Рационализаторское предложение

Алексей Лагаев
Иван Федорович Никифоров родил идею. Рожал он ее долго, в мучениях. А закончились роды с озарением, легко.
Все из-за того, что накануне вечером посидели они со свояком в баньке. Хорошо попарились, сомлели и беседовали за травяным чаем обо всем. Политике, кино, развитии промышленности у них на Крайнем Севере Тюмени. О женах своих, конечно же, детях-лоботрясах, куда без этого?
Свояк его, Александр Степанович Кива, мастер на все руки, высокий и худощавый мужик, между прочим, рассказал Ивану Федоровичу, что на прошлой неделе делал в Сберегательном банке коммуникационное сообщение. То есть монтировал между отделами банка ферропластовые прозрачные трубы с пружинными механизмами подачи и приемки корреспонденции. Делалось это, чтоб сотрудники банка не ходили по этажам почем зря, а экономили свое драгоценное время и драгоценные деньги вкладчиков.
Иван Федорович, мастер по своей должности в крупной газотранспортной корпорации, для порядка, по каждой теме спорил. На его полной лысой голове выступали крупные капли пота. Прозрачные трубы и летающие в них письма очень удивили Ивана Федоровича. Он вначале даже не поверил. Но свояк никогда не обманывал, не имел такой привычки.
На работе Ивана Федоровича допек начальник его Богдан Львович Лысак. Упертый как бык и умный, зараза. Ни с какой стороны не объедешь его. Нужно было в этом квартале выдать рационализаторское предложение. Так по плану следовало. Уже месяц допекал, не давал проходу. И Иван Федорович думал, извелся уже и, даже слышал вроде, похудел лицом. Но в голову ничего не шло.
- Иван Федорович, ты же мастер линейно-эксплуатационного участка, тебе и карты в руки. Подумай, пораскинь мозгами, что ты можешь улучшить в своей деятельности? – чуть ли не каждый день заходил разговор у начальника по одному и тому же делу.
 - Богдан Львович, что ж тут придумать? Ведь до нас уже все придумано. Работаем, со своими обязанностями справляемся, крутится все, вертится. – отвечал Иван Федорович.
- Не надо так мелко мыслить, Иван Федорович. Ты же человек разумный и должен понимать, что есть у нас планы и их нужно выполнять – начальник говорил спокойно.
- Я понимаю, Богдан Львович, планы по перекачке газа выполняем, планы по запуску и приему очистных устройств выполняем, планы ППР, ПЛВА выполняем. Но я не понимаю, как можно выполнять планы по рацпредложениям? Это же должно идти от души и от таланта. – Иван Федорович развел руками – Все равно, что художникам выполнять планы по писанию картин.
Богдан Львович сидел, смотрел спокойно на Ивана Федоровича и тихо постукивал кончиком карандаша по столу.
- Будет указание писать картины, будем писать картины – сказал он –с тебя рацпредложение по твоему участку. До конца месяца, будь добр, сделай. Другие же делают? Значит у них творческое начало есть, а на твоем участке медведи что ли работают?
- Другие? – Иван Федорович начал краснеть от негодования – Мне, если честно стыдно за них. Одно дельное предложение за год! Предложение по регенерации метанола. А остальные? Рацпредложение, например, участка обследования газпроводов– сократить частоту облета объектов. Посчитали экономию же! Меньше вертолето-часов. В чем здесь рационализаторство? Еще в тройку призовых мест вошли.
- Твое дело, Иван Федорович, не размышлять над чужими творениями – начальник службы медленно и веско выговаривал слова – Что ты в большую политику лезешь? Нужно народ заставить думать. Ты же правильно заметил, из мусора идей родилась одна хорошая. Наша с тобой задача шевелить сотрудников, чтоб они не костенели на производстве.
- Львович, ну не так организация процесса должна быть поставлена – устало ответил Иван Федорович – не принудительно, а добровольно. Есть области в производстве, на которых есть, где развернуться. А  что мы предложим? Поставить слесарей на лыжи и протоптать напрямик лыжню на второй крановый узел? Экономия дизельного топлива двадцать литров в сутки?
- Вот, вот, вот, вот – Богдан Львович привстал и сел обратно – и выгодно, и полезно для здоровья. Иди, додумывай.
«Я вам устрою» – с горечью подумал Иван Федорович, уходя. У него на участке было двенадцать человек. Слесаря ездили из Центральной России по вахте. Шесть человек в один месяц работали, шесть в другой. Все бывшие колхозники, трактористы, комбайнеры. Высшего образования ни у кого не было. Хотелось не то чтобы придумать какую-нибудь полезную штуку, а как то показать всю несостоятельность нисходящих приказов. Что он мог придумать? Он шел, рассуждая, по производственной базе к себе на участок. Персонал из месяца в месяц занимался одним и тем же. Следил по дистанционным датчикам за перепадами давлений в газопроводе, проводил плановые ремонты,периодически пускал по газопроводу очистные скребки. Установят в камеру запуска скребок, полимерный поршень под диаметр трубы, подадут давление, и он движется вместе с газом, счищая со стенок газопровода отложения. Через несколько сотен километров скребок ловят в камеру, достают и сливают по нескольку ведер воды и грязи.
Иван Федорович остановился как вкопанный посередине базы. Соединились в голове вместе вахтовый персонал, очистка газопроводов скребками и рассказ свояка о монтаже коммуникаций в Сберегательном банке. Это и называется озарением.
На рабочем месте Иван Федорович принялся за бумажную работу. То и дело он прерывался на чашку чая, ходил по кабинету, изредка роняя «я вам покажу».
На следующий день рационализаторское предложение было готово, с описанием, схемами. Звучало оно так: «Оптимизация перевахтовки сменного персонала Предприятия».
«В настоящее время - говорилось в аннотации к рацпредложению – на предприятии работает двести пятьдесят восемь сотрудников привлеченных из центральных областей России по вахтово-экспедиционному методу организации труда. В связи с чем на предприятие ложатся издержки связанные с дорожными расходами. Стоимость купейного места оценивается в шесть тысяч рублей на одного человека в одну сторону. Совокупная годовая стоимость на дорожные расходы составляет около полутора миллионов рублей. Вместе с тем автор предлагает идею задействования собственных мощностей по перевахтовке сменного персонала, используя для этого существующее газотранспортное сообщение по маршруту Уренгой-Помары-Ужгород. Для этого предлагается использовать комфортабельные скребки-капсулы. Сменный персонал приезжает на место проведения работ железнодорожным транспортом по старой схеме, а обратно отправляется в скребках-капсулах по газопроводу Уренгой-Помары-Ужгород. Причем каждый сотрудник может выйти в удобной для него камере приема скребков. Не только в Помарах, но и в Рязани, Пензе, Орле. Экономическая эффективность при этом возрастает вдвойне, т.к. кроме транспортировки персонала Предприятия скребок-капсула выполняет функцию очистного устройства. В данном рационализаторском предложении существует также перспектива с возможностью использования средства передвижения при командировках или льготном отпуске в страны Восточной и Западной Европы».
- Неплохо, неплохо – подытожил Богдан Львович, почитав документы на рационализаторство – Я даже думаю, рацпредложение тянет на призовое место. С одной стороны посмотреть - смех, да и только. А если с другой стороны? Отправим идею в наш профильный институт, ее там всесторонне изучат, посчитают скорость газа в трубе, добавят свое видение, научное. Пойдет идея в зачет и нам с тобой, и институту. У меня, кстати, есть там знакомства, двинут идею дальше.
Иван Федорович растерялся. Эффект получился не тот, который он ожидал.
- Богдан Львович, подождите, мы же не при социализме работаем, у нас же рыночная экономика – Иван Федорович достал носовой платок и вытер им голову – как можно серьезно к этому отнестись? Я же так сказать, сгоряча… вспылил вчера.
- Вот! Так и надо работать! – Богдан Львович был весел – Чтоб с пылом, с жаром. Если мы будем тихо, спокойно свою работу делать, нас же и видно не будет. А с громкими заявлениями, рациональными предложениями, участием в различных семинарах, конкурсах сразу видно - мы стараемся, думаем, толкаем производство. Главное– движение, и еще главнее, чтоб руководство видело это движение. Ладно, иди, работай. По рационализаторскому предложению дальше уже моя забота.
Иван Федорович шел к себе на участок с противным чувством. Почему добросовестное выполнение своих обязанностей считается не достаточным показателем работы структурного подразделения? Почему обязательно нужно создавать вокруг себя видимость бурной деятельности? Разве эксплуатация газопроводов без аварий и инцидентов не есть качественный результатих труда?
Впервые он позавидовал своему свояку. Тот просто напросто работал и не тратил свое время и силы на надувание мыльных пузырей.