Индейцы Флориды. Агуа Дульсе

Игнат Костян
Этих индейцев конкистадоры де Сото назвали «Пресноводные» (исп. Agua Dulce), по той простой причине, что они их селения в период первых контактов с европейцами располагались по берегам реки Сент-Джонс, а также в пресноводных лагунах вдоль Атлантического побережья северо-восточной Флориды.
Есть предположение, что первые контакты этого племени с испанцами происходили, во время экспедиций Понсе де Леона 1513 года и Нарваэса 1528 года.
Термин «агуа дульсе» впервые был применен испанцами к индейцам народа тимукуа, деревни которых располагались у источников пресной воды, поэтому испанцы не отделяли «пресноводных» индейцев от народа тимукуа, большинство городов которых находилось у побережья океана.
Район обитания индейцев агуа дульсе относится к археологической культуре архаического периода «Сент-Джонс», на смену которой в VIII веке н.э. пришла культура Миссисипи.
Археологические исследования, проведенные на территории обитания племени, указывают на факт того, что в доисторический период вдоль реки Сент-Джонс существовало два крупных кластера (вождества) индейцев агуа дульсе на базе которых, как полагают историки уже в ХVI веке сформировались вождества Ютина и Сатурива, население которых принадлежало к группам индейцев народа тимукуа. Таким образом, получается, что индейцы агуа дульсе положили начало зарождению указанных вождеств описанных европейцами.
По подчиненности, индейцев агуа дульсе, испанцы относили к вождеству Ю(У)тина (Utina),  главным кациком, которого был человек по имени Утина. В период первых контактов с европейцами «пресноводные» входили в альянс (конфедерацию) вождества Ютина, под властью которого находились не только вождества индейцев агуа дульсе, и акуэра, но и свыше сорока других вождеств тимукуаговорящих групп, которые, по свидетельству французских гугенотов  на 1565 год являлись «вассалами верховного вождя индейцев Ютина».
Термин «ютина» имеет, как полагают, ученые мускогское происхождение и означает «мощный» или «моя земля». Это термин стал применяться учеными по отношению к индейцам ютина лишь в прошлом веке, до этого все коренные индейские племена Флориды, населявшие северо-восточный регион полуострова, именовались термином «тимукуа», поскольку те являлись носителями языка народа тимукуа. Однако использование термина «ютина» в ХVI веке долгое время в среде ученых вносило путаницу в классификацию индейцев тимукуанских групп. Испанцы и французы  считали ютина, агуа дульсе, акуэра и другие племена северо-восточного региона Флориды теми же тимукуа, но называли каждое из них в соответствии с названием главного города-вождества или именем кацика, которому подчинялись другие города индейцев на населяемой ими территории.
Для того чтобы расставить точки над «и» антропологи, специалисты по коренным народам Флориды, Джеральд Миланич и Кен Джонсон, предложили присвоить тимукуаговорящим индейцам ютина собственное названием, то есть «ютина», и разделить их на восточных (агуа дульсе и др.), и северных (речь о последних пойдет в другой главе – И.К.).
До 1564 года тесных контактов агуа дульсе с европейцами историки не отмечают. Впервые деревни этого племени  посетили французские гугеноты, которые строили форт Кэролайн. Французы отмечали, что все села индейцев вдоль среднего течения реки Сент-Джонс и дальше до страны Акуэра были частью страны Ютина, «где правил молодой вождь по имени Утина». Был ли Утина главным правителем над всеми вождествами этого региона или властвовала над частью этих сорока вождеств, вопрос открытый, но исходя из испанских и французских источников видно, что он был довольно-таки влиятельным кациком, происходившим из вождества Ютина, но по крови являвшийся представителем одного из кланов индейцев агуа дульсе.
В то время когда французы установили контакты с индейцами агуа дульсе, последние в составе племени ютина вели продолжительную войну с двумя другим тимукуанскими вождествами Сатурива на севере, и Потано на западе. Численность индейцев, входивших в альянс вождества Ютина, на то время составляла около 600 тыс. человек.
 Французам как воздух был необходим мир с индейцами племени сатурива, потому что на их земле располагался форт Кэролайн. В этой связи губернатору Рене Ладоньеру необходимо было задобрить своего союзника – кацика Утину, и убедить его прекратить военные действия против кацика вождества Сатурива. Утина предложил свои условия. Он согласился не нападать на индейцев племени сатурива, в обмен на  помощь французов в войне ютина против вождества Потано. Ладоньер принял предложение предводителя индейцев ютина и совместно с ними выступил против Потано.
Усмирив индейцев потано, Утина стал добиваться от Ладоньера  такого же совместного выступления в страну индейцев сатурива, однако губернатор отказал вождю ютина, после чего отношения французов и ютина стали напряженными.
Весной 1565 года форт Кэролайн испытывал острую нехватку  в продовольствии. Вождь Утина воспользовался этим, и в обмен за поставку индейцами продовольствия для форта, предложил Ладоньеру принять участие в совместном походе против сатурива.
 Когда французы поняли, что Утина манипулирует ими, они захватили вождя в заложники и предложили его соплеменникам выкупить Утину, поставив в форт продукты питания в нужном количестве.
План Ландоньера не возымел успеха, и выходка французов привела к  битве с индейцами. Ютина осадили форт Кэролайн и ослабленные давлением индейцев французы, вынуждены были отпустить Утину.
Конфликт с французами окончательно определил выбор Утины в сторону испанцев, которые совместно с индейцами вскоре захватили и уничтожили форт Кэролайн.
С этого времени все вождества индейцев агуа дульсе становятся окончательно подвластны вождеству Ютина,  вокруг которого образовалась довольно-таки сильная конфедерация из числа сорока вождеств. Именно с этого времени  устанавливаются тесные союзнические отношения индейцев Конфедерации Ютина с испанцами.
В 1567 году испанцы помогли ютина разгромить коалицию Сатурива- Потано и присоединившихся к ним в конфликте против Испании индейцев племени майяка. С целью наиболее полного и эффективного контроля над побежденными племенами, ютина заставили их поселиться в одном вождестве Потано.
В последующие двадцать лет испанцы не проявляли должного внимания к Конфедерации Ютина. За это время Конфедерация  ослабла и потеряла былое могущество, а к концу ХVI века вообще разделилась на три крупных вождества. Численность индейцев распавшейся Конфедерации, согласно испанским источникам конца ХVI века составляла приблизительно 160 тыс. человек.
 Причины распада Конфедерации индейцев ютина – внутренние раздоры между вождествами и давление со стороны других групп тимукуа наступавших с Атлантического побережья.
 Из конфедерации выпали два вождества индейцев агуа дульсе, которые стали независимыми от центра – вождества Ютина.
Добившись независимости от одного, агуа дульсе  попали в зависимость к другому – испанцам с их системой католических миссий, в которую были включены агуа дульсе.
Социальная организация племени агуа дульсе в раннюю эпоху своего развития представляла вождества, состоявшие из матрилинейных кланов, управляемых кациками, власть которых передавалась по наследству от отца к сыну или ином ближайшему родственнику по лини матери кацика.
Исходя из складывающейся политической, либо экономической  обстановки (союзы с целью ведения войн, охоты, а также сбора урожая  и т.п.), отдельные вождества, как правило, могли образовать одно, более крупное вождество.
Вождества на территории племени агуа дульсе, впоследствии индейцев ютина, подчинялись наиболее мощному в экономическом плане вождеству, кацик которого формально считался для остальных кациков альянса верховным правителем.
 Власть верховного правителя не была абсолютной, и верховенство могло переходить от одного вождества к другому, опять же в зависимости от складывающейся ситуации, будь то перераспределение власти в результате интриг или заговоров, а также утрата экономической мощи вождества, где проживал верховный правитель. Например, в период первых контактов с испанцами, главным городом «пресноводных» индейцев, где восседал верховный правитель, по словам Гарсиласа де Ла Вега, считался город  Каликвин (Caliquen), но уже в 60-70-х годах ХVI века пальма первенства перешла к городу Ютина, где усилился кацик Утина. После распада Конфедерации Ютина, в 90-х годах указанного выше века, главным вождеством стал город Аяокуто (Ayaocuto), а в период функционирования католических миссий соответственно города Антонико (Antoneko) и Энакапе (Enacape).
Свои города, как отмечалось, индейцы агуа дульсе,  строили у речных излучин и озерных лагун. Города имели форму круга, в центре, которого находился дом кацика и дома знати. Также в центре города устанавливалось культовое сооружения.
 Количество домов округлой формы с конусообразными крышами, покрытыми снопами соломы в городе «пресноводных» в среднем доходило до пятидесяти. Стены домов представляли каркас обмазанный глиной. Дом кацика, как правило, был прямоугольной формы, что выделяло его  на  фоне домов простолюдинов.
Территория города снаружи обносилась  высоким частоколом. Вход в город имел видимость спирали  по причине того, что стены частокола с обеих сторон сводились одна к одной как бы внахлест. У концов  стен частокола, на входе, индейцы возводили сторожевые башни, где постоянно находились часовые, охранявшие вход в город.
Свои города, помимо частокола, агуа дульсе окружали рвами, которые, при необходимости заполняли водой, усиливая, таким образом, их защиту на случай осады противником.
Характерным элементом городской архитектуры агуа дульсе в доисторический период были курганы – «навозные кучи». Помимо пищевых отходов: раковин моллюсков, панцирей черепах, рыбьих костей и костей диких животных, «навозные кучи» выполняли функцию могильников, где индейцы погребали своих мертвецов.
Ученые, в ходе археологических раскопок установили, что те агуа дульсе и ютина, селения которых располагались в долине реки Сент-Джонс, поедали тонны речных моллюсков: устрицы, улитки, раки. Некоторые из  таких курганов были довольно-таки внушительных размеров.
Преимущественно индейцы агуа дульсе являлись охотниками и собирателями, но также выращивали и зерновые культуры. Наибольшего развития сельское хозяйство получило в тех поселениях агуа дульсе, которые располагались к северу по реке Сент-Джонс, а также на западном побережье этой реки.
 Города же индейцев, находившиеся в лагунах расположенных вдоль восточного побережья реки Сент-Джонс, как полагают, ученые вообще не практиковали сельского хозяйства, ибо почвы в этом районе были песчаными, что не совсем способствовало урожайности зерновых. Индейцы  этого лагунного региона в большинстве своем зависели от сбора дикорастущих растений.
Из зерен кукурузы, северные и западные (относительно течения и берегов реки Сент-Джонс – И.К.) агуа дульсе готовили множество блюд в соединении с речными моллюсками, которые весьма приходились по вкусу европейцам. «Когда мы впервые увидели, как они готовят рачков, обжарив их на огне, и парят на углях початки кукурузы, завернутые в широкие листья, а потом все это едят, то наши желудки заурчали от выделения сока», – писал в 1586 году Рене Ладоньер.
Мужчины агуа дульсе – это, прежде всего охотники и воины. Испанцы,  впервые столкнувшиеся  на поле брани с «пресноводными» индейцами  и «отведавшие их стрел и копий», отмечали их агрессивность и безудержную храбрость. В бой агуа дульсе вступали с обнаженными телами, «лишь гениталии дикарей едва прикрывали набедренные повязки». Волосы мужчины пресноводных индейцев сворачивали в «рулон» по всей окружности головы, связывая концы волос на макушке в узел, к которому крепили енотовые хвосты. В мочках ушей всякого воина, в качестве серег, закреплялись рыбьи пузыри,  а шея украшалась бусами из ракушек.
 Тела, как мужчин, так и женщин агуа дульсе с ног до головы расписывались татуировками. Рисунок татуировки означал принадлежность к клану и подчеркивал статус в обществе.
Женщины «пресноводных» носили волосы распущенными. Нижнюю часть туловища простолюдинок закрывала бахромистая набедренная повязка из листьев пальметто, женщины же знатных сословий носили хитонообразные накидки из пальметто,  один конец которых перекидывался через плечо.
Обувь, как полагают ученые, у пресноводных индейцев отсутствовала. Документальных подтверждений  этому не имеется.  Также на гравюрах  того времени отчетливо видно, что все индейцы изображены с босыми ногами.
Огромную роль в жизни индейцев агуа дульсе играли их долбленые лодки. Эти суда были основным средством передвижения. Как свидетельствовал Жан Рибо: «…каноэ пресноводных 18 футов (5,49 м. – И.К.) длиной, могли перевозить от 15 до 20 человек. Гребцы, вооруженные веслами, стоя на одном колене, размашистыми движениями синхронно погружали весла в воду, придавая лодкам стремительный ход».
Лодки индейцы изготавливали из цельного ствола дерева, кипариса или сосны. Выдолбленную каменными топорами сердцевину, индейцы сжигали внутри ствола, потом тушили огонь посредством мокрой глины, затем цикл повторялся заново, до тех пор, пока днище лодки не приобретало нужную форму.
Миссионерская работа францисканцев в провинции Агуа Дульсе началась в середине 90-х годов ХVI века. В этот период испанцы наблюдали значительное снижение численности населения в городах «пресноводных». Испанские источники указывают, что к 1595 году на территории племени агуа дульсе существовало три мелких независимых от Ютина вождества. Причины снижения численности этих индейцев до конца не установлены, однако исследователи полагают, что сокращение числа «пресноводных», произошло в результате разрушительных войн, которые они вели в составе Конфедерации Ютина, а также нескольких перенесенных эпидемий.
 Административным центром вождества агауа дульсе на то время являлся город на юге провинции, кациком которого был некто по имени Антонико. Город Антонико располагался к юго-востоку от города Ютина – старого административного центра Конфедерации.
 В 1595 году в Антонико испанцы основали миссию для «пресноводных», просуществовавшую там до 1616 года, то есть до времени  экономического упадка города. В этот год административный центр племени агауа дульсе снова  сместился на юг в город, который индейцы называли Энакапе, где францисканцы основали новую миссию – Сан-Антонио-де-Энакапе.
 Антрополог Кен Джонсон считает, что причина перемещения центра вождества в Энакапе, связана со смертью Антонико – верховного кацика агуа дульсе. Антонико был приемником своего племянника Хуана Контрераса, который являлся сыном его сестры, проживавшей в городе Энакапе. Поэтому со смертью Антонико власть над вождеством Агуа Дульсе перешла к его сестре,  в связи с чем,  город Энакапе стал административным центром страны  «пресноводных».
Миссия Сан-Антонио-де-Энакапе в списке испанских миссий на территории Флориды появилась лишь в 1655 году. К 1680 году в этой миссии  кроме индейцев агуа дульсе окормлялись и индейцы племени ямаси бежавшие с исконно занимаемой территории в юго-восточной Джорджии в результате набегов на их поселения индейцев весто.
Позднее, в первые десятилетия ХVIII века, «пресноводные» из миссии Сан-Антонио-де-Энакапе утратили свою этническую принадлежность смешавшись с другим племенами, пришедшими во Флориду с материка.
Еще одним независимым вождеством «пресноводных» на территории провинции Агуа Дульсе был город Токой, расположенный к западу от Сент-Огэстина и к востоку от старого административного центра Ютина.
 В период основания миссий город Токой переместился ближе к форту Сан-Себастьян, где для индейцев «пресноводных» в 1587 году была основана первая католическая миссия.
  Кациком вождества Токой (Tocoy) был некто Педро Маркес (зачастую испанцы, после принятие индейцами крещения называли их испанскими именами – И.К.). Педро, после выхода вождества из Конфедерации Ютина, одним из первых вождей агуа дульсе признал власть испанцев над своим вождеством и обратился в христианство. Его сын Гаспар Маркес, сменивший  в 1595 году отца на посту кацика, позднее вспоминал: «Отец и мать были первыми христианами в своей земле. Они первыми приняли крещение и попросили миссионеров построить церковь в Сан-Себастьян».
В 1606 году Гаспар Маркес направил петицию королю Испании, в которой подтверждал свою преданность короне и верность христианской религии, но также, в свою очередь, просил у короля материальной поддержки, указывая, что народ из миссии Сан-Себастьян терпит лишения, а хозяйство находиться в упадке. Каковы были ответные действия короля Испании не известно. Известно лишь то, что в документах 1608 года миссия Сан-Себастьян уже не упоминается. Как полагают ученые, индейцы агуа дульсе покинули город Токой в 1616 году, оставив ранее занимаемую ими территорию практически не заселенной.
Скорее всего, что выжившие индейцы города Токой, после включения провинции Агуа Дульсе в провинцию Тимукуа, ушли в миссию Номбре-де-Диос, располагавшуюся к северу от Сент-Огэстина, где смешались с другими тимукуанскими группами, и в последствие были ассимилированы племенами пришельцев.