Ну, и чё делать будем?

Леа Веденски
О Свободе. Тема свободы одна из самых интересных и загадочных для меня. Удивительное явление, которого люди одновременно очень хотят, и вместе с тем, когда получают, не знают, что с ней делать. Припоминаю один случай на моей экзистенциальной группе, которая проходила в формате интенсивной жизни. Там был мужчина, который  безостановочно критиковал все, что я делаю и говорю, поучал, давал рекомендации как и что делать. Я предложила ему и всей группе вариант, а что если он сам поведет группу, как посчитает нужным. Мы договорились, что на час времени группа в полном его распоряжении. Все участники согласились на эксперимент и я вышла на это время за круг, блаженно развалившись на диване в другом конце комнаты. Обожаю,когда кто-то готов за меня поработать. Вы спросите, что  было дальше? Когда я вышла в кругу повисла тягостная тишина. Все застыли в ожидании. Так продлилось минут 15, пока воздух не накалился от напряжения. И наконец этот мужчина спросил: ”Ну так чё делать-то будем?”
В этот момент, как вы наверное догадались, в групповой динамике началась “стадия агрессии”. В течении часа были споры и пререкания, но так и не было найдено совместное решение, чем они хотят заняться. У мужчины (нового ведущего) собственных предложений не было, но  как только появлялся кто-то, кто предлагал свой вариант, он “зарубал” инициативу на корню жесткой критикой. Так незаметно прошел час. Все чувствовали опустошение и разочарование. Была усталость, а результата не было…
Мечтая о свободе мало кто задумывается о том, что неумолимо вместе с ней приходит и ответственность, где каждую секунду приходится выбирать, что именно делать, а что нет.
И вот что интересно, единственный человек, который получил результат за этот час группового хаоса был парнишка, который вместо того, чтобы спорить о том, чем заняться, стал глубоко прислушиваться к тому, что с ним происходит. Все что было вокруг заставило его вспомнить детство с отцом-тираном, и он “провалился” в себя, воспоминания захлестнули его. Так как группа в этот момент явно не была расположена его слушать, он взял блокнот и стал писать все что чувствует. Он написал письмо своему отцу (которого уже давно не было в этом мире). Когда я вернулась в круг, люди стали давать обратную связь по поводу того, что произошло, о своем негодовании, о разочаровании, о моей халатности, что я позволила им потерять целый час их драгоценного времени и т.п.  А этот парнишка  просто взял и прочел свое письмо. Текст письма был полон такой боли, такой тоски по любви, и в тоже время полон такой жизни и прощения, что это вызвало огромный резонанс в группе, людей оно тронуло до самой глубины души, кто-то  пережил инсайт услышав его…
Это письмо и для меня тогда явилось настоящим даром. Оно было настолько искренним и сильным, словно я сама прожила все это вместе с его автором.
И мне стало понятно, что если человек действительно свободно выбирает изменить свою жизнь, то нет такой силы на свете, которая способна ему помешать.
Как написано у наших мудрецов: “У человека каждую секунду жизни есть все, что необходимо для развития и даже более”...