Вера. Надежда. Любовь

Викена Алексеева
Наконец-то наступило лето. У нас каникулы. По традиции мы на два месяца отправимся гостить к бабушке Наде в деревню, пока родителей не отпустят в отпуск, и мы не поедем на море. Мы – это я, меня зовут Вера, и двое моих братьев. В деревне очень здорово, у бабушки уютный просторный дом. Бабушка Надя – это мамина мама. Она всю жизнь проработала детским врачом и жила в городе, а после выхода на пенсию перебралась в деревню. Она говорит, что всегда мечтала иметь свой уютный домик, сад и огород. Бабушка, видимо, отличный специалист, до сих пор, если у кого-то в деревне болеют детки, люди сразу же обращаются к ней. Она очень добрая и никогда никому не отказывает, даже среди ночи может схватить свой заранее приготовленный чемоданчик с красным крестом и бежать вручать больного ребёнка. Это для нас она бабушка Надя, все её уважают и называют в деревне только по имени и отчеству - Надежда Васильевна. Кроме мамы у неё есть сын - дядя Коля, у него двое детей. На праздники мы все собираемся у бабушки одной большой семьёй. В доме становится шумно, весело и радостно.

Без родителей у бабушки ничуть не хуже, она не дает нам скучать, а мы ей. Братья старше меня и стараются помочь выполнить мужскую работу: колют и складывают дрова, что-то приколачивают, пилят. В остальное время ходят на рыбалку, катаются на лодках, купаются и носятся с соседскими мальчишками. Мне с ними неинтересно, у меня свои дела. Иногда я тоже играю с соседскими девочками, у меня есть пара подружек, с которыми мы созваниваемся даже, когда я уезжаю обратно в город. Главная моя подружка – это бабушка Надя. С ней невероятно интересно, у неё всегда находятся самые разнообразные дела. Благодаря ей я получаю пятёрки на уроках труда в школе, потому что она научила меня шить, вышивать и вязать. Ещё мы готовим вместе, бабушка очень любит печь и постоянно балует нас разными вкусностями. Мне кажется, не существует на свете той вещи, о которой ей не известно, и не существует такого дела, которое она не может выполнить. Мы часами разговариваем обо всём, она может ответить на любые вопросы. Кроме того и это, наверное, самое главное - она невероятно интересно рассказывает истории. Не перестаю удивляться, откуда она столько всего знает, а когда спрашиваю, она молча улыбается морщинками около глаз. Восхищаюсь ей, ее добротой, отзывчивостью, умениями. Больше всего я люблю традицию, нашу с бабушкой Надей традицию – она укладывает меня спать и рассказывает историю. Истории всегда новые, разные, чаще они похожи на сказки, но иногда, я знаю это наверняка, это реальные истории из её жизни.

Жизнь была не простая и очень разная. Я знаю об этом от неё самой и из того, что рассказывала мама. Бабушка очень рано осталась одна, родители и родные погибли на войне. Несмотря на это она получила свою специальность детского врача и стала помогать больным детям. Потом она встретила дедушку, бабушка говорит, это была любовь с первого взгляда, дедушка красиво ухаживал за ней, им было так хорошо вместе, что они через несколько месяцев знакомства решили пожениться. Они жили душа в душу, уважая, оберегая и любя друг друга. Рождение мамы стала одним из счастливейших событий, и они единогласно решили дать "плоду своей безграничной любви" имя Любовь.

Бабушка с дедушкой всегда мечтали иметь много детей, чтобы дом был полон звонкого смеха. Маме было около трёх лет, когда на свет появился её брат (дядя Коля). Когда мы все вместе собираемся у бабушки Нади, мама с дядей Колей наперебой рассказывают истории из их детства, это огромное количество воспоминаний, наполненных счастьем, радостью, теплом.
К сожалению, я не знаю точно, как это произошло, но дедушка погиб от несчастного случая, а бабушка осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. Мама ещё не окончила начальную школу, а дядя Коля учился в первом классе. Бабушке Наде трудно пришлось, нужно было без мужа справляться с домашними делами, ходить на работу, заниматься детьми. Когда она вспоминает об этом времени, её глаза становятся очень грустными, взгляд будто замирает и уносится куда-то вдаль. Потом она всегда упоминает прабабушку Веру и о то, что без неё она бы не справилась со своим горем и заботами.

Одну из своих историй, которые бабушка Надя рассказывала мне на ночь, она посвятила прабабушке Вере... и чуть-чуть мне. Дословно пересказать её, не обладая бабушкиным красноречием, я не смогу, поэтому передам заключённую в ней суть. Прабабушка Вера была очень тихой, скромной, даже стеснительной. Обладая невероятным трудолюбием, терпением, несмотря на преклонный возраст, неважное здоровье она всё время, проведённое рядом с бабушкой Надей, мамой и дядей Колей, посвятила им: готовила, стирала, убирала, учила с детьми уроки. Прабабушка Вера была очень набожной, соблюдала посты, всегда ходила на воскресные службы в ближайшую церковь, на которые брала с собой маму и дядю Колю, приговаривая: "Богу молиться – вперёд пригодится". Так она была тихим лучиком, оберегающим, утешающим, дарящим веру в лучшее. Бабушка Надя так и говорит: "Вера хранила во мне веру". Меня назвали Верой в честь неё.
Прошлым летом мы как обычно отдыхали у бабушки Нади. Перед самым нашим отъездом на окраине деревни в мрачном неухоженном доме появилась старушка. Я сразу обратила на неё внимание, потому что она была совершенно не похожа на нашу бабушку. Эта старая женщина была очень угрюмой, неопрятной, даже немного жуткой и никогда ни с кем не разговаривала, в деревне ее так и называли Молчунья. Нынче с момента приезда мы несколько раз сталкивались с ней по пути в магазин. На мои расспросы о Молчунье бабушка в несвойственной ей манере отвечала односложными фразами и очень уклончиво, как будто эти вопросы были для неё неприятными. Однажды, после моей очередной попытки выяснить хоть что-то о новой старушке, бабушка Надя молча привела меня домой и там, серьёзно глядя на меня, попросила больше не расспрашивать её об этом. Я никогда не видела бабушку такой серьёзной и никогда она не обращалась ко мне с подобными просьбами. Моё детское любопытство не знало покоя, расспросы соседских девчонок не привели ни к каким результатам, но мне непременно необходимо было узнать о Молчунье, откуда она взялась и самое главное, почему, не имеющая от меня прежде секретов, бабушка Надя наложила запрет на эту тему. Мои наблюдения за ветхим домом и его мрачной обитательницей говорили о том, что Молчунья совершенно одинока и нелюдима, она практически не выходит из дома, а если и выходит, то в магазин и на кладбище. За всё время нашего пребывания у бабушки Нади к Молчунье никто не приходил, никто ее не навещал.

Два месяца летних каникул в деревне подошли к концу. Мама и папа пошли в отпуск и приехали, чтобы забрать нас и полететь на море. Я не знала наверняка известно ли маме что-либо о Молчунье. Мы сидели на пляже вдвоём, папа с мальчишками пошли купаться, и я, набравшись храбрости, задала маме мучивший меня все лето вопрос. Мама, став очень серьёзной, пообещала рассказать о Молчунье после ужина...нам. Я не могла дождаться вечера, проглотила ужин и была готова помочь всем, кто ещё не доел. Наконец мы разместились в гостиной и мама поведала историю Молчуньи.

Отдав обоих детей в детский сад, бабушка Надя вышла на свою любимую работу в детскую поликлинику. Однажды, возвращаясь домой, она увидела сидящую на скамейке пожилую женщину. Женщина была грустной, одетой в тонкое платье и вязанную кофту, несмотря на то, что на улице была осень промозглая и холодная. Следующим вечером бабушка Надя снова заметила ту женщину, она сидела в той же одежде на той же скамейке. Придя домой, бабушка никак не могла об этом забыть, вечером за ужином она поделилась увиденным с дедушкой. После ужина обычно мама и дядя Коля уходили в гости играть с соседскими детьми, а их родители отправлялись на прогулку. В тот вечер, выйдя на улицу, они, изменив свой привычный маршрут, направились в сторону детской поликлиники, в которой работала бабушка Надя. Они были повержены в шок, когда подойдя к зданию поликлиники, на той самой скамейке увидели ту самую пожилую женщину. Она дремала, когда дедушка укрывал её своей курткой. Проснувшись, женщина подняла глаза на них, увидела куртку и заплакала. Так у мамы и дяди Коли появилась бабушка – бабушка Вера.

Оказалось, что у Веры была дочь Маша, которую она растила одна. Маша выросла, выучилась, вышла замуж, муж стал жить с ними, а потом обманом продал их квартиру и исчез. Маша сразу же уехала в другой город к подруге, а Вера, не имея родных и друзей, оказалась на улице. Каждый месяц, живя в доме бабушки Нади, она отправляла письма Маше, но не получала ответа, однажды ответ все-таки пришёл. "Я выхожу замуж. Сюда больше не пиши". Кроме фотографий и этого письма от Маши ничего не осталось, бабушка Надя и ее домочадцы стали для Веры семьёй. Прабабушка Вера похоронена на кладбище в деревне, это к ней ходит Молчунья. Молчунья-та самая Маша. Она несколько раз выходила замуж и всегда неудачно, последний муж бросил ее с сыном, оставив квартиру и кучу долгов. Сын вырос, выучился, женился, невестка стала жить с ними и настояла на том, чтобы Маша жила отдельно. Они переехали в новую квартиру, а Маше невестка купила старый дом в деревне, отвезла ее туда и больше к ней никто не приезжал. Всем стало щемяще грустно от открывшейся семейной тайны...

Новый год, бой курантов, мы все собрались у бабушки Нади, загадываем желания. Я загадала, чтобы никто не был одинок. Прекрасный праздник завершился, бабушка ведёт укладывать меня, но сначала подводит к окну. В недоумении я всматриваюсь в темноту, и, кажется, там ничего нет, но следя за ее рукой, вглядываюсь вдаль - в самом конце деревни горит фонарь у дома Молчуньи, освещая стоящую возле дома машину. На мой вопросительный взгляд, бабушка Надя укладывает меня, накрывая одеялом и начиная рассказ: "Имя даётся человеку не просто так. Вот прабабушка была Верой и дарила веру другим, мама названа Любовью в честь огромного чувства, которое подарило ее нам, а мое имя Надежда, поэтому, как только я поняла, что Молчунья-Маша, разыскала адрес ее сына и вместе с конвертом отнесла ей. Вчера она пришла ко мне и сказала: "Спасибо, что подарила мне надежду". Мы долго говорили. Оказывается, она не сразу решилась написать сыну, боялась, что не ответит, как она тогда Вере. Потом поняла, что старая, больная и отправила письмо. Три месяца не было ответа, она, было, отчаялась, а перед самым праздником пришла телеграмма. "Мам. 31 буду. Прости. Развёлся. Приеду с внуками". Утром пошла в магазин, а навстречу машина. Остановилась возле меня, вышел мужчина спросил, как к Машиному дому проехать, и я поняла, что это ее сын," - закончила она.