Другие нехристи и тот же поп о главном

Валерий Казанцев
Отец Илларион, уже хорошо знакомый читательской аудитории, по роду своей службы неоднократно вынужден путешествовать в пределах Центральной России (по многим церквям епископата Московской патриархии). Это приучило его к возможности вести в дороге нетривиальные беседы «псевдо» религиозного толка со многими случайными неординарными личностями, кои привыкли считать себя атеистами. Кстати, здесь будет уместно сообщить, что обыденное обращение к православным священникам «поп» имеет свою очень даже уважительную этимологию, в отличие от того смысла, который в свое время пытались привить народонаселению страны «задрипанные коммуняки». Так вот, обращение «поп» вошло в обиход священнослужителей с XVIII века в связи с сокращением подписи на служебных бумагах и письмах от «пастырь овец православных», что собственно и является самым прямым свидетельством их профессиональной деятельности, если можно так выразиться.

Сегодня батюшка опять вынужден был совершить поездку в поезде в соседнюю губернию для участия в елеосвящении одного недавно восстановленного православного храма, имеющего важное историческое значение для всего христианского мира. На этот раз его попутчиками стала молодая пара лет тридцати – тридцати пяти: муж Николай и жена Ирина. Четырехместное купе в пассажирском железнодорожном вагоне на троих можно расценивать настоящей удачей, так как здесь как нигде актуально выражение «Чем меньше народу, тем больше кислороду», а потому и настроение путников было превосходным с самой отправки поезда по своему известному маршруту.

Неловкое молчание соседей по купе недолго царило в воздухе, так как все участники предстоящих словесных баталий оказались достаточно дружелюбными и словоохотливыми.
- Батюшка, вы не будете против небольшой духовной беседы с нами? – голос Ирины был мягким и покладистым, что сразу же расположило отца Иллариона к ней и ее супругу.
- Тогда, прошу назвать свои имена, молодые люди. Отец Илларион собственной персоной, - наклон головы и характерное движение руки, поглаживающей довольно густую бороду протоиерея.
- Ирина… и мой супруг Николай. Мы уже почти десять лет в браке, сейчас едем к моим родителям в деревню погостить на пару-тройку недель.
- Извините за любопытство…. А дети у вас имеются? С кем они сейчас?
- Да, сыну уже семь лет и он учится в первом классе. Сейчас Сашка с моими родителями остался в городе, - Николай явно не собирался принимать пассивное участие в намечающемся разговоре со столь необыкновенным для собственной среды обитания собеседником.
- Прекрасно…. Полная семья всегда более счастлива. Слава Богу, что ваша и есть такая!
В это время в двери купе постучали. Как оказалось, только для проформы, так как никто не успел и глазом моргнуть, а дверь уже широко открылась. На пороге показалась тучная женщина серьезных габаритов в униформе. Служебная персона, которая была по всем приметам проводницей с серьезным стажем (возраст и манера вести себя на подконтрольной территории), предложила чай и услуги ресторана в соседнем вагоне. После чего Елена (так звали носителя, исходя из надписи на бейдже) «грациозно» удалилась восвояси, а наши герои, недолго находясь под ее впечатлением, продолжили вечерять в намеченном уже русле.

- Батюшка, я тут недавно натолкнулся на статью одного антирелигиозного деятеля, который ставит под сомнение непорочность Богородицы, - Николай даже потер ладонями между собой в знак того, что сейчас начнется настоящая «битва титанов».
- Ох, уж эти «знатоки» рода человеческого, что не верят ни в Бога – ни в черта! – отец Илларион сделал серьезное лицо, - Поясните, Николай, в чем суть такого ужасного заявления, и я попробую с Божьей помощью развенчать очередной выпад вражьего отродья.
- Речь идет о дефлорации и экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО).
- Ясно…. Богохульники не гнушаются превратить в самую постылую греховность непорочность Первой из человеком рожденных. Можете даже не продолжать дальше, я хорошо знаком с этими псевдонаучными заявлениями.
- Тогда разъясните и нам, батюшка, - Ирина явно нервничала от слишком явной провокации своего супруга, что выражалось в срывающемся на хрип голосе и нервном подергивании плечами.
- Дорогие мои, прежде всего, хочу отметить вам, что Дева Мария родила не человека, а Сына Божьего в человеческом обличье. Это очень существенно при рассуждениях о ней, вообще, и на тему о дефлорации, в-частности. Про ЭКО нет нужды говорить по самому определению, так как данная технология суррогатного материнства стала реализована только в наши с вами времена. А две тысячи лет назад это было просто невозможно из-за отсутствия соответствующих методик и оборудования.
- Но эксперимент-то с Духом Святым не поддается сегодня научному объяснению, - глаза Николая ярко блестели, а голос был очень возбужденным, что выдавало в нем неподдельную заинтересованность в разговоре, который сейчас уж точно нельзя было отнести к обычному «великосветскому трепу» случайных попутчиков.
Неожиданно для наших героев поезд остановился на какой-то небольшой станции на десять минут, как объявили по внутренней трансляции. Ирина толкнула в бок сидящего рядом  мужа и сказала, что нужно посмотреть на прилавок с сувенирами на перроне, который медленно проплыл мимо их окна купе.

Возможно, данная пауза в столь нешуточном разговоре была очень даже нужна обеим сторонам, так как обсуждаемая тема требовала спокойного и доброжелательного расположения духа.
Через означенное время поезд тронулся, и соседи по купе, недолго думая, продолжили прервавшийся разговор.
- Николай… Ирина… хочу сразу вам сказать о главном в затронутой теме, - Отец Илларион спокойно поглаживал бороду и поочередно внимательно взглянул в глаза своих оппонентов, - дело в том, что непорочность Девы Марии имеет не столько физиологический (примитивный), а именно сакраментальный смысл.
Небольшая пауза, связанная с шумом проезжавшего навстречу поезда и изменением уже ставшего привычным пейзажа за окном, и разговор продолжился.
- Вы можете себе представить во всех подробностях воздействие Духа Святого на репродуктивную функцию Богородицы? – в виду риторического характера вопроса батюшка через мгновение продолжил, - Сверхъестественный мир сегодня представляется человечеству исключительно умозрительно и через Священные тексты: Писания и Предания. А мы своим комариным умишком хотим понять то, что не подчиняется логическим законам, а входит в юрисдикцию, если хотите, только Его.
- Отец Илларион, для людей, далеких от религиозных предрассудков, непостижимость Бога всегда расценивалась некоей уловкой или, так сказать, той козырной картой, что сможет объяснить любую некомпетентность духовных лиц перед научным подходом, - Ирине не совсем удобно было высказывать в столь прямолинейном и жестком виде «правду жизни», но, собравшись с духом, она все-таки сделала это.
- Повторяю вам, что вера не имеет ничего общего со знанием, также как и правда в обычном понимании с любовью. А потому и получается в подобного рода случаях «эффект тумана», как я его называю, или морок. То есть, мы по-разному смотрим на одни и те же вещи, и руководствуемся совершенно антагонистическими подходами при анализе событий. Мне даже представить страшно, как я могу разгневать Господа, если буду всерьез разбирать вопрос о дефлорации Богородицы, если не при зачатии, то при рождении Сына. Ведь он родился две тысячи лет назад только в человеческом обличии, а в Божественной ипостаси существовал от века вместе с Отцом и Духом Святым, составляя Святую Троицу. Ваша умственная способность позволяет адекватно, как вы выражаетесь, принять эту данность?!
- Таким образом, вы отвергаете напрочь мысль о нарушении девственной плевы Девы Марии при рождении Иисуса Христа? – Николай, как можно было понять по интонации его голоса, был не очень-то и доволен тем фактом, что разговор на данную тему подходил к своему логическому окончанию.
- Как же странно вы понимаете мои объяснения! Я говорю о том, что дефлорация и непорочность суть невзаимосвязанные понятия. Физиология отстоит от духовного развития так сильно, как и тело от духа (а ведь есть еще и душа). Мы бы могли долго говорить на эту тему, но у меня есть другое предложение….
- Очень интересно, - Ирина в данном случае хотела выполнять роль сдерживающего фактора или, если угодно, арбитра, который не позволил бы перейти тематической беседе в разряд спора на повышенных тонах.
- Я вам оставлю номер своего мобильного телефона, а вы после того, как прочитаете Новый Завет и ознакомитесь вот с этими работами современных авторов от богословия – теологии по-вашему, - отец Илларион протянул Ирине аккуратный кусок твердой бумаги, несколько превышающий по своим размерам стандартную визитку, где были напечатаны названия литературных произведений, - можете в совершенно любое время набрать меня и даже назначить видео-сеанс, например, в скайпе. Ведь современные технологии в телекоммуникационном формате не чужды даже такому «отсталому» человеку как я.

Поезд остановился на очередной железнодорожной станции, и наши спутники продолжили свой путь в уже обновленном составе, то есть, расстались с надеждой на то, что когда-нибудь они все-таки смогут еще пообщаться.
Можно не сомневаться, что данная встреча с очередными современными атеистами была в жизни протоиерея Иллариона не последней, но, как и все предыдущие и последующие, сумела-таки оставить свой особый и незабываемый след в его душе.