чуть назад, В доме земледельца

Валерий Хатовский
   Отец моей жены Софы,  дед Миша, как называли его наши дети, дожил до глубокой старости, умер он на девяностом году жизни, когда мы уже почти два года жили в Израиле, в Бней-Браке,  довольно большом городе недалеко от Тель-Авива. Мы жили на четвертом этаже, без лифта, выходить из квартиры  не было сил, он просил нас – покажите мне Израиль, но что мы могли показать из окна, выходившего на узкую улицу. Незадолго до нашего с ним отъезда из Союза, когда здоровье и глаза его были относительно  в порядке, Михаил Григорьевич  взял толстую тетрадь и начал записывать свои воспоминания. Зачем – а чтобы его внуки узнали про его длинную и такую нелегкую жизнь, так он нам говорил. Эта  тетрадь в клетку в бежевом переплёте сейчас лежит передо мной. Не много страниц в ней он успел исписать -  начались старческие проблемы, но то, что написал, мы думаем, может быть любопытно кому-то прочесть сегодня. И не только лишь внукам, правнукам, младшим поколениям большого семейного клана.
   Звали его на самом деле Моше, сын Гилера , фамилия – Горелик. Семья его родителей жила в Белоруссии, в местечке Паричи недалеко от Бобруйска. Семейная традиция гласит, что происходили они от «белых» горских евреев, живших в Дагестане. Нам рассказывали уже в Израиле знакомые горские евреи, что в тех краях были аулы, где жили евреи, непонятно как туда попавшие в далёкие времена, от своих соседей они отличались более светлой кожей. Во время религиозного восстания, «газавата»,  (то, что сегодня называют «джихадом) под предводительством Шамиля в 1848 году эти евреи против своей воли  были вынуждены выступить на стороне мусульман.  Восстание подавили, а евреев наказали как в старом анекдоте советских времён – российские власти записали их не дагестанцами, кем они считались раньше, а именно евреями,  и переселили в «черту оседлости»,  в местечки Белоруссии. И вот что интересно – в этих местечках и сегодня у многих евреев явно северокавказские черты лица. Так выглядел и дед Миша и вся его многочисленная родня, а в семье его родителей было 8 детей. Как известно, восточные гены очень устойчивы, мою жену до сих пор часто принимают за грузинку.
     У нас хранится копия свидетельства о рождении деда, где говорится : 2 июля 1902 года в семье земледельца Гилера Горелика и его жены Нехамы-Блюмы родился сын Мовша.  И вот что написал Михаил Григорьевич в своих воспоминаниях о жизни в родительском доме, я попытаюсь сохранить и содержание, и его стиль. Открываю тетрадь, мелкий, но достаточно разборчивый почерк:
   
   «Вечер. Пора пойти спать. Как всегда забираюсь на сеновал, ведь моё место - зимою и летом – только на сеновале. Как хорошо, пахнет душистым сеном. Раздеваюсь, одежду зарываю в сено, залезу под  ватное одеяло, только голова торчит. Как хорошо дышать! Дом ведь маленький, тесно. Зимою в добавок под печью куры, из не мало, 30-40 штук. А во время отёла коров (у нас их 13 – 16 ) и новорожденные телята, их держат в доме неделю. В домике две   небольшие комнаты - столовая и спальня, в которых спят родители, бабушка и тётя Хая-Матля. Есть кухня, в ней спали дети – Гита, девочки помладше - Хая и Гися и брат Сергей  (Исрол).
   Со временем вместо старой кухни построили новую, тех же размеров, перегородили её чуланом. За чуланом – полати, они служили кроватями. За то, чтобы спать на русской печи, дети дрались.  В дальнейшем семья увеличивалась, родились Гриша, Яша и Абрам. Тётя Хая-Матля, сестра мамы,  вышла замуж. Бабушка умерла в 1920-м году, тогда же мои старшие сестры вышли замуж, и Гита с мужем одно время жили вместе с нами. В общем, за стол садилось 10-12 человек, было бедно, но весело.
   Но я забегаю вперёд. Яркие воспоминания начинаются у меня с пяти - шестилетнего возраста. Тогда у меня уже были серьёзные трудовые обязанности, ведь отец всё время болел, подозревали рак желудка.
Чем жила семья? Долгие годы мама, две мои старшие сестры, бабушка и тётя, жившая вместе с нами, были доярками у помещика. Отец был «евреем на побегушках» у того же помещика, выполнял разные хозяйственные поручения. Я был подпаском у помещика, потом моей основной обязанностью стало разносить по домам местечка молоко – от помещичьих коров и от своих коров тоже.
Основные занятия семьи это молочное хозяйство и аренда сада. Также сенокос и сплав брёвен по реке Березине. В половодье смывало с берегов брёвна, мы их собирали, сплачивали в плоты и сплавляли на продажу.  Надо сказать, молока коровы давали мало, тощие  были , как говорили тогда, только хвосты и рога. Но работы с ними было – уйма. Доили их бабушка, мама и сёстры Гита и  Хая, иногда приходилось доить и мне. Молоко разносили по клиентам, оставшееся ставили на кислое, делали масло, творог. Иногда докупали молоко у помещика и на хуторах. За покупным молоком мы, то есть я и сёстры ходили за реку, носили на коромысле 4 километра, летом переезжали на лодке. Мало того – договаривались с некоторыми крестьянами и они давали нам осенью гусей, мы откармливали их до то торговой кондиции. Потом вытапливали жир высшего качества - «кошерный для пасхи» и возили на продажу в город Бобруйск. За осенний сезон откармливали до 1000 штук.  Удивляюсь сейчас, как мы могли справляться с таким объёмом работы!
 Ведь на каждый день расходовали воз сена, хранить могли только на неделю, не хватало места, Каждый день каждой корове дважды полагалась бадья пойла – два ведра воды с отрубями или жмыхом, мы варили это в русской печи в больших вёдрах или чугунах. А сколько воды требовалось?  Днём коров  гоняли к реке на водопой, остальная вода – из колодца, это ведер 150-200 в день, ведь и ведра мыли после дойки и обработки молока. А ещё работа – хлеб надо было печь, бельё стирать,  и т.п. В общем – жуть! Мы не голодали, но одеты и обуты были кое-как, не помню стОящей обновки и  у родителей. Семья большая, какие там обновки…
    Все работали. Помню, было мне лет шесть, не больше, с вечера мне было поручено сходить на рассвете, примерно в 5 часов,  в соседнюю деревню Козловка и передать постоянным  возчикам,  чтобы привезли  очередную порцию сена. Разбудил отец, опоздал ты , говорит, надо бегом. А бежать туда – через всё местечко, затем мимо русского кладбища, где на крестах  на ветру болтаются полотенца, где, как говорят, по ночам ходят  мертвецы,  черти. Страшно, мУка невыносимая, а дома я не имею права  даже подавать виду, я ведь старший сын. Бегу, слёзы ручьём, бесы мерещатся, а тут вдруг бродячая собака пробежит – душа уйдёт в пятки. И такие походы – 3 раза в неделю, долго не мог свыкнуться с ними, сохранились в памяти на всю жизнь.
   В школу , «хедер», учиться грамоте  отдали меня, как положено по традиции, в 7 лет. Приходили в 9 утра, занимались, потом уходили обедать, после обеда ещё 3 часа . В общем 7 часов в день, в пятницу и в канун начала месяца по еврейскому календарю – полдня. Учился я 5 лет, до 1914 года, научили меня чтению и письму по-еврейски, 4 действиям арифметики и кое-какому чтению-письму по русски. В детском возрасте мне внушили, что я , старший из сыновей, первый помощник папе. К слову сказать, старше меня были сестра Гита (1898г), сестра Хая (1900г), я -1902 года рождения, сестра Гися (1904г), брат Сергей (1906г), брат Гриша (1909г), брат Яша (1914г) и Абрам (1916г). Природа меня здоровьем не обидела, я вместе с остальными делал все работы по хозяйству.  До того, как стал ходить учиться в «хедер» я приносил сено и солому коровам,  возил и носил  воду, таскал телят из дома в хлев к коровам и обратно, помогал кормить и обрабатывать гусей и ещё много всего делал. Папа , конечно, руководил всем хозяйством, тяжело работали бабушка, мама и Гита , сестра Хая, помню, по возможности отлынивала от тяжелых работ, но и ей дела хватало. В доме царило уважение к старшим, за стол садились кушать только после того, как села бабушка, мать нашей мамы. Папа подавал пример почёта и уважения.
   Грамотеев у нас в селе не было, умели лишь расписаться, с трудом написать письмо по-еврейски. Но папа наш среди жителей местечка пользовался большим уважением и кредитом. Скажем, попадал кто-то в беду, папа одалживал для него деньги  на время у человека имущего.  А случись , тот не принесёт во-время долг , так папа одалживает у другого и покрывает долг. Впоследствии должник приносил свой долг и круг, как говорится, замыкался. Бедность в нашей среде пороком не не считалась,  папа , совсем небогатый человек, пользовался из-за своей честности, порядочности и отзывчивости к попавшему в беду всеобщим уважением в местечке. Чувство взаимной выручки было у него в крови, как и у его отца, моего дедушки, за что я им вечно благодарен. Наше скромное существование, недостаток материальных средств закалило меня физически и морально.
http://www.proza.ru/2019/09/10/1444