Ч. 14. Нашли покой на дне океана. Судьбы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/15/1880

После войны Уинстон Черчилль признался: «...единственное, что когда-либо действительно испугало меня во время войны, была опасность, исходившая от подводных лодок». Эта угроза была более существенной, чем возможность высадки немецких войск на побережье Великобритании.

США, формально соблюдая нейтралитет, помогали Англии, поставляя ей продовольствие, боеприпасы, военную технику, горючее. Всё это доставлялось на английских и канадских транспортах.

Без поддержки американцев англичанам было бы не продержаться. В самих США в то время было сильное изоляционистское движение. Население США, а отнюдь не правительство, воевать не хотело, и правительство было вынуждено с этим считаться. Проходили массовые демонстрации с лозунгом: «Мы хотим рабочие места, а не войну».

Подтолкнуло США к вступлению в войну потопление 31 октября 1941 года немецкой подводной лодкой U-552 американского эсминца «Reuben James». Это был первый американский военный корабль, потопленный подводной лодкой.

Из 144 офицеров и матросов удалось спасти 44 матроса. Все семь офицеров погибли. Гибель эсминца вызвала бурю возмущения среди населения США, которую умело, разожгли СМИ. Президент Франклин Делано Рузвельт отдал приказ топить немецкие подводные лодки. Фактически США вступили в войну до официального объявления им войны со стороны Германии 11 декабря 1941 года.

 Подводной лодкой U-552 командовал капитан-лейтенант Эрих Топп. Он уцелел во время войны, в 1958 году вновь поступил на службу в военно-морской флот, занимал высокие посты, дослужился до адмирала, умер в возрасте 91 год.

Немецкие подводники, получившие приказ действовать у берегов США, вначале ощутили себя так, как будто оказались в краю непуганых птиц. Вот, что по этому поводу написал гросс-адмирал Денниц: «Выяснилось, что американцы живут в условиях мирного времени.

Вечерами берег не погружался в темноту, а города представляли собой средоточие ярких огней. Горели огни на сигнальных буях и маяках, хотя, быть может, и не так ярко, как в мирное время.

Суда следовали обычными маршрутами и несли обычные навигационные огни. И хотя с момента объявления войны прошло уже 5 недель, противолодочные заграждения почти нигде не были установлены.

Были организованы противолодочные патрули, но они явно не имели никакого опыта. К примеру, одиночные эсминцы ходили взад-вперед по маршрутам торговых судов, причем с такой удивительной регулярностью, что капитаны наших подлодок довольно быстро составляли для себя расписание их движения.

 Они всегда точно знали, когда эсминец появится в следующий раз, а значит, можно сказать, находились почти в полной безопасности.

 Несколько раз наши лодки были атакованы с использованием глубинных бомб, но нападающие не проявляли должной настойчивости и слишком рано прекращали атаки, хотя, сказать честно, на мелководье они часто были близки к успеху.

 Летчики, выполняющие противолодочное патрулирование, также демонстрировали полное отсутствие опыта.

Экипажи торговых судов без ограничений использовали радиосвязь. Они нередко сообщали в эфир свои координаты, в результате чего у командиров подлодок складывалась чрезвычайно полезная общая картина ситуации в районе действий.

Капитаны торговых судов, судя по всему, не получили никаких инструкций относительно различных тактических приемов, применяемых подводными лодками, а о возможности ночных атак вообще благополучно позабыли».

Беспечностью американцев не замедлили воспользоваться немецкие подводники.

Несли потери и немцы. Несмотря на недостатки противолодочной обороны союзники успешно топили немецкие подлодки.

Английский траулер противолодочной обороны «Visenda» потопил 23 марта 1941 года вблизи берегов Исландии подводную лодку U-551 вместе со всем её экипажем из 45 человек.

Подводная лодка U-70 торпедировала в Северной Атлантике танкер «Athelbeach» с которого спаслись 37 человек, их подобрал английский корвет «Camellia». Этот же корвет затем вместе с корветом  «Arbutus»  атаковал U-70 глубинными бомбами.

Когда повреждённая подлодка погрузилась на глубину 200 метров, под давлением воды затрещали все переборки и посыпались болты, командир лодки капитан-лейтенант Иохим Матц приказал продуть цистерны и всплыть.

20 подводников погибли и 25 взяли в плен англичане. На борту состоялась их «тёплая» встреча с моряками торпедированного ими танкера. Обер-лейтенант цур зее Матц отсидел потом шесть лет в лагере для военнопленных в Канаде.

7 марта 1941 года погибла вместе с экипажем подводная лодка U-47 вместе с её знаменитым командиром Гюнтером Прином. 17 марта 1941 к юго-востоку от Исландии английский эсминец  «Walker» потопил подводную лодку U-99   самого успешного немецкого подводника Отто Кречмера, который потопил  39 судов и 5 повредил. Погибли 3 члена экипажа, и 40 взяли в плен, в том числе и самого Кречмера.

В тот же день английский эсминец «Vanoc» обнаружил с помощью нового радара типа 286 подводную лодку U-100. Командир эсминца капитан-лейтенант Джеймс Годфри Вуд Денис направил корабль на лодку и таранил её в момент погружения. Из 53 членов экипажа спаслись 6 человек, проведя остаток войны в лагере для военнопленных.

Командир лодки U-100 капитан-лейтенант Иохим Щепке погиб. Щепке, Прин и Кречмер  - самые выдающиеся германские подводники. Щепке  и Прин были убеждёнными нацистами, чего нельзя сказать о Кречмере.

В апреле 1941 года англичане потопили подводную лодку U-110, которой командовал капитан-лейтенант Фриц Юлиус Лемп. Немецкий подводный флот лишился своих самых выдающихся асов подводной войны, а Лемп был последним из тех командиров, которые приняли участие в боевых действиях с первых дней войны.

К подводной лодке U-110 мы ещё вернёмся.

Немецкий подводный флот стал ощущать нехватку специалистов-подводников, особенно в опытных командирах подводных лодок. Военно-морская история не раз подтверждала старую истину, что подготовка кадров должна опережать строительство кораблей. Хорошо, если сейчас её помнят.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/17/1191