Колодец

Алексей Лагаев
- Да мне все равно, как ты это будешь делать. Задолбал! Что в лоб, что по лбу - одинаково, не прошибешь.- Дверь громко хлопнула и в ограде заскулила собака. Брат ушел на работу.
Колька, чернявый среднего роста паренёк, стоял в замешательстве.
Так получилось, поутру утопил он в колодце шестое по счету ведро. Вернее, на этот раз, не совсем утопил. Оно плавало внизу без дужки, сантиметра на два выставляясь из воды по ободу. По этому поводу и был шум с утра.
«Надоело, видишь ли, вёдра покупать! А то, что колодец у него неудобный, еще будкой закрыт, молчит, небось. А из-за этого вся кутерьма и происходит, из-за нехватки света. - Думал Колька, как бы разговаривая сам с собой. - Бес его знает, как туда ведро опускается. То полное ведро поднимется, то полведра. Иной раз видно, в бликах, как оно там плавает с полведра, хоть расшибись - не переворачивается. Охота что ли по полведра таскать?»
Колька пошел, лег на диван обутый. Можно. Братова жена, Светка, детей в садик повела.
Полгода прошло, как живет он у брата в пригороде. И не подружился с первого дня с колодцем. В первый же день ухнул в него доброе десятилитровое ведро. Брат только крякнул. Умел он высказать удивление одному ему известным способом. Хмыкнет про себя, а вслух получается «кря». И смех, и грех.
Так и пошло. Аккуратно, как по расписанию, ведра периодически летели и тонули в колодце. Колька экспериментировал, конечно. Привязывал замок на дужку для перевеса, мотал проволоку, бесполезно. В той или иной степени мешалось это, не помогало. А недавно он научился забрасывать ведро. Отмотает цепь побольше и кидает ведро в колодец перевернутое. Как только оно до воды долетает, быстро мотнет ручкой вертела и дело с концом. И так у него всё ловко стало получаться, заглядеться можно. Домой воды наносить, в баню или корову напоить – быстро и легко. Весело, одним словом.
Но веселье длилось не долго. Строго по расписанию, ведро, с Богом, ушло на дно колодца.
- Да сколько ж можно?! У тебя руки из задницы растут что ли? А еще на механизатора учится. Свет! – окрикнул брат жену.
- Что? – отозвалась она из кухни.
- Ты, Солнце, много ли ведер в колодце утопила?
- Да, ладно! Ну оборвал, что ж поделаешь – пожалела она Кольку.
Полбеды.
Через неделю Колька утопил вот это, шестое. Уже без расписания.
Вернее, да, не утопил - плавает в колодце.
Колька встал с дивана, пошел смотреть, что можно придумать. До ведра было метра три от верхних венцов. Не много, но оказалось и не мало. Деревянные грабли с длиной ручкой скользили по ведру. Не за что зацепить, дужка при падении отлетела. А пяльцы он выгнул сам в этот раз, для надежности, наружу. Кто ж знал, что все так получится. Попробовал багром, что лес по реке сплавляют, тоже без результата. Пошел к бане. Принес оттуда лестницу. Но она была длинная и никак не входила в будку колодца, вдобавок стена дома мешала.
Братова жена, Светка, пришла из садика, посмотрела в окно, как Колька у колодца крутится. Жалко его, но вёдра ведь тоже жалко. Сколько их покупать, никаких денег не хватит. Затеялась пироги стряпать. Тут в дом ввалился Колька. Деятельный и сосредоточенный.
- Поможешь немного? Ведро из колодца достать? – пробурчал он, не глядя на сноху.
- Да, конечно – с готовностью откликнулась она.
- Сейчас подготовлюсь – хмуро сказал Колька и вышел.
У него созрел план. Он решил сам спуститься в колодец и достать ведро. Для этого нужно было обвязаться цепью и нужно, чтоб его туда кто-нибудь спустил и оттуда, потом поднял. Полдела сделано – Светка согласилась.
Колька сходил на колодец и замерил расстояние от вертушки до воды. Как он и думал, было три с половиной метра. Замеряя и перегибаясь через венцы сруба, он ощутил, как колодец студено дышит. Была ранняя весна. Дни были прохладные, а ночи холодные.
«Зараза, - ругнулся он в мыслях – нужно потеплее одеться».
Вообще, как себе Колька представлял эту операцию? Он думал, что повиснет над водой, аки гимнаст воздушный, возьмет злосчастное это ведро, и Светка его поднимет.
Он пошел в сени и одел поверх одежды теплые ватные штаны и такую же ватную куртку. Постоял, подумал, обул валенки и позвал сноху. Объяснил ей план действий.
Светка с удивлением смотрела на Кольку в одежде, в какой обычно мужики ходят на зимнюю рыбалку. Обычная бы баба покрутила бы у виска и сказала ему «Ты что, сдурел? В колодец лезть. Еще б тулуп одел». Светка же была городская. И имела мнение, что в деревенском доме мужик хозяин, знает, как здесь все устроено, и как с этим управляться. Лаги, слеги, сенцы, венцы, поветь, да мало ли еще всяких мудреных вещей. С квартирой не сравнишь.
Прошли к колодцу.
- Ты, когда я буду влезать, потихоньку меня опускай. Не бойся, я замерил, чтоб не намочиться. Когда ведро опростаю, скажу, поднимешь, – объяснял Колька, отмеряя и завязывая на поясе цепь.
Светка вошла в будку, крепко взяла в руки ручку вертуна. Глаза быстро привыкли к закрытому помещению. Бренчала цепь. В колодце угадывалась вода от бликов света из дверного проема.
Колька с тоской взглянул в белесое небо с низкими клочьями облаков, решительно взошел в будку и сиганул в колодец.
Светка понять ничего не успела. Ручка из рук вырвалась, крутнулась несколько раз с бешеной скоростью, больно ударив по плечу. В глуши колодца раздались всплеск и дикий вопль.
- Аааа! Поднимай! Тону! – орали с колодца гулко.
Светка попыталась крутнуть ручку, но не тут то было. Вес был не подъемный. Она заглянула в колодец. Из воды торчала Колькина голова и руки, крепко вцепившиеся в цепь.
- Не могу поднять – крикнула ему Светка – может соседа позвать?
- Нет – умоляя, попросил Колька – Не бросай меня одного. Давай еще раз попробуем!
Светка тщетно пыталась крутить ручку. Ничего не получалось.
В колодце Колька уже не кричал, а тихонько поскуливал. Ему было страшно в темноте, сырости и колодезном запахе. Одежда намокла и тянула вниз. Сверху, в желанном светлом квадрате появилась Светкина голова в косынке.
- Что делать то, ума не приложу?
- Давай еще раз – попросил он.
Светка в очередной раз попыталась наверху накручивать цепь. Колька раскинул ноги, стараясь оттолкнуться от скользких венцов сруба, и подтягивался руками. Скинул с ног валенки, попробовал без них. Но ничего не вышло. Силёнок не хватало.
- Сколько время? - спросил Колька чуть не плача - до обеда далеко?
Он стал прикидывать в уме вариант дождаться брата.
- Какой обед? Девять утра только. Ничего, потерпи, что-нибудь сейчас придумаем.- Сказала Светка, и подбодрила его. - Когда "Титаник" утонул, люди попали в ледяную воду. Выяснилось, что человек может продержаться в такой воде и не замерзнуть целых двадцать минут. Так что....
Договорить она не успела. Колька в колодце как-то отчаянно и обреченно взвыл. После чего цепь затряслась, колодец загудел от бившихся о его стенки ног и на верхнем венце оказались Колькины руки и задыхающееся от натуги лицо. Светка помогла ему выбраться дальше.
Часа через два, Колька, отошедший от случившегося, пришел и заглянул в колодец. Он вспомнил, зачем туда лез. Ведра на поверхности не было. Колька в сердцах пнул по колодцу ногой.
Тот гулко ответил "Уух ты!".