Планета Адебоностэ

Алексей Лагаев
Космический корабль потерпел крушение. Я толком даже не знал куда мы летим и в каком конце Галактики оказались, когда попали в шлейф пронесшегося перед нами астероида. Жаль астронавтов. Когда они отстегнули транспортный модуль в них угодил больший осколок космического мусора, по крайней мере так утверждал офицер, бывший среди пассажиров.
Автопилот транспортного модуля определил ближайшую пригодную для жизни планету и доставил нас туда. Он конечно же не был запрограммирован на поиск планеты с наиболее высоким уровнем развития цивилизации. Мы это поняли, когда увидели местное население. Дикость. Каменный век. Они пасли скот!
Модуль лежал на плоскогорье, в руинах. Земляне разбились на две большие группы. В одной группе начал командовать офицер, к нему сразу присоединился маленький невзрачный человечек, несколько мужчин и женщин. Они ушли в предгорья. Остальные мужчины, женщины, дети отошли от модуля на километр, обнаружив в горе пещеру, остановились там.
Мне все осточертело. Хоть ложись и помирай. Я пошел в пещеру с основной массой народа, потому что терпеть не мог командиров. Я был свободный человек. Всюду были разговоры, что скоро нас найдут и выручат из беды.

На второй день земляне проголодались и начали искать еду. К сожалению хозблок тоже разлетелся в космосе. В долине стояло несколько домиков. Наполовину из камня, наполовину укрытые выцветшей материей в виде шатра. Но местный народ на контакт не шел. Близко не подпускал и охранял свой скот.
Умирать с голоду в мои планы не входило и собирать по округе всякие коренья и насекомых тоже, как это делали другие. Я пошел к домикам местных, и с большим трудом вывел одного скотовода на контакт. Помогла врожденная способность внушения. Я пытался дать понять скотоводу, что могу работать у него за еду. Но он отказал. По его жестам я понял, что вблизи расположено селение, где много местных людей и домов.
Действительно, в пяти километрах, под холмами находилось большое селение, я бы назвал его город, но не мог, т.к. это это селение имело вид несчетное количество одноэтажных домиков отстоящих друг от друга и раскинутых на большое расстояние.
Я нашел что-то похожее на рынок. В нем не продавались вещи, а менялись. При этом менялы долго разговаривали, вертели вещи из стороны в сторону, прежде чем купить что-нибудь. Я начал предлагать себя в работники. Просто брал какую-нибудь ношу, показывая, что я могу это нести. Или пытался убрать мусор после торгов. Ведь, неизвестно когда за нами кто-нибудь прилетит, а есть хотелось. Из-за одежды, из-за цвета лица от меня шарахались.

Через какое-то время я устал и сел на ступени одного дома. Стоял зной и пыль клубилась взбиваемая ногами, иногда босыми. «У кого я ищу работу? У нищих?» - подумал я. Меня тронули сзади за плечо. Я оглянулся. На верхних ступенях сидел сухощавый старик в черном облегающем с головы до ног одеянии, и расклещенном снизу в виде плаща, но лицо было свободно от одеяния.
- Пойдем, - сказал он, встал и пошел в дом, встал и я, и тоже направился в дом.
Было странно, что сидя на лестнице, я не слышал и не видел, что кто-то сидел выше меня на ступенях.
Дом был как сарай. Пыль, щели. Но он прошел в глубину жилища и спустился по лестнице вниз. Я так же последовал за ним.
В подвале, если его можно так назвать, была лаборатория. Дом вообще никак не соотносился с этим миром, с теми хибарами наверху. В нем были каменные стены и полы, с потолка лился свет от искусственного освещения. Скорее всего это была биолаборатория, т.к. кругом в стеклянных аквариумах кишела живность.
-Мне нужен помощник,- сказал старик, и опередив меня добавил – есть хочешь - не задавай вопросов. К животным не приближайся. Держи пол и воздух чистыми.
Он говорил на языке Земли с легким акцентом.
- Мал шанс на ваше спасение. Никому вы не нужны без космического корабля. Кто останется жив, ассимилируется с местным населением.
Я возмутился и открыл рот, но одно движение старика ладонью и слова застряли у меня в горле.
- Я повторять не буду, вышвырну вон – старик смотрел на меня из-под седых бровей изучая. «Как на подопытного кролика» подумал я. Он усмехнулся и продолжил:
- Наверху найдешь одежду – переоденься. С населением не общайся. Увидишь жрецов в черном одеянии обходи стороной. Ясно?
- Ясно – впервые ответил я. «Так вот он кто! Жрец!» - он же был в черном одеянии. Я поднялся в хибару. В углу нашел одежду, грубую и пыльную. Меня это не беспокоило. В школе бывало жили и в худших условиях. Беспокоило, не конец ли это? Не закончится ли все на этом? Что это? Страх? Я еще не понял кем хочу быть, не вкусил жизни, не определился. И почему в самый неподходящий момент все пошло кувырком? В школе постоянно бросали из одних условий в другие. Чтоб ученики знали разницу многочисленных миров. Но там ты знал, что это когда-нибудь закончится. А здесь? Вдруг действительно никому не нужна горстка людей Земли заброшенная на чужую планету?

Моя задача была быть серой тенью. Не разговаривать. Убирать пол в лаборатории, на который валилось все дерьмо, от внутренностей животных до их самих. Выносить дерьмо далеко за свалку. Мыть пол. Носить воду из колодца.
У жреца была железная летающая машина, которая стояла за домом во дворе.
Очень редко я видел других жрецов. Как и этот старик, все они были облачены с головы до ног в черную кожу. Все были сосредоточены и с окружающими не общались.
Кушал я два раза в день. Утром поднимаясь, обнаруживал на столе завтрак. Пресный, но съедобный. И во второй половине дня старик давал мне мешок с едой, по обыкновению печеное мясо нашпигованное фасолью.

Через неделю выпал случай познакомиться со стариком поближе.
Я убирал пол. Обычно я это делал, когда старик сидел за столом, писал или раздумывал. На этот раз он стоял перед большим аквариумом со змеями. По верху аквариума прыгала лягушка. Все ближе и ближе к открытому люку. Наконец она прыгнула и полетела вниз. Тут же одна из змей схватила ее и начала заглатывать. Старик подождал, пока она не заглотит ее до половины, схватил за лапы и выдернул ее из пасти змеи. Бросил на верх аквариума и стал дальше наблюдать. Я тоже приостановил уборку и стал смотреть на это неприятное зрелище. Лягушка снова полетела в аквариум. Та же змея схватила ее. В этот момент я увидел, что одна из змей заползла на декоративную ветку дерева под самый верх аквариума. Старик подождал некоторое время и не замечая змеи на дереве полез рукой отнимать лягушку. Я увидел, что змея на дереве сгруппировалась. Подскочил, и очень кстати, схватил ее за изголовье в тот момент когда она уже выстрелила пружиной свое смертоносное тело. Оно скрутилось кольцами на моей руке. Я с омерзением стряхнул его и бросил в конец аквариума. Старик сделал вид, что не произошло ничего невероятного. Но я же спас ему жизнь!?
После всех дел я лежал на деревянной кушетке в хибаре на верху и просто слушал звуки незнакомой планеты. Космологию я знал плохо. Даже если бы мне сказали в каком секторе Галактики я нахожусь, я вряд ли вспомнил бы название нескольких населенных планет. А может даже ни одной. Здесь все походило на мою планету. Даже как то странно видеть и слышать это.
Вошел старик и сел за стол.
- Хорошая у тебя реакция. Но змея не причинила бы мне вреда. Эта черная материя не пробиваемая для обычных материалов. Расскажи о себе. Ты ведь с Земли? Самые сильные маги живут на Земле.
- Про магов я ничего не знаю. Есть старые сказки разных народов про волшебство. Но на Земле уже давно научно-технический прогресс достиг величайшего размаха. Мы живем на разных планетах. Учимся на Земле. Чтоб не забывать корни.
- И куда же ты путь держал на корабле?
Я рассказал жрецу о том, как я попал на корабль.
Родом я с планеты Нохо звезды Альбарун. Учился в школе на Земле, как все мои сверстники. Мы жили большой дружной компанией у друга на квартире. Ученики выпускного класса. Всем лет по восемнадцать. Практически все были родом с дальних планет. Земля пьянила нас и воодушевляла. В тот день прилетел наш друг из планетарной системы Веги и привез какую-то гадость в пузырьках. Пригласил всех поймать кайф. Это когда нюхаешь какое-нибудь вещество или растение и освобождаешь сознание. Я сопротивлялся. На завтра у нас должен был быть решающий экзамен, и надо было готовиться к нему. Говорили, что на этом экзамене решается судьба выпускника. Меня это очень заботило. Потому что я не мог определить для себя, что мне нужно в этой жизни, чем я могу быть полезен обществу, что мне в конце то концов интересно и на что я мог бы потратить будущую жизнь.
Напряжение последних дней взяло своё. Необходимо было чуть отдохнуть. Это не наркотики, они у нас запрещены, а естественные растения.
Я очнулся в космолете. Голова болела, а на столе лежал листок с оценкой "неудовлетворительно" за итоговый экзамен. И еще листок от ректора, о том что он не ожидал от меня подобной выходки, и только из-за надежд, которые я подавал за все время учения, он давал мне шанс. Шанс этот заключался в отречении. В отречении на время от всего, что тебе дорого в этом мире. Друзей, родных, знакомых. Отправка на край галактики на целых пять лет. Я слышал ранее об этом. Но никогда, никогда не думал, что данное обстоятельство может коснуться меня самого. Ведь говорили же, что посылают туда замкнутых в себе учеников. Я не был таким. У меня было много друзей. Хотя, почему было?
Но самое убойное было в том, что я помнил, что произошло после вечера накануне как в тумане. Я не помнил самого экзамена! Как галюциногенное эхо. Чистый лист бумаги. Что за гадость мне дали?
Понимаете? У нас так не принято. Мы цивилизованные люди и должны отвечать за свои поступки.
- Хм - старик смотрел на меня в упор - я считал, что слово Цивилизация имеет несколько больший смысл, нежели ответ за поступки.
Я пропустил его замечание мимо ушей. Не хотел вдаваться в полемику. Он явно этого хотел. А я нет. И продолжил. После светового прыжка, мы оказались не в подходящее время в неподходящем месте. Я читал раньше про вероятный риск встречи космолета с твердым веществом после прыжка. Было что-то похожее. В целях сохранности транспортный модуль был отсоединен от космического корабля-носителя и перемещен к ближайшей населенной планете. Вот так я и оказался у вас.
- Планете этой имя Адебоностэ – сказал старик – а почему учеба проходит у вас на Земле?
- В давнее время, когда на Земле еще было разделение на национальности, было замечено следующее. Народы, у которых детей отнимали из родовых общин и увозили в города для получения образования, теряли свои корни и в конечном итоге теряли свою самобытность. А те народы, которые у себя на Родине обучали детей до совершеннолетия, привозя их из других регионов, усиливали свою самобытность.После начала освоения других планет и объединения человечества в одну земную расу, были приняты те законы, которые способствовали объединению. Поэтому мы с семи лет обучаемся на Земле, колыбели человечества, чтоб знать свои корни, чтоб чувствовать свою Родину на расстоянии многих световых лет. А Вы, не знаю как Вас зовут, разве не учились на Земле? Вы похожи на землянина.
- Нам пора – старик поднялся не ответив.

Мы изредко летали к землянам. Особенно часто к маленькому землянину. Он теперь руководил частью землян. Офицер был у него в подчинении. У старика с землянином были какие-то дела между собой.
В этот день, перед вылетом, жрец дал мне плоский черный угольник.
- Спрячь. Когда понадобится, отдашь мне – сказал он. Я повесил его в тряпье на пояс.
Встреча проходила на скалистом выступе в горах.
- Вот этот инструмент - старик дал такой же черный угольник маленькому землянину - он прорубит скалу любой прочности, и вы сможете сделать себе убежище в этих горах. Но, как мы и договаривались, ты сделаешь то,о чем был уговор.
Я стоял в стороне, так же как офицер.
После переговоров старик повернулся к летательному аппарату, и вдруг маленький землянин вонзил черный угольник ему в голову два раза. Старик упал на колени. Двое повернулись ко мне. Офицер стоял ближе и дернулся в мою сторону. Дальше все происходило только на инстинктах самосохранения. Я выдернул черный угольник из одежды и бросил его в офицера как бумеранг. К моему большому удивлению, угольник легко воткнулся ему в шею. Маленький землянин побежал на меня размахивая своим угольником, который, я уже понял, представлял большую опасность.
Мне ничего не осталось, как спрыгнуть со скалы. Чудо, что внизу оказался выступ. Землянин выглянул сверху и исчез, оставив меня в замешательстве. Ему ведь не представляло труда закидать меня сверху камнями. Через короткое время летательная машина загудела. До меня дошло теперь, почему он убил старика. Ему нужен летательный аппарат. Я увидел снижающуюся надо мной тень и стал скользить вниз по почти отвесной скале. В одном месте была расщелина. Я видел ниже по ней небольшую полость. Пришлось прыгать на противоположный край скалы. Я прыгнул и оттолкнувшись от него руками и ногами приземлился в полость. Шум сверху нарастал. В глубине полости оказалась узкая яма. Я хотел разместиться в ней, чтоб меня не было видно сверху, но вдруг сорвался вниз. Дна у ямы не было. Пролетев немного и приземлившись на ноги я очутился в большом зале, и в нем было светло не от отверстия в потолке через которое я попал сюда, а от искусственного света.
В изумлении я прошел через зал и вышел к освещенным коридорам, которые вели в другие большие залы. С этого места шла также лестница наверх и вниз. Что за планета такая? Что, мать вашу, происходит на этой планете? Ругнулся я мысленно. Имея ввиду, что население живет на поверхности в нужде, а под поверхностью - залы. Да еще и генераторы где-то работают. Так же как у старика в подвале!
Вдруг на верху послышались шаги и стало видно тень спускающегося по ступеням человека.Чтоб не шуметь, я спрятался в нише под лестницей и стал ждать. Шаги приближались.

- Я читаю твои мысли – послышался знакомый голос и на площадку лестницы спустился мой старик.
- Опасности нет. Пойдем со мной Рустам сын Адалата – позвал старик и пошел по коридору.
Я поднялся и в полном недоумении последовал за ним.
Вскоре мы вошли в большой зал. Там было много людей. И все были молодые, такие же как и я. В центре на возвышении стояли столы за которыми сидели жрецы в черном и несколько простых людей. Каково же было мое изумление, когда в одном из них я узнал директора своей школы.
Нам зачитали фамилии успешно сдавших экзамен. Среди которых была и моя. Фамилий было много. Их зачитывали в течение часа. Я стоял и пытался понять в чем заключался экзамен. Я окинул взглядом все произошедшее со мной в последний месяц и не нашел ничего что подходило бы на испытание. Я не сделал ничего хорошего, стоящего. В добавок похоже убил человека. Хотя, после воскрешения старика, я в этом уже не был уверен.
- Прошу внимания, земляки и землячки – обратился ко всем мужчина в сером костюме – хочу отметить и поблагодарить ученицу моей школы Аделину Рауф за человечность. По распределению она попала наблюдательницей на планету Адебоностэ. Основной функцией наблюдателя является сбор информации о населяющих планету людей и животных. Под страхом отчисления со службы наблюдателю запрещено категорически вмешиваться в жизнь планеты. Аделина, не смотря на запрет, тайно спасала взрослых и детей потерпевшего крушение космического корабля от голода. Это высокая оценка не только ученице, но и высшая оценка нашим педагогам.Так как человечность и сострадание это те качества, которые мы старались привить вам с детства. Чтоб с ними вы шагали по просторам Галактик и сеяли добро.
Через несколько часов вы вернетесь на Землю, чтоб получить аттестаты и вступить во взрослую жизнь. Надеюсь, все вы определились с выбором профессии. Прошу не волноваться за происшедшие события со дня предшествующему экзамену, все они были смоделированы, чтоб наиболее ярко проявились ваши личностные качества.
«Ничего себе моделирование» - был ошарашен я.
Ко мне подошел старик. Он взял меня легонько под руку как старого знакомого и повел к выходу.
- Меня зовут Хамзат ибн Расул, и я тоже учился на Земле, очень давно – сказал он, когда мы оказались в галерее с овальным сводом, где было тихо. Он продолжил – не задавай себе много вопросов. Эта планета в настоящее время является форпостом расселения человечества в этой части Галактики. Далее только неизведанный бескрайний Космос. Иногда он преподносит нам сюрпризы. Поэтому мы, жрецы, находимся здесь и изучаем его. У нас очень развито чувственное восприятие. Мы читаем мысли. Не только людей, но и животных. Чувствуем растения и все сущее в близком расположении. У тебя, Рустам, хорошие черты характера, контролируемые бесстрастием. К тому же есть способности управления мыслью и материей. Можешь наблюдать за происходящим со стороны. Ты не понимаешь о чем я говорю, но если желаешь, можешь вернуться на Адебоностэ и вступить в ряды жрецов. У нас поселения под всей поверхностью планеты. Потому что продолжительное время планета находится во льду, за исключением узкой полоски экватора. Мы изучаем внегалактические формы жизни и оцениваем степень их опасности. Но как показывает практика, опасность подстерегает нас в нас самих же. Несколько из высадившихся на планету молодых людей примкнули к смоделированной группе и начали грабить местное население. Оправдания их были просты. Отсталые в развитии аборигены должны кормить их, как представителей высшей ступени развития. Почему такие черты характера не проявились в процессе обучения, чтоб их скорректировать, вопрос к педагогам. Вы же в тринадцать и четырнадцать лет, если не ошибаюсь, проводите два года в натуральных хозяйствах и в стойбищах кочевников на Земле? Собственно это все, о чем я хотел с тобой поговорить. Желаю удачи в жизни и правильного выбора профессии, чтоб она приносила тебе удовлетворение. У тебя есть вопросы ко мне?
- Для меня все происходящее сегодня очень, мягко говоря, неожиданно – говорил я, раздумывая – и я еще не все переварил в голове. Спасибо за приглашение, я его обдумаю. Один вопрос Хамзат меня сейчас волнует. Что это за черный угольник и не убил ли я им человека?
- Этот материал – экзокремниевый пластик. Он имитирует образы и совершенно безопасен.
- А костюм тоже имитация?
- О нет – засмеялся старик – костюм не имитация. Он не единожды спасал мне жизнь.
- Планета Адебоностэ таит опасность? – спросил я и подумал, что жрецы не покидают же планету.
- Я этого не говорил – ответил старик – Как бы мы изучали другие формы жизни, не покидая планеты?
Он вывел меня на ровное скалистое плато, где стояло несколько космолетов. Я знал причину появления гладких, как бы отшлифованных камней на плато. Это действие ледников в долгие зимы, про которые говорил старик.

Я возвращался на Землю. Что произошло у нас на квартире, пусть теперь друзья мне расскажут, думал я. Их на Адебоностэ не было. Значит они проходят экзамен на другой планете. За них я был спокоен.
Школа закончена. Теперь выбор профессии и места жительства. В прошлом тысячелетии люди учились до 23 лет. Бородатые дяди и уже взрослые тети сидят за партами. Не смешно ли это?
Возвращаться к родителям, на шахты Нохо желания не было.
- Приезжай, тебя ждут великие дела – возникла в голове мысль-голос старика.
«Бичь степной кобыле под хвост» - ругнулся я – «Он еще и общается мыслями!»