Вспоминая прошлое

Елена Евтюшкина 2
                глава1
                Преграда


   Соня жила у бабушки. Иногда родители забирали ее у нее тайком и увозили в деревню.

   Мать - родительских прав лишена не была, но видеть дочь ей все равно запрещали. Когда приходила пора расставания, они смотрели друг на друга с грустью. Соня плакала.

   По стечению обстоятельств мать девочки поместили в дом инвалидов. Там она и вовсе не могла видеть дочь. Она собирала ей подарки, хотя сама порой не доедала. Сладкие гостинцы, костюмчики, детские игрушки - все это она собирала и отправляла домой. Соня догадывалась что они от нее. Каждый раз, как только бабушка получала бандероль, тайком, глядя через плечо, читала что было написано.

   Мать была так от нее далеко, что грусть приходила к ней даже на уроках.

   Когда она перешла в третий класс, от мамы пришла телеграмма о том, чтоб родители забрали ее из дома инвалидов, который находился в Рязанской области. Они поехали туда, а Соню оставили в школьном лагере.

   Вскоре она увидела свою мать. Видом она была похожа на скелет - очень высохла. У Сони создалось такое впечатление, что маму там не кормили или попросту издевались над ней. На самом деле так оно и было. И мать Сони знала причину своего плоховатого телосложения.

   - Доченька! - говорила она.

   - Мама! - вытирая слезы отвечала Соня.

   - Какой же большой ты стала!

   - Перешла в третий класс! - потом они вместе пошли домой.


   Эти летние каникулы они не расставались. Ближе к осени опять начались семейные неурядицы и мама уехала туда где ее понимали.

   Это был своего рода приют, где женщин, таких же, как мама, утешали, оберегая порой, от отчаянного шага.
   Ее отпустили когда прошло только полгода.

   Она пришла к дочери с подарками. Шоколадный сырок, который она так любила, конфеты, два апельсина и одно яблоко. Соня ворошила пакет, ласково поглядывая на мать.

   Спустя три недели она пришла за ней в школу. Ребята увидев ее, сказали:

   - Не отпустят!

   - У нее записка! - заметила Соня обрадованно.

   Мама вошла на территорию школы. Воспитатель, строго оглядев ее, сказала:

   - Я не отпускаю! - тогда она показала  ей записку, в которой сообщалось о недуге бабушки. Воспитатель прочла ее и только потом отпустила.


   Мама копает огород, Соня помогает убирать траву. Но вот работа закончена, они идут домой.

   Дойти до дома мать Сони не успела - кусок белого хлеба и стакан чая ей вынесли на улицу. Больше домой ее не пустили. И вскоре она опять уехала в ПРИЮТ.

   Месяц спустя Соня вместе с бабушкой едут к ней на свидание.

   Железные двери, железные замки, большие ключи - вот где она была все время.

   Открывают большой закрывающийся на два оборота замок, дверь за ними захлопываются и они проходят в комнату ожиданий.

   Через десять минут входит мама. Она смотрит на Соню, на родную мать и ее глаза наполняются слезами. Бабушка достает пакет сладостей и кладет на стол.

   - Мама! Мамочка! - говорит Соня и тянет к ней руки.

   - Доченька! - обнимает и прижимает к себе.

   Но вот время для свиданий закончилось и им надо было прощаться.

   - Мама, как мне не хочется с тобой расставаться.

   - Знаю. Придет время и мы с тобой обязательно встретимся! - отвечает она и гладит Соню по голове.

   Опять открываются двери и снова захлопываются. Мать остается там а Соня... Соня кроме своих слез ничего не видела. Она было обижена на всех. На бабушку, на персонал, который не позволял ей видеться с мамой. Но что она могла сделать когда сама в то время была ребенком.

   Вот так проходила ее жизнь. В дорогах, слезах! Но потом все ее дороги закончатся. А впереди ее ждет так много неизвестного...


                глава2
                Мать и дочь


   Их постоянно разделял забор и каменная стена. Ей было нелегко. Когда уезжала ее мать, она скрепя сердцем шла обратно, за этот забор, за эту стену.

   Вот и сейчас, проводив мать, она прошла в свою комнату, села на кровать и заплакала. Вошла директор. Положив ей руку на плечо она сказала:

   - Я знаю ты сильная! Выдержишь все! Но приготовься выслушать то, что я тебе сейчас скажу.

   Она подняла глаза на директора.

   - Твоя мать написала отказ!

   Ее сердце учащенно забилось. Эта новость ее убила!

   А где-то там, в другом городе росла ее дочь. При встречах она беззаботно улыбалась ей, смотрела на нее умиротворяюще, сидела на коленях и гладила по голове своими детскими ручонками, не осознавая, что через несколько часов ее с нею не будет.

   Вышла женщина в белом халате и большой связкой ключей в руках. Мать ставит девочку на пол, Соня, почувствовав что маму сейчас куда-то уведут, беззвучно открывает рот, онемело смотрит на мать, на женщину в халате и на ту, у которой она воспитывалась, пока ее мамы с ней не было.

   Женщина открывает замок, пропускает мать впереди себя и снова закрывает. Все дальше и дальше отдаляется мать, все глуше и глуше становятся ее шаги... Все это настораживает и пугает маленькую Соню.

   Через три месяца мать возвращается домой. Девочка услышав о ее приезде бежит с детской игральной площадки домой, обнимает ее и целует.

   - Мама, мама, пожалуйста не уезжай обратно!

   - Я не уеду, доченька! - говорит она и снова, как "там", ставит девочку на пол.

   Соня верила ей. Она думала что мать больше никуда не уедет и что они теперь наконец-то будут вместе. Но к сожалению она ошибалась.

   Через два месяца Лия снова поругалась с родителями. Она ушла из дома и отсутствовала полгода.

   О своей дочери она не забывала. Она устроилась, где находилась, на работу, оттуда бандеролью выслала подарок: голубой спортивный костюм и маленькую ручку с брелком. Соня сразу же в этом костюме вышла во двор и похвалилась, что его ей подарила мама!

   Мать Лии, Лидия, не знала где находилась ее дочь во время своего отсутствия, все время лгала Соне и говорила о ней самое не хорошее. На что на глаза постоянно наворачивались слезы, потому что знала в чем обвиняют мать и она старалась защитить ее от несправедливости.

   Однажды она заигралась на песке  и не видела когда прошла ее мать, одна из подружек, сказала:

   - Соня, твоя мама приехала! - она оставив игрушки бежит домой.

   - Где ты была? - говорит Лидия своей дочери Лии и стелит ей у порога не постель, а одежду.

   - Сначала принеси справку что ты здорова!

   Через несколько дней Лидии сообщили что приезжает ее вторая дочь с мужем. Она строго посмотрела на Лию и сказала:

   - Иди в спальню и не выходи оттуда!

   Вскоре приехала Галина со своим мужем Виталием. Знакомятся.

   - Виталий, - говорит муж Галины, пожимая руку Лидии и ее мужу.

   - А я - Лия, сестра Галины, - проговорила она выходя из комнаты.

   - Очень приятно! Виталий - муж вашей сестры!

   Лидия со своим мужем собрали стол по случаю их приезда. Все сели отмечать это событие, кроме Лии - ее к столу не позвали. Они принесли ей кусок колбасы, хлеба и стопку белого вина на кухню.

   - Где же, Лия? Почему ее нет за столом? - спросил Виталий.

   - На кухне! Ей совершенно нечего здесь делать! - сказали родители, но зять настоял на своем и ее пригласили.

   Прошло время. Близился вечер.  Гостям, сестре и зятю надо было отдыхать, да и самим родителям надо было где-то расположится, а тут еще Лия приехала. "Нагулялась!" - как сказала о ней Лидия. Галина и Виталий решили занять комнату для гостей, а то есть залу. Родители ушли в спальню. Лию же они видеть не желали.

   - Уходи к моей матери или иди в сарай!

   - Или вообще отправляйся туда откуда приехала! Останешься дома - отравлюсь! - добавил к словам матери, отец. Лия уходить от дочери никуда не хотела, они и так были долгое время в разлуке, поэтому предпочла остаться в сарае, загроможденном всякими железками и прочей хозяйственной утварью.

   Лидия думала что внучка останется с ней, поэтому позвала ее. Но Соня сначала посмотрела на мать, потом с осуждением на Лидию и поставила свое не по-детски взрослое решение:

   - Я не проведу эту ночь дома - я проведу ее в сарае. Пусть там немного и холодно, омерзительно видеть непрошеных гостей в виде мыши или крысы, но с мамой, я уверена, мне будет уютно и тепло!


   Прошло еще время. Соня подросла. Поняв что ее мать обижают напрасно, стала заступаться за нее. Тогда ее, как и мать стали ненавидеть и отдалять от других.


   На дворе глубокая осень. Родители снова затеяли скандал. Соня и Лия вышли во двор. Она села к ней на колени и не отпускала ее от себя. Мать, видя что дочь не хочет с ней расставаться, гладит ее по голове и говорит:

   - Я не надолго! - слезы полились рекой. Мать уходила в неизвестность. Не видя перед собой дороги, Соня обратно идет домой.

   На этом история о несчастной девочки не заканчивается.

   Была зима. Лия снова поругалась с матерью. На этот раз Соня ушла с ней.

   - Ты куда? - спросила ее Лидия.

   - С матерью! - сказала она. А на улице уже стемнело. Было очень холодно. На Соне была одета только одна куртка. Лидии стало ее жаль и она произнесла:

   - Уже стемнело. Куда ты пойдешь? Да и в одной куртке будет холодно.

   - Мне все равно! - сказала она. Щелкнул замок. Закрылась перед Соней дверь. Она уходила с матерью. А в след ей падало пальто и зимняя шапка.


                глава3
                Из жизни в интернате


   Стояла холодная и глубокая осень. В тот день небо было затянуто облаками. Даже над серой крышей интерната, птицы пролетали редко. На улице шел дождь. Мелкие капли попадали иногда, у железной, тоже холодной двери интерната, косо заглядывая внутрь, словно знакомясь с жизнью, которая проходила здесь у ребят из не благополучных семей, а так же, воспитателями.

   Я стояла у дверей интерната и ждала маму.

   - Что делает такая очаровательная и хорошенькая девочка на улице в такую погоду? - спросил мужчина, увидев меня.

   - Гуляю, - ответила я.

   Он взял меня за руку и повел в магазин. Купил печенье, потом проводил обратно.

   - Где ты была? - спросил меня Киров Андрюша, когда увидел меня с бумажным пакетом в руках и промокшей к тому же до нитки.

   - Гуляла, - ответила я и угостила его печеньем.

   - Тебя ищут, - сказал он, пропуская меня в общежитие.

   Когда я вошла в комнату, девочки тоже начали меня ругать, не смотря на то, что я их так же угостила.

   На следующий день пришел инспектор по делам несовершеннолетних, Зайцев Анатолий Степанович и стал расспрашивать воспитательницу о том что произошло, потом подошел ко мне.

   - Что заставило тебя уйти из интерната? - спросил он.

   - В тот день я сильно тосковала по маме. Потому что при каждой встрече с ней я рассказывала о жизни в интернате. Воспитатели почему-то думали, что когда она придет, я уйду с ней и выберу ее жизнь. В ожидании долгожданной встречи я вышла на улицу, - потом рассказала ему все как было.

   Инспектор все записал, положил в папку бумаги, которые были у него в руках и ушел.

   Вообще-то Анатолий Степанович был настоящим инспектором. Всегда заступался за меня, когда было время приходя в школу, беседовал с учениками, - предотвращал худшее.

   После случая в дождь, со мной никто не разговаривал и не хотел дружить.

   Закончились уроки. Мы вместе с воспитательницей, Сабиновой Ириной Анатольевной,строем идем в наше"ютилище", как мы его тогда называли.

   Ирина Анатольевна - наша воспитательница. Она была очень хорошей. Всегда занималась с нами, придумывала игры, водила в кино.

   В игровой комнате ребята играли в путаницу. Участники должны были запутать друг друга для водящего так, чтоб он смог распутать участников потом.

   Я подошла к ним в самый разгар игры и попросила их принять меня, но они отказали. Киров сказал это утвердительно. Воспитательница видя что я обиделась упросила их меня все-таки принять.

   - Ладно, - опять произнес Киров. - Ты будешь играть с нами, но при одном условии: ты будешь держаться не за мой палец, а за гвоздь, который я тебе дам!

   - Хорошо, - согласилась я.

   После игры все пошли на обед. Во время обеда случился инцидент. Юра Васечкин то ли шутя, то ли серьезно мне нахамил. Я сделала ему замечание, а он на это расквасил мне губу. Кровь полилась фонтаном и залила белый воротник моей формы. Я пожаловалась воспитателям, они поругали его и на этом все успокоилось.

   Вечером, на другой день, мы с девочками играли в числа. Вместе со Светой Подростковой загадали число 39, а потом стали спрашивать у девочек правильный ответ. Числа назывались наугад, а правильного ответа так и не было. Тогда они начали перечислять их поочередно, то есть по порядку. Одна из девочек назвала число 39, которое и было загаданным. Свете это не понравилось. Она думала что я нарушила правила игры - намеренно сказала загаданное число. Она ударила меня и я стукнулась виском о кровать.

   После торжественного собрания, которое проходило в актовом зале, девочки пришли в спальню и начали подтрунивать надо мной. Закрыли в шкафу.

   - Если расскажешь кому-нибудь, что мы тебя здесь закрывали, - в следующий раз закроем и вообще не выпустим!

   - Да не буду я никому рассказывать, - говорила я из темноты. Потом они еще долго не выпускали меня, пока им это не надоело.

   Такой, я хочу сказать была моя жизнь в интернате. А эхо будет звучать еще долгие годы...