Г. Б. Удинцев, или По ком звонит колокол...

Галина Магницкая
Вчера с дочерью долго размышляли над словами проповеди Джона Донна, английского поэта и проповедника времен Елизаветы I, который в далеком XVII веке сказал: «Смерть каждого Человека умаляет и меня; Ибо я един со всем человечеством. А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол; Он звонит и по тебе».

Сегодня узнаю печальную весть. 14 января 2017 года в больнице на 94 году жизни скончался  Глеб Борисович Удинцев - российский океанолог-геоморфолог, член-корреспондент Российской академии наук, доктор географических наук, профессор, дважды лауреат Государственной премии СССР (1969, 1977).

Международная комиссия по географическим названиям подводного рельефа при ЮНЕСКО назвала именем Удинцева один из крупных поперечных разломов на Южно-Тихоокеанском поднятии в Тихом океане, тянущийся от Новой Зеландии до Антарктиды на протяжении более 5 000 километров.

Это официальные данные. А в жизни он был удивительно интересным собеседником: умным, начитанным, доброжелательным, а также весьма любознательным человеком. Можно сказать - скитальцем по морям и океанам.

В большей степени именно для него писалась книга «Времена и судьбы. Страницы истории уральского рода Удинцевых», увидевшая свет в декабре 2015 года. Не успел он в свое время почтить память предков широким словом печатным,  и тяготился данным обстоятельством в последние годы жизни. С какой радостью держал Глеб Борисович в руках долгожданную книгу, выпущенную благодаря стараниям дочери и близких. Сколько времени он посвятил ее чтению и переосмыслению ранее пережитого. Все имеет не только начало, но и конец.

Прощание проводилось в ритуальном зале Президиума РАН (Ленинский проспект, 32а).
Затем состоялось отпевание в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Удинцев был верующим человеком. Об этом душевно написано на сайте Зачатьевского ставропигиального женского монастыря: «Глеб Борисович был духовным сыном священномученика Владимира Амбарцумова. В юношеские годы он особенно сблизился с отцом Владимиром, бывшим тогда настоятелем храма Святителя Николая у «Соломенной сторожки», который в трудные времена оказывал семье неоценимую духовную, а часто и материальную поддержку. По своей светской специальности физик, специалист в области термодинамики, отец Владимир давал Глебу советы не только о том, что читать, как молиться, но и как изготовить удобные приспособления для фотографических работ, и т.п. Узнавая о новых его увлечениях, он старался понять, не принесет ли это юноше духовного вреда, и, одобряя, благословлял. Как утверждал сам Глеб Борисович, во многом как личность он сформировался под влиянием своего духовника. Родители Глеба Борисовича Удинцева происходили из среды уральского русского духовенства (по линии отца) и уральских горнозаводских крестьян и золотоискателей (по линии матери)».
 
Похоронен ученый на Головинском кладбище северо-запада Москвы. Поминки проходили  на Соломенной Сторожке,  о которой он так тепло писал в своих воспоминаниях. Это - дом его земной!

Как мало значения придаем мы посланным свыше сигналам, не обращаем на них внимания, не прислушиваемся к своим ощущениям. Хотя и понимаю, что изменить ничего было нельзя. Таков ход исторического времени. И раздадутся звуки колокола... Догорела свеча его жизни.

Добрая память на долгие годы мудрому человеку и большому ученому!