Познаваемость мира. Категории и сознание

Виталий Альбертович Иванов
Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
=============================================

Из трактата «Категории и сознание»
Книги «Теория информационных систем»

Познаваемость мира
--------------------------------------

Допустим, что в какой-то точке бесконечной материальной вселенной, непрерывно и равномерно заполненной движущейся субстанцией, располагающей единичною информацией, по каким-то неясным причинам образовался некоторый материальный объект или, иначе, первоэлемент. Допустим, субъект, располагающий необходимыми органами ощущений и сознанием, достигшим достаточной для анализа и синтеза степени развития и находящийся бесконечно далеко от объекта, каким-нибудь образом выделил этот объект из хаоса по каким-либо значимым для него признакам. Сумма этих признаков, или характеристик, являющихся кодами отражений органами ощущений субъекта сторон данного материального объекта, синтезируется в его сознании, т.е. идеальном мире, в понятие этого материального объекта - объект идеального мира.

Допустим, два первоэлемента материи образовали между собою связь. Под связью будем понимать устойчивую на время, значимое для субъекта, взаимозависимость элементов. Два первоэлемента и связь есть новый объект. Какую информацию можно почерпнуть из исследования этого объекта? Для описания его структуры должны быть определены следующие понятия: «первоэлемент», «два», «связь». С помощью них можно полностью описать объект и ввести новое понятие - понятие данного объекта. Таким образом, структура понятия - объекта идеального - будет отвечать структуре объекта мира материального.
 Допустим, к данному материальному объекту прибавится еще один первоэлемент. Новый объект можно описать аналогично. По методу индукции легко доказать, что таким образом можно сколь угодно большие структуры материального мира с любым числом элементов и связей описать структурами-аналогами мира идеального. Ограничение - лишь в диапазоне возможностей органов ощущений и объеме памяти субъекта, носителя идеального мира. Причем элементы и связи, входящие в структуры объектов материального мира, могут быть различны количественно и качественно, соответственно они будут иметь свои объекты-аналоги в мире идеальном.
 Из простого складывается сложное. Сложное подразумевает простое. Любой объект материального или идеального мира представляет собою определенную иерархию элементов и связей.
 Будем понимать под процессом познания деятельность субъекта, направленную на приближение структуры его идеального мира к структуре мира материального. Абсолютное знание - тождественность структур идеального и материального.

 И в материальном, и в идеальном мирах существуют простейшие связи между простейшими элементами и связи более сложные между группами элементов или объектами, состоящими из других объектов, более простых по структуре. При накоплении группы элементов с некоторым количеством простых связей возможен качественный скачок к установлению нового состояния взаимозависимости и динамического равновесия (например: химического, биологического, социального и т.д.). При этом структура переходит в новое качество на основе иных связей, обычно энергетически и информационно более емких (то же количество организованной в материю субстанции содержит больше исчерпывающей информации, а следовательно, и больше потенциальной энергии или иных возможностей влиять на собственную среду, добавляя ей или отнимая у нее исчерпывающую информацию).

 Если допустить, что существуют некоторые элементы материи и связи, которые познаваемы, то из этого по методу индукции следует, что познаваемы и более сложные объекты, состоящие из простых, а значит - и сколь угодно большие объекты, и весь мир. Если познаваемо простое, то и сложное. И, наоборот, если допустить, что познаваемо сложное, то по методу обратной индукции следует, что познаваемо и простое.
 Если же предположить, что какие-либо объекты и связи между ними не познаваемы, т.к. материя бесконечна «вверх» и (или) «вниз», то отсюда следует, что и другие объекты, и весь мир - не познаваемы. Не познаваемо все. И наши знания - лишь субъективное представление о неведомом. Истина нам не доступна!

 В настоящей работе я исхожу из объективной реальности материального мира и из познаваемости этой реальности субъектом, располагающим органами ощущений и мозгом - носителем идеального мира, инструментом синтеза и анализа.
 В бесконечной материальной вселенной приближение идеального мира к материальному, т.е. познание может быть бесконечным.

Структуру любого объекта материального мира можно рассматривать как иерархическую систему вложенных друг в друга объектов. Начиная от первоэлементов и первосвязей и кончая совокупностью верхнего уровня объектов и связей, составляющих данный объект.
 Любой объект материального мира может быть разложен до первичной субстанции и, наоборот, создан из нее. Как для уничтожения, так и для созидания необходимо совершить действия. Чем сложнее структура, тем большую последовательность операций необходимо осуществить. Эта последовательность может складываться случайно или целенаправленно по структуре-прототипу объекта идеального мира. Если процесс случайностен, т.е. происходит без руководства субъектом, имеющим цель, план и средства достижения цели, то вероятность возникновения данного объекта в конкретной точке бесконечного пространственно-временного-структурного континуума весьма мала и сильно уменьшается с возрастанием сложности объекта. Если же в идеальном мире субъекта имеется структура-прототип, последовательность действий известна, возможна и производится целенаправленно, - объект материального мира необходимо возникнет.
 Знание структуры материального объекта, начиная от субстанции и первоэлементов, позволяющее воссоздать данный объект из необходимого количества субстанции, является абсолютным знанием о данном материальном объекте, совершенным объектом идеального мира.
 Абсолютное знание является полным интегралом относительных знаний.

 Объект материального мира может быть создан субъектом и на базе знаний относительных, из материальных элементов, структура которых до конца неизвестна, но известны некоторые необходимые их свойства, и известна структура объекта-цели, состоящая из этих элементов. (Это то, что происходит сегодня: мы создаем объекты, не зная до конца - до субстанции - свойств материи.)

 Можно ли часть материальной вселенной знать абсолютно, не зная абсолютно целого, т.е. обладать абсолютным знанием о каком-либо объекте материальной вселенной, не имея абсолютного знания о вселенной в целом? - Очевидно, что нет. Если вселенная бесконечна, любое знание всегда будет относительно. И только в пределе движения исследующего Разума во времени к вечности, в пространстве - к бесконечности и по структуре - к субстанции, относительное знание будет стремиться к знанию абсолютному. Приближаясь, но не достигая его, т.к. сфера деятельности человечества никогда не может слиться с бесконечной вселенной.

 Заметим также, что наличие (существование) в какой-либо точке вселенной субстанции - структуры, обладающей единичною информацией - означает полное отсутствие возможности определения в данной точке (участке? количестве?) вселенной категорий не только структуры, но и пространства, и времени. Если субстанция где-нибудь существует, там нет ни структуры, ни пространства, ни времени - ни качеств, ни количеств, ни изменений, ни причин-следствий. Сколько может существовать субстанция, если для нее нет изменений и нет времени? Где для нее границы, если не существует пространства? Какая причина может вывести ее из аморфного состояния? С чем ее можно сравнить? Ни на один из этих вопросов не найти удовлетворительного ответа. Кроме лишь одного: субстанция, как таковая, в мире материальном не существует нигде и не может существовать принципиально.
Соответственно, и абсолютное знание так же, как и субстанция (впрочем, так же, как и вечность, и бесконечность), - категории идеального мира, никогда ничем ограниченным недостижимые в мире материальном.

 Мир познаваем. Не в плане возможности достижения некоего окончательного результата, но в плане возможности непрерывного процесса познания. И мы, люди, являемся активными представителями конечной Вселенной в ее самопознании и саморазвитии в бесконечно раскрывающейся вселенной.