Битва за Москву

Максим Странник Петров
"Под небом голубым есть город золотой..."

В Москве становится неинтересно жить. Одно из самых моих больших удовольствий лет 20-30 назад было гулять по Москве, особенно, по центральной её части. Речь идёт не только о городе в пределах Садового кольца, но и за его границами. Интересен был город вечером и ночью. Душа отдыхала в тишине и покое спящего города.

Где это всё? Круглые сутки Москва бурлит. Днём устаёшь не просто от непрерывной сутолоки, а от бестолковости этого движения. Практически нет уголков, где бы не наталкивался на постоянные помехи в виде людей, машин, заборов, светофоров, уборочной техники. Постоянно надо что-то преодолевать, обходить, кому-то уступать, от кого-то уворачиваться, перешагивать, перепрыгивать и просачиваться. Центр теперь стал моим самым нелюбимым местом. Здесь совершенно нет жизненного пространства. А та самая реконструкция улиц, которая с бешеными темпами успела даже уничтожить часть культурных подземных слоёв Москвы исторической, вызывает странные ощущения. Летом ты оказываешься под палящими лучами солнца на раскалённой плитке, с удивлением смотришь на лавочки, на которых можно только поджариваться в отсутствии тени. Зимой скользишь по этой же плитке или идёшь по солевой слякоти при отрицательной температуре воздуха. Подземные переходы непрерывно реконструируются. Сначала всю торговлю уничтожили, теперь её снова восстанавливают там, где она действительно мешала проходу.

Да нет, нет смысла перечислять какие-то отдельные недостатки. Есть общее ощущение. Ощущение того, что город перестал быть городом для жизни. Город вызывает стресс, депрессию, хроническую усталость. Это огромная мясорубка для перемалывания масс стремящихся сюда и страждущих "праздника жизни". Когда-то в 30-х годах прошлого века Москва тоже перестраивалась, была в лесах и котлованах. Но у людей это вызывало воодушевление, энтузиазм, веру в новую жизнь с новыми перспективами, мечтами, надеждами. Потому что в царской России город благоприятствовал жизни только узкого слоя людей. Как и вся Россия. И вдруг появилась возможность у миллионов людей делать то, что никогда они не могли себе и помыслить: строить планы на будущее, получать образование, выбирать профессию и работу по душе, участвовать в создании большого и сильного государства, гордиться своей историей и культурой. Даже недостаток комфорта на бытовом уровне не угнетал. С ним мирились. Люди были не избалованы комфортом. Для них существовали более важные ценности. Страна жила открывающейся перспективой. Город символизировал эту перспективу. Даже послевоенные сталинские высотки вписались в эту новую величественную идею светлого будущего.

Современная переделка столицы не даёт таких ощущений, не рождает чувства причастности к каким-то большим и величественным проектам новой жизни. Даже активизировавшееся в последние годы общественное движение за сохранение исторического наследия, выраженное в защите исторической застройки Москвы, кажется сейчас немного абсурдным. Пока идёт война за сохранение какого-то отдельного здания, пространство вокруг здания настолько деформируется, что сохранение здания уже не даёт прежнего восприятия исторического места. Некоторые уголки старой Москвы настолько изменились, что надо иметь очень хорошее воображение, чтобы представить себе то, что описывал, например, Гиляровский. Да зачем так далеко смотреть? Сегодняшние пенсионеры, побывав в центре Москвы, не узнают места своего детства. А фильмы про жизнь в старой Москве можно снимать теперь только где-то в Ярославле. Когда-то описывали уродство Калининского проспекта (Нового Арбата). Его называли "вставной челюстью" Москвы. Постоянно критиковали гостиницу "Россия" на месте исторического Зарядья. Но даже они в советское время как-то вписались, заняли своё место в жизни столицы, дополнили открыточные виды Москвы. Возможно, это связано с тем, что они всё-таки были подчинены некой глобальной идее мощи и процветания государства как единого организма с сильной властью, со своей идеологией, централизованной экономикой. Сейчас, в первые десятилетия 21 века такой целостной идеи у российского государства нет. Работает раскрученный маховик частнособственнических интересов различных кланов. И это тоже идеология. Идеология корысти, эгоизма и потребления. Она не объединяет людей, а разъединяет, расслаивает общество. Отсюда всё уродство современного мегаполиса. Помпезный документ под названием "Генеральный план развития города до 2025 года" - это, конечно, насмешка над самим городом и его жителями. Такой план возможно создать только при целостности восприятия мира, при стратегическом мышлении, которого у современных чиновников просто нет. Что собой представляет любой современный проект развития? Это проект дома, который пытаются поделить несколько семей с совершенно разными узкими эгоистичными интересами. И вот каждый вносит в проект изменения и дополнения, после чего окончательный проект носит следы этого симбиоза, состоящего из противоречивых доработок. А мы удивляемся, где же логика в таких проектах?

Всё больше приходится сосредотачивать свою жизнь вокруг того района, где живёшь. Всё меньше возникает желания выбираться в Центр. Но я человек по природе активный, не домосед. Всё чаще начинаю путешествовать по небольшим окружающим Москву городам, у которых есть своя история, пространство для жизни. В основном, причина сохранности таких городов в отсутствии значительных инвестиций. Во многих таких населённых пунктах даже сохранилась в черте города частная застройка, деревянная архитектура, которая в Москве была уничтожена ещё в 60-х годах 20 века. В этих городах нет таких транспортных проблем, такого количества частного транспорта. Никто не пытается строить безумные многоярусные развязки в черте города. Там есть новые микрорайоны, но они строятся рядом с исторической застройкой, а не вместо неё. И в некоторых таких городах хочется жить, работать, отдыхать, даже несмотря на то, что в них нет обилия кафе, увеселительных заведений и огромных торговых центров, нет подземных парковок и небоскрёбов. И может быть, не хватает уборочной техники.

Я не за бегство от цивилизации. И не сторонник всяческих родовых поместий и девизов "Назад к природе!". Я вообще противник любой изоляции от общества. Тем более, что в современном глобальном мире не получится жить на необитаемом острове. Пожалуй, я сторонник городов. Но городов для жизни. Когда-то в Советском Союзе пропагандировалась идея стирания границ между городом и деревней. Но в результате это выродилось ещё тогда в идею уничтожения деревни и оттока сельских жителей в крупные городские центры. А надо было просто приблизить село по комфорту и привлекательности жизни к городам, а в городах сохранить черты сельского здорового образа жизни: ограниченные масштабы по территории и численности, зелёные зоны, малоэтажная застройка, много свободного пространства, воздуха, хорошая экология. Должна быть здоровая среда для рождения детей, их воспитания, для развития человека-творца, а не потребленца. А современный мегаполис предлагает обилие развлечений, но не создаёт почву для увеличения рождаемости, создания крепких семей. Всю сервисную инфраструктуру обеспечивают мигранты с низкой оплатой труда. Высокооплачиваемые специалисты практически не создают никаких новых ценностей, а заняты в сфере финансовой, посреднической, торговой. Москва по-прежнему привлекает людей, главной целью которых становится успех, богатство, слава, статус. Современная уродливая трансформация города - это всего лишь материальное отражение процессов, протекающих в душах того общества, которое пропагандирует идеи жадности, потребления, накопительства. Нарушение внутреннего единства людей разрывает городскую среду. И попытки властей соединить расползающиеся ткани города магистралями, многоуровневыми эстакадами, новыми линиями метро вряд ли будут действенными. Тоже самое относится к процессу переселения людей в Москву. Невозможно представить себе, что можно обеспечить нормальную жизнь людей, стремящихся всеми правдами и неправдами попасть в "столичный рай". Площадь Москвы в пределах МКАД составляла 870 кв.км. В 2012 году её, в угоду требованиям общества, увеличили до 2550 кв.км. Территория агломерации (это даже не мегаполис!), составляющая всего 0,01% площади всей России, вмещает сегодня 10% населения страны.

Уничтожение исторической застройки в таких условиях - процесс неизбежный. Когда спрос на жизненное пространство превышает предложение, стихийно будет разыгрываться битва за обладание этим пространством. Местная власть при этом не решает стратегических задач, которые лежат вне сферы её полномочий. Москва сегодня - это тенденция в масштабах всего государства. Если для людей привлекательно жить в каком-нибудь Энске, то они и поедут в Энск. Если людей привлекают места, где можно развивать свои способности, строить семью, растить детей, отдавать свои силы и энергию на благо общества, то будут развиваться именно такие города и регионы. И это может быть и Сибирь, и Дальний Восток, и Крым, и Карелия. Не надо ругать мэра Москвы и его команду. Он действует в рамках существующей модели жизнеустройства. Надо менять модель. И в России она таки и меняется. Только изменения сначала идут на уровне психики человека. Материальная реализация всегда отстаёт. Человек тяжело болеет, пересматривает своё мировоззрение, меняет своё отношение к миру, к людям, изменяет свой образ жизни, привычки. И начинает постепенно выздоравливать. Изменения в душе человека внешне могут быть незаметны. Он ещё болеет, но он уже другой. В глазах у него что-то появилось, какая-то осмысленность. Изменилось его информационное поле. На уровне государства процесс изменений идёт гораздо медленнее. Когда общество меняет направление своих устремлений, жизнь внешне продолжает ещё двигаться по инерции в прежнем русле. Исторические процессы перемен иногда охватывают века в жизни народов. 200 лет понадобилось Руси, чтобы освободиться от ига Золотой Орды. За это время произошло осмысление того, что для победы над врагом необходимо забыть о внутренних распрях, о корыстности интересов. А 2000 лет понадобилось для того, чтобы понять, для чего приходил Иисус Христос, о чём он проповедывал. Сегодня все процессы ускорились. То, на что человечество тратило столетия, происходит сейчас за годы и десятилетия. 30 лет назад мир сосуществовал как 2 мировые системы. Социализм рухнул, победил капитализм. Прибыль, частная собственность стали важнее, чем нравственность и общественное благо. Но каждое последующее десятилетие меняло качественно ситуацию в мире. А с началом 21 века процессы стали ещё динамичнее. И вот уже Россия, которая в 90-е годы прошлого века готова была быть послушной ученицей "культурного" Запада, показывает депрессивному Западу модели нового мировоззрения. Сейчас счёт пошёл уже на годы. Каждый год меняет мир качественно.

Во время Великой Отечественной войны, после первых месяцев поражений, советское государство сумело переломить ситуацию благодаря мобилизации всех сил народа не столько на фронтах, сколько в тылу. Вся жизнь была переориентирована на оборону. Душевные силы людей создавали необычайные возможности. Казалось бы, тяжёлая изнурительная война должна была истощить экономические ресурсы государства, физические силы людей. Но ко дню победы СССР вышел мощным государством с развитой оборонной промышленностью. Чудо? Да, это было чудо. Но чудо не технического прогресса, а чудо возродившейся веры людей. Талант руководителей, полководцев имеет значение. Но не он определяет судьбу страны. Чаяния и надежды людей, единство их образа цели существования страны создают информационное поле, из которого может материализоваться любое будущее. Смысл существования государств - научить народ его населяющий смотреть в одном направлении, двигаться к общей цели. При этом в частной жизни никто не мешает создавать разнообразие. Сегодня это задача уже не государств, а человечества. Информационно и энергетически мы все на планете Земля в последние десятилетия подключены к одной "компьютерной системе". Попытка отдельной подсистемы (государства) работать на себя приведёт к сбою в программе, к уничтожению цивилизации. "Компьютер" перезагрузится, что приведёт, конечно, к зарождению новой цивилизации. Но это будет уже совсем другая история.

Как москвичу, родившемуся в этом городе и прожившему в нём полвека, мне, безусловно, жаль того прежнего города. Город - живой организм. Он не может не меняться. Также, как и человек, он рождается, развивается, взрослеет, стареет и умирает. Но город сейчас болен. Болен серьёзно и тяжело. Есть ли надежда на его выздоровление? Есть ли надежда на выздоровление всего нашего общества? Ведь так много пройдено болезней и испытаний. Хотелось бы верить, что мы снова выстоим, возродимся, как было это уже не раз в истории. Только теперь перед нами гораздо более глобальные задачи. Выжить можно только всем вместе, не противостоя друг другу, а научившись сотрудничать друг с другом.

Когда-то Москву строили "всем миром": лучших мастеров собирали со всего света. Строили не просто город для жизни, не просто столицу Московского царства, а образ Града Небесного Иерусалима. Может быть, и теперь мы сможем оторваться от земли, от суеты, от своих страстей и увидеть идею такого города, такой столицы, которую не стыдно будет воплотить в жизнь. Но сначала его надо построить в своих душах, своих сердцах.

Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой…
Кто любит — тот любим, кто светел —
тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой
в дивный сад.

Раньше вообще города строили на Руси не просто как место для жизнедеятельности, защиты, управления и т.д. Это были образы Царствия Божьего. Многие русские города построены как образ Иерусалима (но не того, который искусственно построен в 20 веке на месте поселения Эль-Кудс). Это Иерусалим библейский, Град Небесный. И многие исследователи находят соответствие описания в священных текстах и в структуре Москвы исторической (например, башни Кремля, лобное место, и т.д.). Также и с другими известными русскими городами. Что это значит? То, что русские правители не строили центры экономической и военной мощи. Это были, прежде всего, духовные центры. Важно было воплотить некую идею, лежащую за пределами человеческой жизни, человеческой воли. Чем выше цель, чем отдалённей, чем больше связана с идеей смысла жизни людей, тем она долговечней, здоровее. Воплощённая в облике города, она заставляет такой город жить в веках. Вот почему Москва заявляет о себе уже столько столетий. Это относится не только к городам. СССР просуществовал 70 лет, потому что в период его строительства в него заложили идею "светлого будущего". Это идея чем-то близка к идее "царства божьего". Собственно, большевики являются прямыми наследниками православия. Они многое взяли у православной церкви. Прежде всего, в духовном плане. Первые большевики были людьми, жившими ради идеи этого светлого будущего. Всё человеческое, бытовое они положили на алтарь построения рая на земле. Даже понимая что сами не увидят этого светлого будущего, они трудились и сражались для потомков. Сейчас не буду говорить о правильности выбранной идеи, о методах достижения цели. Я имею в виду сам принцип. Если цель лежит за пределами человеческого личного счастья, за пределами отдельной человеческой жизни, то она выигрывает на большом промежутке времени. Близкие цели исполняются и останавливают развитие, потому что возникает пустота. Если бизнесмен начинает бизнес, чтобы заработать денег, то рано или поздно он начнёт их терять, а бизнес будет рушиться, потому что нет сверхзадачи, которая бы заставила крутиться все шестерёнки.

Сейчас у чиновников нет образа такого города, который бы можно было строить всем миром. Есть только частные интересы различных кланов. Они бьются между собой, но объединить свои усилия не могут. Нет объединяющей идеи. Вводятся платные парковки, продолжают застраиваться свободные участки городской земли, возводятся многоуровневые транспортные развязки. Но нет конечной цели у всех этих действий. Никто не представил жителям Москвы, какой видится Москва в обозримом будущем в результате всех этих действий. Когда я вижу то, что делается, и пытаюсь дорисовать картинку будущего, то этот город выглядит как место, где нет жизни для человека. Огромный муравейник, где жёстко упорядочено движение толпы. Но нет живых людей, которые живут, создают семьи, растят детей, занимаются какой-то созидательной творческой деятельностью. Сейчас создаётся город, похожий на заводской конвейер. На улицах скоро не будет вообще видно ни одного человека. Переплетающиеся ленты дорог, движение машин по ним. Город-спрут, город-призрак. Сейчас, как никогда, необходимо обсуждать, каким мы хотим видеть город. Надо объявить конкурс на проект города будущего и дать возможность принять в нём участие все заинтересованные организации, общественные движения, архитекторов, художников, инженеров, людей любых профессий. Так было когда-то в 20-х годах 20 века, когда обсуждали проекты будущих городов, будущей жизни советских людей.

Сегодня недовольство московской властью касается в большей степени именно того, что чиновники не озвучивают никаких глобальных идей, проектов, нет картинки города будущего. Человек не может жить всё время сиюминутным. Кому-то мешают машины - сделаем платные парковки. А дальше? Какова вообще концепция транспортной системы столицы? Что мы хотим увидеть через 10-20-50 лет? Пока есть только одно: не хватает места для машин - построим больше дорог. Опять не хватает - сделаем многоярусные развязки. Не получается - создадим платные парковки. Тогда ездить смогут только избранные. Народ валит в Москву - будем строить ещё больше жилья, ещё выше и плотнее сделаем застройку.

Нельзя всё время заниматься латанием дыр. Если дом трещит по швам, подпорки оттянут время его полного разрушения, но не решат проблему кардинально. Экономика не решает всех проблем, потому что она создаёт только комфорт телу. О душе никто не хочет заботиться. Строительство образа Града Небесного - это забота о душе человека. Это стремление приблизится к Творцу. Чем ещё можно проиллюстрировать эту тему? Если человек выбирает свой жизненный путь, и ориентируется на выгоду, материальный достаток, карьеру ради статуса, положения в обществе, то он начинает жить потребностями своих животных инстинктов: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Тогда человек создаёт свою территорию, куда помещает всё, что он завоевал: материальные ценности, свой бизнес, семью, свои научные и творческие достижения, свои награды и звания и т.д. Дальше начинается этап сохранения полученного и защита завоеванной территории, охрана рубежей. На это уходят огромные силы, энергия. Но уже не хватает сил на развитие, на создание новых ценностей для общества. И тогда директор школы заботится о престиже своего учебного заведения, потому что считает школу своей территорией. И важна не забота о благе учащихся, не об их будущем, а о том, чтобы эти учащиеся не уронили авторитет школы и её директора. Т.е. дети стали уже частью этой территории, деталями машины. (Я подробно анализирую такой подход к делу в теме "Образ школы в кино".) Учёный когда-то делал новые открытия, продвигал новые идеи в науке. Но сегодня он доктор наук, руководитель научного направления, лауреат, имеющий имя в международных научных кругах. Он не может допустить, чтобы кто-то посягнул на область его научных достижений. Нельзя позволить, чтобы кто-то сказал новое слово в этой области, перечеркнул то, что сделал наш герой. Единственная возможность пробить какую-то свежую идею - это взять "светило" в соавторы, в свои научные руководители. А вообще, светило уже не занимается наукой. Он администратор, руководитель, он распределяет блага: звания, зарплаты, лаборатории. Все финансовые потоки идут через него. Если он возглавляет какой-нибудь научный институт, то это его территория. Также происходит в любой другой сфере деятельности: в бизнесе, государственной службе, искусстве. Всё дело в отправной точке. Человек выбрал дело в начале своего пути из корыстных побуждений. Для себя. Он не стремился спасать человечество, познавать мир, Вселенную, не хотел сделать счастливыми хотя бы людей, которые оказались рядом с ним. Он не хотел разобраться, а в чём же на самом деле смысл человеческого существования. Когда человек умирает, что оставляет он после себя? Что такое вообще смерть? Конец ли это всего? На эти вопросы экономика не может ответить. Поэтому она не может сделать человека счастливым. Счастье находится за пределами земной жизни. Оно сконцентрировано в душе человека. Мы приходим в этот мир, чтобы развивать свою душу, чтобы настроить её созвучно музыке Вселенной. И город строить мы должны для того, чтобы в этом городе душа стала ближе к Богу. Вот наши предки это понимали. Они обращались к первоисточникам, где указано, каким должно быть идеальное место для нашей души.

Нет, чиновник никогда не сможет сформировать образ Города Будущего. Он и не должен этого делать. Чиновник - это ретранслятор наших запросов. Запросов общества. Чиновника надо направить в нужном направлении. Но общество должно формировать свои запросы правильно. Сегодня необходимо формировать образы городской среды, не убивающей, а улучшающей нашу нравственность, исцеляющей наши души. Но задача эта всероссийского и всечеловеческого масштаба. Почему всероссийского? Если мы не начнём строить большое количество удобных городов на территории России, Москва так и будет манить своими возможностями. Люди должны иметь выбор, где жить, должны иметь возможность передвигаться по территории России, выбирать место по душе и по своим способностям и возможностям. Почему масштаб имеет всечеловеческий размах? Россия не является исключением из государств, куда едут люди из ближнего и дальнего зарубежья. Они ищут, где лучше жить, работать. Значит, надо думать, как создавать условия для нормальной жизни не только в России, а в любом уголке нашей планеты. Цивилизованный Запад испытывает проблемы с волной мигрантов. Но Запад своей колониальной политикой сам создал себе проблемы. Разрушая жизнь тех, кого оно нещадно эксплуатировало, западное общество теперь столкнулось с тем, что не знает, что делать с этой массой мигрантов, которые уже не хотят возвращаться в разрушенные города. Чтобы решать эти проблемы, нужны новые образы и модели будущего устройства мира. Дело не в России для русских, Москвы для москвичей и т.д. Если только Москва станет образцовым городом, то она и дальше будет привлекать толпы людей, жаждущих лучшей жизни. Если будет создана модель города, по которой можно строить города в любом уголке планеты, то жизнь будет бить ключом на Дальнем и Ближнем Востоке, в условиях Заполярья и в пустыне Сахара.

Город - это отражение души его жителей, их устремлений. Если душа живёт интересами тела, то эгоизм и корыстность будут разрывать город изнутри. Всё больше усилий в таком городе властям придётся предпринимать для контроля. Видеокамеры, рамки металлоискателей, турникеты, правоохранительные органы. На это будет уходить всё больше сил и средств. Но результатом этого станет лишь то, что люди будут равнодушны ко всему, что не касается их комфорта. Исчезнет творческая составляющая любой деятельности. Впрочем, нет смысла повторяться. Всё это уже описано в футуристических романах и фильмах. Надо выйти за границы наших сиюминутных желаний, отвлечься от вопросов ЖКХ, пробок, пенсионного возраста и прочего. Надо сообща сформировать модель мира, где не убивается душа, где есть место для сочувствия, сострадания, где человек может оставаться добродушным, приветливым, знать своих соседей, и беспокоиться о том, почему второй день не видел старушку из 17-й квартиры. Мир, где человек не бьётся за место под солнцем, а создаёт такие места для других. Где вообще вопросы конкуренции заменяются на вопросы сотрудничества. Не соперничества, а партнёрства. Как говорит Путин: у России нет врагов, у России есть партнёры. И такая модель жизни интуитивно будет формировать образ городов, в которых легко дышать свежим воздухом, где не надо толкаться, работать локтями, где много свободного жизненного пространства, где люди приветливо смотрят на встречного прохожего, где не нужны социальные работники, потому что никто и никогда не остаётся без внимания, сочувствия и помощи.