Договор поставки в странах Евразийского экономичес

Антон Данилец
Это было кидалово. Сатья заказана и не оплачена.
Чтобы эта самая юная мокрощелка - молодой "ученый" не смогла воспользоваться.
Аннотация: В данном исследовании автор рассматривает вопросы специальных условий при обеспечении торговой деятельности стран-членов ЕАЭС. Также в статье рассматривается вопрос заключения договора поставки продовольственных товаров в странах Евразийского экономического союза в условиях продовольственного эмбарго.
Abstract: In this study, the author examines the specific conditions for providing commercial activities EAEC member states. The article also discusses the issue of food products to enter into the contract of supply in the countries of the Eurasian Economic Union in terms of the food embargo.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, торговые отношения, договор поставки, экономические санкции против РФ.
Keywords: Eurasian economic union, EAEC, trade relations, contract delivery, the economic sanctions against Russia.
В данной статье мы предполагаем (именно предполагаем, потому что это – гипотеза, а предложения будут в выводах), исследовать некоторые аспекты правового обеспечения торговой деятельности в рамках Евразийского  экономического союза (ЕАЭС). В частности при составлении договоров поставки продовольственной продукции в особых условиях.
Отметим, что ЕАЭС,  как экономическое интеграционное объединение было создано для целей всесторонней модернизации, а также для развития кооперации и повышения конкурентоспособности экономик стран-участников. Страны ЕАЭС при помощи данного интеграционного объединения, должны создавать для своей экономики условия стабильного развития в интересах роста жизненного уровня собственного населения.
Отметим, что классификация интеграционных межгосударственных объединений, предложенная Б. Балассой, предполагает высшей стадией интеграции, гармонизацию и унификацию политики государства в экономике, социальной и валютной сферах [7, С.12].
Общая региональная  политика в сущности проводимых в её составе  мер, имеет полное совпадение с целями развития интеграции. Российским ученым В.Н. Зуевым была предположена классификация интеграции в таких направлениях, как: аграрная сфера, продовольственная сфера, добыча и продажа угля и стали и т.д., вместе с торговой интеграцией [4].
Таким образом, объединение различных секторальных политик: продовольственной, научно-технической, аграрной, региональной; в единую форму, становится  необходимым условием для выстраивания новой модернизированной интеграционной классификации. При этом торговая и валютная отрасли сотрудничества остаются  чрезвычайно значимыми, поскольку они оказывают значительное влияние на все данные виды политики.
Таким образом, можно предположить, что общий рынок в интеграционном объединении может работать и не в полном его объеме, но охватывая лишь часть его структурного состава, например, в доле  ограниченных сфер продовольствия, рабочей силы, услуг и т.д.
Данная конструкция может быть названа «Зона свободной торговли +» (ЗСТ+). Это определение справедливо применительно к множеству её вариаций на американском и азиатском континентах. К примеру, объединение НАФТА предусматривает обеспечение свободной миграции товаров и капиталов для США, Канады и Мексики со времени создания этой группы в 1994 году [4].
В данном же исследовании, автор предполагает, что идеология интеграционного объединения ЕАЭС, имеет глубину интеграции не меньшую, чем таможенный союз. И это, несомненно, справедливо, поскольку регламент ЕАЭС декларирует экономический союз, базирующийся на следующих принципах:
• согласованность торговой политики в отношении остальных стран;
• создание и функционирование единой территории таможенного уровня [1].
Однако, использование Россией с августа 2014 г. анти-санкций в отношении  производителей продовольствия из таких стран, как: Австралия, Канада, Норвегия, США и группы стран ЕС, предполагает установление особых условий торговли с ними.
Другие страны ЕАЭС, к подобным решениям РФ не присоединялись. Поэтому, по отношению к Белоруссии и Казахстану, как членам ЕАЭС, первый из вышеуказанных базовых принципов интеграции явно нарушается.
Таким образом, торговая политика трех стран-членов ЕАЭС обращается в политику менее согласованную. При этом могут возникнуть вопросы в осуществлении конкретных поставок продовольственной  продукции из вышеперечисленных стран в РФ [5 C. 87].
Учитывая то, что торговля и торговые сделки стран в условиях ЕАЭС обеспечиваются регламентом Договора о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане (Казахстан) 29 мая 2014 г. и вступил в действие с 1 января 2015 года [1], непосредственные торговые сделки и операции производятся на основании Договора разовой поставки в странах Евразийского экономического союза (далее Договор).
Данный Договор может быть составлен в следующих видах:
• разовой поставки непродовольственных товаров в Евразийском экономическом союзе:
• разовой поставки продовольственных товаров в Евразийском экономическом союзе:
Договор заключается на поставку пищевых продуктов в натуральном, либо переработанном виде и регламентирует перемещение товаров из одной страны-члена ЕАЭС в другую страну Евразийского экономического союза.
Отметим также, что при заключении данного Договора продавец (поставщик) и покупатель могут быть, как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, которые ведут предпринимательскую деятельность на основании законодательства государств-членов Евразийского экономического союза.
По условиям данного Договора продовольствие  закупается покупателем для применения в предпринимательской деятельности, либо в целях, которые не связаны с потреблением личного, семейного, домашнего и другого подобного характера. Данный товар имеет соответствующую государственную регистрацию пищевой продукции и  принадлежит поставщику на основании права собственности, к моменту подписания Договора. В отношении товара не имеется каких-либо прав третьих лиц, либо обременения.
При том, что поставка, рассматриваемая нами, производится в пределах границ Евразийского экономического союза, а получается другой страной Евразийского экономического союза на своей территории, Договор разовой поставки в странах ЕАЭС должен основываться на базе Международной торговой палаты Инкотермс-2010.[3]
.Таким образом, при составлении договора поставки продовольственных товаров, к примеру, кормов и кормовых добавок; продукции специального назначения; зерна; этилового спирта и алкогольной продукции; масложировой  продукции; рыбы и рыбной продукции и т.д., следует отметить, что существенными условиями Договора, являются такие позиции, как:
• Условие, обозначающее предмет договора, при том, когда договор дает возможность определять наименование и количество поставляемого товара;
• Условие по установлению цены, порядку, срокам и размеру платежей, в случае поставки товара на условиях кредитования или рассрочки платежа.
• Условие по размеру предела торговой надбавки, при заключении договора поставки по социально значимым продовольственным товарам [3].
Обычные условия по Договору предполагают такие позиции, как:
• В случае,  когда одна из сторон по договору представлена физическим  лицом, которое осуществляет индивидуальное предпринимательство, на основании закона «О персональных данных и их защите» требуется получить от данной стороны «Согласие по сбору и обработке персональных данных»,
• Соблюдения условий по установленной форме договора, т.е. заключение Договора в письменной форме, подписания Договора сторонами, либо представителями сторон. Также в случае, когда сделка совершается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, скрепления Договора печатями.
Письменная форма Договора по разовой поставке продовольственного товара в Евразийском экономическом союзе устанавливается для договоров, которые заключаются:
• В результате предпринимательской деятельности, вне зависимости от того, производят ли данную деятельность два из участников договора или  только один;
• В сумме, превышающей сто расчетных показателей;
• По условиям, которые подробно определены характеристиками и описанием товара. При этом возможно  согласовать договором требования, которые выдвигаются к ассортименту, качеству, комплектности, принадлежности непосредственно товара и документации, передаваемой с  товаром;
• По сроку годности товара;
• По цене товара  или способам ее определения или же по сроку и порядку оплаты товара:
• По продовольственным товарам, на которые установлен срок годности, составляющий менее десяти календарных дней, и подлежащих оплате в сроки, не превышающие десять рабочих дней со дня, когда была произведена передача данных товаров субъектом торговли, который производит деятельность в области продажи товаров при помощи организации торговой сети, либо крупных торговых объектов;
• По продовольственным товарам, срок годности на которые установлен от десяти и более календарных дней и которые подлежат оплате в течении времени не позже тридцати календарных дней с момента передачи данных товаров субъектом торговли, производящим работу по продаже товаров при помощи организации торговой сети, либо крупного торгового объекта;
• По месту, сроку и условиям поставки и приема - передачи данных товаров;
• По ответственности сторон;
• По порядку разрешения споров;
• По порядку изменения и возможности расторжения договора;
• По иным условиям, которые могут выдвинуть стороны в силу прав, предоставленных им законом, а также обычаев делового оборота, либо  соглашения сторон, которые так же могут быть самостоятельно определены в договоре [2].
Таким образом, следует учитывать, что законодательством Евразийского экономического союза определена возможность установления специальных требований в отношении некоторых видов товаров и торговых операций.
Например, имеется необходимость по государственной регистрации, условиям безопасности и транспортировке, хранению и реализации пищевой продукции, а также перечню документов непосредственно прилагаемых к данному  товару и т.п. [2]
Договор разовой поставки продовольственного товара в Евразийском экономическом союзе имеет в качестве обязательного регулятора следующие документы:
• Договор о Евразийском экономическом союзе №240-V (Астана, 29.05.14 г.) [1],
• Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) [2],
• Правила, которые приняты Международной торговой палатой Инкотермс-2010 [3],
• Иные нормативные акты национального законодательства стран-участников ЕАЭС, которые регламентируют правоотношения связанные с данными положениями, в том числе законодательные акты по установлению торгового эмбарго на поставки продовольствия из некоторых, не входящих в ЕАЭС государств.
Таким образом, упомянутое выше условие не вызывает проблемы с установлением эмбарго на поставки продовольствия в РФ по общей конструкции ЕАЭС и не порождает неразрешимых  противоречий в правовой основе функционирования единой таможенной территории.
Однако противоречие наблюдается непосредственно в факте того, что продовольствие,  в случае пересечения внешней таможенной границы, как любой товар, может свободно перемещаться внутри ЕАЭС [5, C.89].
То есть, в сложившихся условиях из Белоруссии в Россию можно ввозить без ограничений любые белорусские товары. Однако нельзя ввезти товары продовольственные, которые были доставлены туда из стран, против которых Россией было объявлено эмбарго [5, C. 100].
Имеется общая практика, признанная в странах Союза Независимых Государств (СНГ), в отношении того, как определить по каждому товару его национальную принадлежность. То есть, решить является ли товар белорусским или нет. Данное определение делается на основании правил, которые называются правилами происхождения (rules of origin). [5 C.100]
Согласно данному правилу, товар считается произведенным на территории государства СНГ, либо Таможенного Союза:
• в случае, когда он подвергается  достаточной переработке,
• стоимость материалов иностранного происхождения не выше 5% от цены конечного товара [5, C.101].
Формальное требование достаточной переработки предполагает, что должен быть использован хотя бы один из четырех знаков по коду товарной номенклатуры установленной в Таможенном союзе.
Так, колбаса, изготовленная на белорусском предприятии, будет отнесена к группе 1601. [2] При том, что в её производстве будет использована польская свинина, которая относится к числу запрещенных к ввозу на территорию РФ. Однако эта колбаса будет во всех смыслах белорусским товаром, движение которого может осуществляться свободно. Так что эта колбаса может продаваться на территории РФ. В том, конечно случае, если белорусское предприятие не вошло в список запрещенных производителей, установленных Россельхознадзором или Роспотребнадзором РФ.
Однако при покупке итальянских креветок, производство их очистки на территории Белоруссии не делает этот товар белорусским. Ведь и очищенные, и неочищенные креветки следует относить к группе 0306 [2].
Таким образом, по формальным признакам на данный товар необходимо распространить действие запрета по его ввозу на территорию РФ.
Существенным в этом случае может являться то, что на упаковке данного товара вполне может быть легально написано «сделано в Республике Беларусь». Однако, в контексте применения специального режима торговли, данный товар должен быть признан итальянским. При этом он будет оставаться товаром, попадающим под упомянутое выше эмбарго.
Таким образом, мы можем констатировать, что положение, при котором в рамках ЕАЭС продолжает действовать российский запрет на импорт продовольствия с территории ряда сторонних стран, не может в долгосрочной перспективе иметь должного уровня соответствия принципам, установленным для общего рынка, который декларирован в ЕАЭС.
Исходя из полученного результата, можно предположить несколько вариантов дальнейшего развития правового обеспечения поставок продовольственных товаров в рамках ЕАЭС по договорам разовой поставки:
• торговая политика гармонизируется за счет присоединения к ЕАЭС Армении, Белоруссии и Казахстана и др. к контр санкциям, выдвинутым Российской Федерацией;
• торговая политика ЕАЭС гармонизируется при отмене Россией эмбарго в отношении поставок продовольствия из стран, в отношении которых оно было объявлено;
• российское эмбарго продолжит сохраняться, однако в таком случае разговор об ЕАЭС, в качестве интеграционного объединения в виде экономического союза, с дальнейшей перспективой развития глубинной интеграции может рассматриваться только весьма условно.
Таким образом, в настоящее время, реальным решением данной проблемы правовым образом, может быть только проведение комплексной работы по модернизации законодательства РФ и ЕАЭС.
Например, в Уголовный кодекс РФ может быть возвращена статья об ответственности за незаконный ввоз обычных товаров, как предметов  контрабанды. Данное обстоятельство может значительно снизить «серый реэкспорт» иностранного продовольствия, попадающего под эмбарго, ввиду возможности уголовного наказания за него [6 C.73].
Также может быть осуществлена разработка новых средств по идентификации товаров в виде их упаковки, тары для транспортировки, либо  усиления таможенного контроля при пересечении границ.
Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
2. О безопасности пищевой продукции. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011. Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 http://docs.cntd.ru/document/902320560,\
3. Международная торговая палата Инкотермс-2010
4. Зуев В.Н. Методология  классификации и оценки форм региональной интеграции [Электронный ресурс], Режим доступа:   file:///C:/Users/op/Downloads/eei_3_2014_zuev(2).pdf (Обращение 26.10 2016 г.),
5. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия.// Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87—108.
6. Яковлева Е. Ю. Проблема реэкспорта санкционных товаров из стран – участниц Евразийского экономического союза // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 71-73
7. Balassa, B. The Theory of Economic Integration. London: Georgi Alien & Unwin, 1962. – 280 с.