Писатель - инженер человеческих душ

Мириам Лакриме
Со словом «писатель» человек знакомится еще будучи совсем маленьким, даже еще не понимая его значения. Это происходит, когда в его жизнь приходит Книга.
Безусловно, самыми первыми друзьями ребенка в мире литературы становятся произведения, которые традиционно считаются народными. Это и сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя» и многие другие), и скороговорки, и считалки… Все те легко запоминающиеся строки, в которых заложена многовековая мудрость русского народа.
Немного позже малыша знакомят с первыми авторскими произведениями. Вспоминаются сразу сказки величайшего поэта России: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» … Сказки Пушкина дают ребенку первое представление о добре и зле, о предательстве и дружбе, о жадности и щедрости. Они заставляют маленького человека мыслить, рассуждать о несправедливости, с которой порой приходится сталкиваться на жизненном пути, и, следуя за мудрой мыслью автора, дети делают первые выводы о том, что правильно, а что нет, что принесет пользу, а что огорчит близких.
Но не только Александр Пушкин участвует в формировании характера ребенка, тут стоит отметить и других детских авторов, книги которых лежат на наших полках до сих пор, напоминая ту волшебную пору, когда мы верили в чудеса, когда книги (а соответственно, и писатели!) потихоньку, ненавязчиво и незаметно вносили в наши души свой неоценимый вклад – первые шестеренки будущего механизма. Это и Агния Барто, и Корней Чуковский, и Самуил Маршак, и Николай Носов…
Все эти писатели в различных формах (сказка, рассказ, стихотворение) прививают ребенку мысль о том, что добро всегда восторжествует над злом, что зло неизбежно будет наказано или, в идеале, темные персонажи перейдут на сторону света. Эти произведения становятся главными помощниками родителей в процессе начального, дошкольного, воспитания.
Когда основы заложены, когда создана твердая почва для дальнейшего развития, ребенок идет в школу. В этот период многие родители сталкиваются с огромной трудностью – с нежеланием ребенка читать. Тут очень важно не объяснять, не заставлять, - ведь на малыша вряд ли произведут впечатление многочасовые лекции о пользе чтения для его будущего образования или даже карьеры, - а попасть на «нужную» книгу – ту самую, к которой у ребенка сами потянутся руки. Для меня такой книгой (правда, задолго до первого класса) стало произведение Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Сначала мне его читала мама, а потом, увидев мою заинтересованность, она стала уклоняться от чтения вслух: мол, занята, не могу, чуть позже и… (волшебные слова!) почитай сама. Вот тут-то я стала усердно заниматься с букварем, корпела над упрямыми тридцатью тремя буквами, которые позже открыли для меня путь в огромную и великую страну - Литературу.
В начальной школе механизм души человека все усложняется. Увеличивается количество затрагиваемых тем, расширяется диапазон эмоций… Уже с первого класса дети читают произведения Льва Толстого («Лев и собачка», например), Михаила Зощенко и других авторов. Тут впервые может возникнуть резонанс: не все произведения, подобно прочитанным ранее, имеют счастливый конец, иногда зло остается ненаказанным, а слабый – незащищенным. Многое зависит, конечно, от учителя, который должен объяснить, что такие ситуации вовсе не должны говорить о безнадежности и несправедливости мира и что именно эти книги показывают необходимость борьбы со злом каждого человека в частности! Автор лишь готовит неокрепший детский разум к тернистым участкам жизненного пути.
Помимо психологических аспектов, нельзя не отметить тот факт, что изучаемые произведения помогают разнообразить лексикон ребенка, закладывают основы красивой и грамотной речи и, что самое главное, прививают любовь к родному языку, показывают все его многообразие.
Так, к средней школе читающие (именно читающие, потому что, к сожалению, не всем удается привить любовь к сему занятию) дети находятся примерно на одном уровне: у них развиты элементарные представления о нравственности и жизненных ценностях, дети умеют грамотно излагать свои мысли устно и на письме.
И вот только теперь начитается основная работа авторов над уникальностью и эксклюзивностью своих «творений». Творениями я называю человеческие души. Если до сих пор все читали примерно одинаковую (или хотя бы близкую по смыслу) литературу, то с момента вступления в подростковый возраст начинается всевозможное смешение жанров, стилей и направлений литературы в головах ребят. Конечно же, остается базис в виде школьной программы, но помимо него у детей начинает формироваться свой собственный литературный вкус.
В силу каких-то велений свыше в руки попадает то или иное произведение, которое вдохновляет на тяжелую, многочасовую мыслительную деятельность, которое заставляет переосмыслить сложившиеся ранее стереотипы и принципы… В такой момент идет первый «бой» человека (личности!) с самим собой. В результате этого «боя» возможны три исхода: полное отторжение литературы, чтение всего подряд без разбору и выборочное чтение.
Первый тип молодых читателей требует рассмотрения с точки зрения психологии, чем я не хочу заниматься в данном эссе, а второй тип рано или поздно, пресытившись всепоглощающим чтением, придет-таки к последнему типу. Я буду говорить лишь о последнем типе ребят, которые определились с тем, что именно они хотят получать от чтения.
Безусловно, тот вид литературы, который выберет для себя на этом этапе человек, будет моделировать механизм его души в дальнейшем, он наложит свои характерные особенности на отношения с людьми и с самим собой. Литература способна создать в человеке «стержень», который не позволит ему – человеку – сломаться под влиянием внешних условий, а также она способна вырастить Человека в широком смысле этого слова.
Тут все зависит, во-первых, от автора, а, во-вторых, от читателя. Приведу пример из собственного школьного опыта. Читая «Преступление и наказание», я испытывала уважение и сочувствие к Соне Мармеладовой, как и большинство моих сверстников, однако на уроке один мальчик заявил, что люди, зарабатывающие на жизнь подобно Соне, достойны лишь порицания и презрения. То, что вкладывал Федор Михайлович Достоевский в этот персонаж, осталось непонятым моим одноклассником. Почему? Потому что, вернусь к своей мысли, многое зависит от того, КТО читает и КАК читает. Казалось бы, всемирно признанный классик, а обыкновенный мальчик не понял его идеи. Чья вина? Писателя?
Когда мы доходим до таких монолитных творений, как «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова, мы должны уже уметь рассуждать и обосновывать свое мнение относительно прочитанного. Мы ведем незримый диалог с автором, мы можем с ним не соглашаться, спорить, но во всяком случае уважать его, понимать его идею правильно. Именно этот процесс и заставляет созданный ранее механизм работать. Работать во благо самого читателя, который учится уже не просто читать, но который делает первые шаги на жизненном пути. Чтобы не спотыкаться на этом пути, нам и даются такие серьезные произведения в школьной программе.
Литература, которую мы выбираем помимо школьной программы, как бы шлифует уже сформированную машину. И, как ни странно, многое зависит именно от этой шлифовки. Можно изучать перечисленную выше классику в школе, а, приходя домой, хвататься за «Пятьдесят оттенков серого». Что же тогда станет с этим «механизмом» в жизни? Все, что закладывалось от рождения, может быть просто разрушено бестолковостью и пошлостью внеклассного чтения. А есть ведь произведения, которые не помещены в школьную программу только из-за нехватки времени! Это и «Анна Каренина», которую проходят лишь в обзоре, это замечательные произведения Гончарова «Обыкновенная история» и «Обрыв», это «Поднятая целина» Шолохова, это великие творения зарубежных классиков: Виктора Гюго, Эриха Марии Ремарка, Рэя Брэдбери, это произведения современных авторов, заслуживающие внимания и уважения: Джоан Ролинг, Клайв Льюис… В общем произведения, направленные на саморазвитие, самовоспитание. Книги, способные лишать сна и покоя, побуждающие делать этот мир лучше, чище, добрее.
В завершение хочется добавить кое-что о жанре, с которого я, собственно, начала – о сказках. Человек начинает свое знакомство с литературой со сказок и рано или поздно становится достаточно взрослым, чтобы снова прочитать сказки. Это неточная цитата автора прекрасной серии книг «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Недавно я убедилась в верности этого высказывания. Я смогла заметить в сказках мудрость, которая не лежит на поверхности, но которая однозначно закладывалась туда искусным «инженером человеческих душ». Если «взрослые» авторы прямо высказывают свою мысль, устами героев или просто в тексте, то сказочник прячет эту мысль в «легкоусвояемой» детьми форме: при помощи аллегорий, олицетворений, эпитетов, метафор, гипербол и литот, писатель закладывает нерушимые основы души Человека.
Я думаю, что, когда механизм уже готов к действию (у каждого человека это случается в разное время: у кого-то в семнадцать лет, у кого-то в глубокой старости, а у кого-то не случается никогда), человек должен снова прийти к сказкам, дабы добавить последнюю деталь в хорошо отлаженную машину.
Писатель – это инженер человеческих душ. Думаю, мне удалось это доказать в своем эссе. Я считаю, что каждый писатель берет на себя огромную ответственность за то, чему он будет учить в своих произведениях, как грамотный инженер берет на себя ответственность за исправность созданного им механизма.