Штрихи к портрету. Фёдор Достоевский

Родионов Виталий Константинович
1. Личность

Фёдор Достоевский – литературный каторжник, добывающий философскую мудрость для своих романов.

Кроме того, что Достоевский – великий писатель, он ещё и психолог, и религиозный проповедник.

Достоевского буквально со дня рождения преследует жестокий рок.
 
Достоевского гипнотически притягивает к себе бездна жизни.

Достоевский стоит на краю смерти, не в силах оторвать взгляд от её притягательной силы.

Достоевский с горечью, с отчаянием описывает трагические судьбы изгоев общества.

Достоевский остро реагирует на душевно больных людей, ибо сам имеет психические отклонения.

У Достоевского проявляются садомазохистские наклонности в жизни и в литературе.

Достоевский не без тайного удовольствия выставляет напоказ людское зло. Его душа питается отрицательной энергией.

Испачкавшись в грязи обыденности, Достоевский пробует духовно очиститься в исповедальных романах.

Облитый с головы до пят общественными помоями, Достоевский говорит: «А внутри я-то чист!».

Достоевский мнит себя праведником в русской литературе.

2. Стиль

Романы Достоевского с художественной точки зрения не выдерживают критики. Они пишутся с такой же поспешностью, с какой Россия мчится навстречу XX веку!

В литературном стиле Достоевского отражается грязная российская действительность.

Романы Достоевского – это осенняя петербургская слякоть. Его герои – одинокие люди с озябшей душой.

Литературный язык Достоевского выигрывает в живости и проигрывает в изяществе.

Проза Достоевского – взвинченная, нервная, стилистически неопрятная.

3. Образы

В романах Достоевский выворачивает наизнанку психологию русского человека.

Достоевский не без удовольствия копается в душевном мире идиотов и маразматиков.

Достоевский тщательно взвешивает мотивы поведения героев своих романов.

Достоевский подводит читателей к бездне отчаяния и гибели действующих лиц, в чьи души страшно заглядывать.

Романами-неводами Достоевский вытаскивает завидный улов человеческих душ.

Достоевский вылавливает в глубинах подсознания чёрные водоросли инстинктов и страстей.

Для Достоевского его герои – это черви, насаженные на рыболовные крючки.

Достоевский моделирует психологию выдуманных им героев. И делает он это блестяще!

Герои Достоевского представляют собой манекены, удобные для изучения человеческих характеров.

Герои Достоевского – это кукольные марионетки, которых невидимый актёр дёргает за ниточку плоти и за ниточку духа.

Достоевский проецирует характеры воображаемых героев на реальную жизнь.
 
4. Романы

Герои романов Достоевского психически раздвоены. Они мечутся между полоумным Дон Кихотом и притворяющимся сумасшедшим Гамлетом.

Князь Дмитрий Мышкин Достоевского – русский Дон Кихот. Но судьба у них разная: Дон Кихот душевно «выздоравливает» перед смертью, князь Мышкин в конце жизни – сходит с ума.

Достоевский испытывает сострадание к «униженным и оскорбленным». Вот почему он пишет роман на эту тему.

Вокруг Достоевского носятся бесы, от которых он ищет спасение в исповедальных романах.

Не случайно Достоевский пишет роман «Бесы»: на его страницах автор вытряхивает из себя «бесовщину». Этим он как бы совершает покаяние перед Всевышним.

«Бесы» Фёдора Достоевского – это роман-покаяние и роман-предвидение будущей духовной катастрофы человечества.

«Братья Карамазовы» Достоевского – не что иное, как художественно-философский диспут о смысле жизни.

В героях романов Достоевского присутствуют черты его характера: и Фёдор Павлович Карамазов, отрицающий Бога и святой старец Зосима, для которого Бог – высшая ценность. Мучимый противоречиями, Достоевский время от времени падает в эпилептические обмороки, чтобы набраться новых сил для жизни и творчества.

Достоевский находит высшую духовную красоту в Иисусе Христе. Поэтому автор «Братьев Карамазовых» выводит на сцену целый ряд беспорочных героев: среди них целомудренные дети, сердобольный юноша Алексей Карамазов, блаженный старец Зосима.

В романе «Подросток» Достоевский высказывает мысль о «всепримирении идей» и «всемирном гражданстве». Вот где кладезь для современной пансофии – всеобщей мудрости!

5. Религия

Духовный мир Достоевского – это грозовые облака, затронутые багрянцем заката.

Попав в лапы дьявола, человек ищет спасение у Христа. Не исключение – Достоевский.

Ещё ни один грешник до конца не очистился, что относится и к Достоевскому.
 
Достоевский с наслаждением терзает совесть атеистов!

Достоевский – исповедник и утешитель всякого грешного человека.

Ревностно верующий человек – это максималист в отстаивании идеалов, в чём преуспевает Достоевский. Он истязает души своих героев, чтобы выяснить, способны ли они на жертвенную любовь во имя Господа Бога!

Достоевский ищет новую религию, основанную на старой православно-славянофильской идеологии!

Идейное судёнышко Достоевского плывёт между двумя скалами: святостью православной веры и философией «примирения идей»! Такой путь усеян опасностями.

6. Семейная жизнь

Женившись на молоденькой девушке, Достоевский переходит из мира страдания в мир счастья, а 20-летняя Анна Сниткина совершает гражданский подвиг, разделив жизнь с эпилептиком!

Находясь рядом с Достоевским, его жена Анна Сниткина не теряет свою индивидуальность. Она тайно ведёт дневник на стенографическом языке.

Достоевский живёт в долг у времени, поэтому спешит писать романы ради заработка для семьи. Он не всегда находит время оттачивать литературный текст.

Достоевский идёт по острию бритвы общественных конфликтов. И только с женой и детьми он находит душевный покой.

Джалаладдин Руми величает жену Солнцем своей жизни. Через семь столетий анна Григорьевна Достоевская называет своего мужа почти теми же словами.

7. Имена

Достоевский «переписывает» романы Оноре де Бальзака на русский лад.

Достоевский – психопатологический Бальзак.

Бальзак наблюдает, что творится в душе человека, Достоевский вытряхивает из неё подлость.

Достоевский столь же беспомощно выкарабкивается из пропасти бальзаковских слов «Всё истинно и всё ложно», как пацан – из крутого сыпучего карьера.

Романтическая страстность поэзии Михаила Лермонтова резко усиливается в экспрессивной прозе Достоевского, которому свойствен русский максимализм.

Достоевский смотрит на мир через уменьшительное стекло, Лев Толстой – через увеличительное. Достоевский сосредотачивается на деталях жизни, Толстой – помещает жизнь в безграничное пространство космоса.

Как Достоевский, так и Толстой ради отображения правды жизни не всегда заботятся об искусстве слова. В результате возникает дисгармония между правдой и красотой, снижающая художественную ценность их гениальных произведений.

Православие бывает разное по цвету: черное – у Константина Леонтьева, розовое – у Фёдора Достоевского, серое – у Константина Победоносцева, красное – у Павла Флоренского.

Гениальные творения писателя Достоевского и композитора Модеста Мусорского непостижимы в их мистической глубине.

Смело можно сказать, что Достоевский и Мусоргский – «авангардные» художники своего времени. Они ожесточённо борются за правду в искусстве, ставя под вопрос роль и значение красоты. От их реализма начинается эпоха вытеснения красоты из творчества художников, происходящего в следующем веке.

Достоевский и Мусоргский – предшественники воинственной правды, оголтелой прозаичности, содействующей гибели изящества и красоты в искусстве.

Счастье – это крохотный островок в океане человеческого страдания и горя. Именно такой оказывается жизнь Фёдора Достоевского, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского – самых выдающихся представителей русского классического искусства.

Достоевский острым умом, как будто скальпелем, проникает в плоть человеческого сердца, обращая героев своих романов в подопытных животных, в павловских собачек. Достоевский намного раньше, чем физиолог Иван Павлов «изучает» условные и безусловные рефлексы живых организмов.

Достоевский и Ги де Мопассан – гении с истерзанным сердцем.

Подлость, завёрнутая в красивый фантик, не перестаёт быть подлостью, о чём пишут Достоевский и Мопассан.

Писатель Фёдор Достоевский, философ Владимир Соловьёв, публицист Василий Розанов – «святая троица» в русской культуре: Достоевский спорит с «братьями по вере», Соловьёв расширяет религию до вселенской церкви, Розанов, наоборот, сужает её до личного православия. Именно они закладывают основу русской религиозной философии XX века.

Достоевский – могучее христианское дерево, Розанов – божья коровка, улетающая на Небо.

Достоевский – ярко выраженный дофрейдовский писатель-психоаналитик.

Достоевский и Антон Чехов – преемники Герцена, разоблачающего социальное зло. Они испытывают горячее чувство сострадания к бесправным людям.

Достоевский и Фёдор Сологуб с особым пристрастием изучают людей, которым свойственны психические патологии.

Фёдор Достоевский, Фёдор Сологуб и Дмитрий Мережковский обладают уникальным даром предвидения, делающим их творчество актуальным во все времена. Эти литераторы свободно ориентируются в непроглядной тьме жизни.

Достоевский – православный мечтатель, Мережковский – мистический фантазёр. Дух обоих писателей уносится в Божественные дали.

Проза Достоевского – чернозём, Мережковского – жёлтенький песочек: у первого – могучая поросль мыслей, у второго – чахлые растеньица. Такое же соотношение мы видим между русской классической литературой и русским модернизмом.

Фёдор Достоевский, Константин Бальмонт, Марина Цветаева мучаются безденежьем, но горят творческим огнём. Для них литература важнее личной жизни!

Достоевский – мятежный русский дух, Герман Гессе – светоч европейской культуры.

У Эриха Марии Ремарка – высокохудожественная литература, у Достоевского – полунатуралистическое описательство с сомнительной моральной проповедью.

Дмитрий Лихачёв замечает, что произведениям Достоевского, кроме романтизма и реализма свойственен натурализм.

Писатель Фёдор Достоевский и композитор Дмитрий Шостакович безоглядно бросаются в пучину экспрессивного драматизма.

Своим происхождением Федор Достоевский, Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович связаны с белорусской землёй. Нетрудно представить, какое влияние оказывает на их творчество страна болот, сумрака и отсталости!