернии, помещено вместе с картой под № 52 в «Генеральный атлас, сочиненный из имеющихся при Адмиралтейской чертежной разных годов описей всякого рода лесам» 1782 года. Хранится в Рукописном отделе Российской Национальной библиотеки (Эрмитажное собрание, № 610).

3. И. Демьяненко. Страницы 230-летней истории Севастополя // Севастопольские известия (газета). – Севастополь, 2013. - № 28 (1548), 17 апреля 2013 г. – С. 5.

4. РГАВМФ. Фонд 417. Опись 1. Дело 27686. - Полный послужной список генерал-майора по адмиралтейству Евгения Тверитинова, составленный 14 (27) июня 1905 г.; Д. Сергеев. Сын Кронштадта // Газета "Котлин". № 10 (6147) 2013 г.

5. А. Д. Тверитинов. Тверитиновы – моряки из рязанского дворянского рода // Российский флот и Рязанский край. (Историко-энциклопедический словарь). – Рязань: Издательство «Пресса», 2011. - С. 377 – 380.

6. В настоящее время территория бывшего села Климово относится к Воскресенскому району Московской области.

7. Н. В. Скрицкий. Русские адмиралы — герои Синопа. - М., 2006. - С. 122; Сергей Ченнык. Награды героев Крымской войны. Москва: Принципум, 2017. - С. 362.

8. Бастион № 4 - центр оборонительной линии, созданной вице-адмиралом В. А. Корниловым.

9. С. Н. Сергеев-Ценский. Севастопольская страда. – М., 1948. – Ч. 3. – Гл. 4 «Инкерманское побоище» (II).


10. Мачулин. Экспедиция на Эмбу в 1871 году. (Из походных заметок интендантского чиновника) // Нива. – СПб., 1872. - № 9 – С. 132 – 136.