Ч. 13 Нашли покой на дне океана. Потери

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/14/2100

Когда в войну вступили США, то на помощь Англии пришла мощная судостроительная промышленность нового союзника. Американцы за время войны построили 550 эскортных миноносцев, противолодочных кораблей, имевших скорость хода до 34 узлов и обладавших мощным вооружением.

Англичане в 1940 – 1942 годах построили 320 корветов, небольших противолодочных кораблей, а затем перешли на  строительство фрегатов, кораблей, приближающихся по своим характеристикам к американским эскортным миноносцам. Помимо этих кораблей, за всё время войны Англия построила 229 эскадренных и эскортных миноносцев.

Кроме перечисленных типов противолодочных кораблей, американцы построили  до 1000 охотников за подводными лодками водоизмещением 75 300 тонн, со скоростью хода до 25 узлов с зенитным вооружением, бомбомётами и бомбосбрасывателями.

И это речь идёт только о войне в Атлантике, масштабы которой были просто несоизмеримы с войной на Севере, на Балтике и на Чёрном море. Кроме того, морскую войну эти державы вели также в Тихом и Индийском океанах, и в Средиземном море.

Но и это было ещё не всё. США и Англия усиленно строили эскортные авианосцы, под которые сначала переоборудовали  корпуса больших торговых судов, а затем стали строить специализированные корабли. В 1941 году они построили по одному эскортному авианосцу, а в 1942 году американцы ввели в строй уже 11 авианосцев.

Большие работы велись в области совершенствования противолодочной авиации. Самолёты «Catalina», «Wellington», «Sunderland» всё время совершенствовались. Дальность их действия увеличивалась, их оснащали аппаратурой поиска и средствами уничтожения подводных лодок. Лётчики на этих самолётах летали в любую погоду, автоматика на самолётах обеспечивала точное бомбометание.

На побережьях Атлантического океана установили английские и американские  высокочастотные радиопеленгаторные станции, которые пеленговали немецкие подлодки во время радиопередач.

Совершенствовались и бомбомёты. В 1942 году на английских, а затем и на американских кораблях стали устанавливать 24-ствольные бомбомёты «Hedzhhog». Из них можно было стрелять по курсу одновременно 24-мя глубинными бомбами, покрывая сразу большую площадь.

Стоит упомянуть также и минные заграждения различных видов. И, наконец, стали создавать противолодочные рубежи из минных и боновых заграждений, береговых акустических станций, индикаторных петель и противолодочных сетей.

Позволю себе сделать небольшое отвлечение в виде экскурса в более недавнее прошлое. Уроки истории всегда, если не полезны, то, по крайней мере, любопытны.
В 1971 году адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков завершил свой труд «Морская мощь государства».

Книгу эту, а также его статьи в «Морском Сборнике» из цикла «Военно-морские флоты в войнах и в мирное время» перевели и издали в девяти ведущих морских странах на семи языках. Их комментировали видные зарубежные адмиралы, занимавшие высшие посты в военно-морских силах.

Военно-Морской флот СССР в те годы достиг высшей точки своего расцвета. Тогда можно было вести переговоры, как равные партнёры, со своими идеологическими противниками. Шла холодная война двух идеологий. И главком ВМФ исходил из того, что рано или поздно, она станет горячей. Поэтому он назвал в книге все вещи своими именами.

К нашему счастью горячей войны не случилось. Чем окончилась холодная война, мы все знаем. Поражение в холодной войне и распад Советского Союза убедил, как тогда казалось, всех, что побеждают, как в холодной, так и в горячей войне, те страны, у которых более мощная экономика, какие бы талантливые флотоводцы и полководцы не были у противоположной стороны.

Вот почему мне кажется странной воинственная риторика отечественных ТВ и изданий, похвальба достижениями в военной области, которыми заполнен интернет. В области идеологии у нашей страны нет противников, мы теперь влились в ряды капиталистических стран, стали такими же, как те, кого не так давно клеймили самыми последними словами.

Казалось бы, вот оно, время, чтобы заняться повышением благосостоянием своего населения, развитием промышленности, которая прежде развивалась так однобоко с военным уклоном.

Раньше, у нас был идеологический враг, поэтому воинственная риторика была уместна. Но сейчас, когда мы знаем убогое состояние своей промышленности, демонстративный поход остатков когда-то мощного советского флота в Средиземное море вызывал сострадание. Это, как если бы пожилая дама появилась на танцах среди молодёжи.

Ну, ладно, как заметил один человек в глубокой древности: «Dixi et animam levavi»  (я сказал и душу облегчил). Учёностью блеснул, можно и вернуться к своей теме.

Англия и США на первом этапе войны в Атлантике оказались не готовы отразить атаки немецких подводных лодок, но быстро опомнились и принялись создавать мощную противолодочную оборону. Учиться способам борьбы с подводными лодками пришлось уже в ходе боевых действий.

Но до этого союзники успели понести огромные потери. С 1939 по 1942 годы немецкие подводники потопили 3549 судов общим тоннажем 15186 000 тонн. 

Больше всего они потопили судов в 1942 году – 1245, общим тоннажем 6 516 000 тонн. Это примерно 80 процентов всего торгового тоннажа. Не забудем, что на каждом потопленном судне были моряки.

Не спала и германская промышленность. В середине 1942 года в составе немецкого подводного флота уже насчитывалось 305 подводных лодок.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/16/1271