Политика полумер не спасет жизни на планете

Владимир Лагутов
  Когда-то в 1970-е годы на одной защите кандидатской диссертации на водную тему соискатель был в полной растерянности, как и сам Совет - на его работу не было ни одного положительного отзыва и дело шло к скандалу. Но встал его руководитель и сделал заявление, после которого Совет единодушно проголосовал за и выдал нужную справку. А сказал он следующее: действительно, на  диссертацию не получено ни одного положительного заключения и отзыва. Это означает, что работу читали и она актуальна. И она предопределила главное - теперь в этом направлении никто уже не пойдет. Т.е. работа достигла цели - закрыт очередной научный тупик.

   Начало года 2017 - имени экологии по расписанию администрации Гаранта Конституции, ознаменовалось уходом из жизни основного оппозиционного эколога страны А.В.Яблокова. Мистическое событие мистической жизни. Незадолго до
этого он, как глава зеленой фракции внутри партии Яблоко оставил свои наставления. Странное чувство от полузеленого яблока не покидает: и зеленые не стали яблочниками, да и сами яблочники не нашли экологического примата в своей деятельности. И представьте себе последствия, гипотетически, что партия Яблока стала на место ЕдРоссии...


ЯБЛОЧНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ

 Об экологической политике накануне очередного «Года экологии»
// Заявление Григория Явлинского и Алексея Яблокова,27 декабря 2016
http://www.yabloko.ru/news/2016/12/27

Это совместное заявление Григория Явлинского и Алексея Яблокова было опубликовано в конце декабря прошлого года. Спустя две недели Алексея Владимировича не стало. Этот важнейший документ, предлагающий пути снижения заболеваемости и смертности в России, оказался политическим завещанием академика Яблокова.
Пресс-служба, 11 января 2017 года

Наступающий 2017 год указом Президента страны объявлен очередным «Годом экологии». На 27 декабря 2016 года назначено заседание Государственного совета РФ, которое будет посвящено вопросам экологического развития страны. План проведения «Года экологии», разработанный Министерством природных ресурсов и экологии, включает множество мероприятий.

Казалось бы, руководство страны наконец-то всерьез повернулось в сторону экологии. Но это впечатление обманчиво. Разговоры «об экологии» не могут заменить решения экологических проблем.

Так, масштабы восстановления лесов меньше масштабов их уничтожения рубками и пожарами (и это положение было заложено в Лесном кодексе, против принятия которого выступали и наука, и общественность, и лесники).

Растущее загрязнение рек и других водоемов усугублено Водным кодексом, вдвое сократившим водоохранные зоны и ослабившим охрану вод.

Решение проблемы твердых бытовых отходов идет по пути выдавливания из этой отрасли малого и среднего бизнеса – основы успешного решения проблемы ТБО во всех странах.

По развитию возобновляемых источников энергии и энергосбережению страна находится позади всех без исключения развитых стран, и этот разрыв не сокращается, а растет.

Под рекламные акции по защите тигров, леопардов и снежных барсов расширяется наступление на охраняемые природные территории. Сохранявшиеся столетиями реликтовые средиземноморские леса по черноморскому побережью противозаконно застраиваются VIP-особняками. Повсеместно в рекреационных зонах идет противоправный захват берегов и ограничивается свободный доступ граждан к водоемам. Коммерческая застройка повсюду сокращает площади городских и пригородных зеленых насаждений.

Фикцией стал государственный экологический и санитарно-гигиенический контроль и мониторинг. Под ведущиеся много лет разговоры о необходимости закона о защите животных от жестокого обращения растет уровень жестокости по
отношению к братьям нашим меньшим.

Многолетняя политика властей по созданию разного рода препятствий для работы независимых общественных экологических организаций завершилась присвоением многим из таких организаций статуса «иностранных агентов».

Выбранный Кремлем путь развития России как сырьевого придатка развитых стран, а в последние годы – путь на самоизоляцию страны и отход от европейского вектора развития, – генерирует все больше экологических проблем. По нашему мнению, надо не очередной «Год экологии» проводить, а Президенту принять за один день решение о воссоздании самостоятельного государственного природоохранного органа.

В течение полугода при желании законодатели могли бы реанимировать выхолощенные за последние 16 лет природоохранные законы, обеспечив, в том числе:

– создание государственного экологического фонда (для целевого использования платы за выбросы и сбросы, сейчас растворяющейся в бюджете):

– восстановление в полном объеме института государственной экологической экспертизы;

– создание экономических стимулов для улучшения качества окружающей среды и повышения энергоэффективности.

Правительство могло бы за несколько месяцев:

– резко повысить эффективность государственной охраны лесов;

– запретить опасные технологии мусоросжигания;

– запретить строительство новых АЭС и обеспечить реальную поддержку развития возобновляемых источников энергии;

– ввести обязательное страхование экологических рисков;

– запретить добычу нефти в Арктике до разработки безопасных технологий;

– вернуть в среднюю школу предмет «экология».

При желании помочь в решении экологических проблем Прокуратура РФ в течение пары недель могла бы:

– разработать и принять эффективные меры по прекращению повсеместных фальсификаций результатов общественных слушаний по проектам градостроительного и промышленного развития;

– начать кампанию по сносу всех незаконно возведенных строений в природоохранных зонах и на берегах водоемов.

Верховный суд РФ мог бы подчеркнуть важность отказа от сложившейся практики решения природоохранных споров без учета общественных интересов.

И, конечно, одним из первоочередных дел должен быть отказ от государственной политики ограничения деятельности общественных экологических организаций.

Результатом такого разворота государства к решению накопившихся экологических проблем станет снижение заболеваемости и смертности, связанных с экологическими факторами, повышение качества жизни граждан России. И не надо будет заниматься показухой в виде очередного «Года экологии».

Председатель Федерального Политического комитета РОДП «ЯБЛОКО» Г.А. Явлинский
Председатель фракции «Зеленая Россия» РОДП «ЯБЛОКО» А.В. Яблоков

 

И ВЕДЬ ТРУДНО ОСПОРИТЬ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ЗАВЕЩАТЕЛЯ.

Действительно, государство, напакостив и развалив все что можно в природе и природоохранном законодательстве лишь имитирует словесную заботу, откровенно паразитируя на природных ресурсах и ворует жизненное пространство у будущего.

По существу, до тотального изгнания коренного населения из своего Отечества остался один шаг, так как Правительство закончило создание муляжа общества не только в его казачьем или зеленом вариантах, но и выборной системе. Отныне любой гражданин в стране не есть владелец природных ресурсов.

Завещанию явно не хватает системности, оно из области полумер и пожеланий, которыми так была полна никчемная политика власти особо по отношению к природе. Но интересен посыл авторов временной - надо предпринять в течение полугода, в течение нескольких месяцев и в пару недель. Это как приукрасить усопшего на время прощания с живыми, час-другой, и ничего не способно изменить и вернуть к жизни.
 
А ведь посмотри на эту печальную картину с позиции Концепции устойчивого развития и все устаканится. Главное в сохранении водных экосистем и уж из него вытекает все остальное.
 Водный Кодекс не есть панацея, и не просто запрет на дачи в водоохранной зоне, кстати, из пальца высосанной без всякого научного обоснования. Уже Жизненно Важен запрет на любое строительство в поймах рек в линии 1%
водообеспеченности.
  И уж отсюда вытекают лесные природоохранные и биоразнообразия меры по основным верховным биоиндикаторам.

   И только, когда будет законодательное обеспечение природоохранных мер, только тогда уже вторым эшелоном требуется новый законопорядок для социума, который есть основной деформирующий планету фактор.
   Мусорная проблема и проблема загрязнений природы нефтью, как и "климатических" вредных выбросов вообще снимается чисто административными мерами превентивного характера, которыми якобы занимаются постоянно, но по сути ничего не делают власти десятилетиями.

  Ведь даже идиотам понятно, что проблема климата в том понимании, что существует в официозе, является проблемой среднепланетарного излечения, вроде как больных в палате по среднепалаточной температуре. Т.е. заведомо и реально  нерешаемой. Она была бы решена, если бы лечили в палате каждого больного  индивидуально. Так и с климатом - должны быть закрыты все источники вредных выбросов как в атмосферу, так и гидросферу. И как раз этого нет, особенно в стране РФ. Более, наоборот, Правительство РФ ведет бойкую торговлю жизненным пространством.

  Единственная НКО всех времен, мне известную, которая четко и научно обоснованно ставила диагноз и давало лечение этой проблемы был "Зеленый Дон" из Новочеркасска, который еще в конце 1980-х годов в своем уставе записал основной  целью организации выявление и подавление источников загрязнений. Вместо того, чтобы поддержать и развить данную целевую установку на все Евразийское пространство власть все эти четверть века неустанно боролась с "Зеленый Доном", постоянно преследуя активистов и закрывая организацию.
 
  И вот решение всех экологических проблем структурно и концептуально лежит между этим двумя ипостасями: среднепланетарным уровнем некомпетентности ООН и государственной немощью, в частности РФ, в подавлении источников загрязнений. Все они давно уже выявлены, но вместо подавления мы имеем поощрение уничтожения природы со стороны Правительства.

 А само экологическое решение давно уже существует в виде бассейновой концепции устойчивого развития, которая базируется на понятиях бассейнов рек, где уже четверть века как дан диагноз и рецепт излечения в виде бассейнового экологического законодательства. Нужны новые правила игры. Если государство как институт неспособен на что-то позитивное, то должны вводиться международные правила единые для всей планеты и всех национально-социальных формирований.

  Тогда в рамках бассейнов каждой Великой реки существует возможность спасти: А - биоразнообразие в поймах рек и на всем водосборе, Б - построить законодательную границу между жизнью (природой) и смертью (социумом). И иного не дано. Есть жесткие экологические границы в пространстве (бассейны рек и ареалы распространения живых видов) и во времени (циклы естественных воспроизводств основных биоиндикаторов, водных, наземных и т.п.)

  И от их соблюдения и удерживания социума в рамках дозволенного и есть залог успеха и выживания всего живого на планете и самого рода человеческого.