О дороге на Телецкое озеро

Алифтина Павловна Попова
      
    Лето 2011 года выдалось для нас с мужем очень напряжённым. Юра достраивал на дачном участке  новую баню, я выращивала овощи,  и чтобы не скучно было,  мы чередовали дачные работы с путешествиями по стране. Нам удалось  добраться  автомобилем до Юга Красноярского края, познакомились с природой и местом расположения курорта «Озеро Учум».  Побывали  у родных в Бийске, потом поехали в Республику Алтай,  посмотрели места, которые воспел наш земляк-писатель, Владимир Алексеевич Чивилихин. Мы жили в посёлке Артыбаш. Он расположен на берегу Телецкого озера. Отдыхали  в столице Кедрограда – в посёлке Иогач, расположенном на берегу речки с одноимённым названием. Путешествовали на экскурсионно-прогулочном катере по Телецкому озеру, шли по экотропе к водопаду Кобру.
 
Путешествие на Телецкое озеро мы запланировали за год вперёд,  после того как уже съездили на озеро Байкал. В конце июля мы осуществили  свою мечту. Рано утром отправились в путь. Расстояние от Мариинска до Кемерово преодолели быстро. Дорога-то у нас самая лучшая в стране, благодаря губернатору Аману Гумировичу  Тулееву, который держит на контроле работу дорожных работников.  Уже за городом начинаются поля, засеянные пшеницей. Они тянутся многие километры по обеим сторонам дороги.
 
В этот раз мы ехали мимо них  спокойно на Алтай,  в отличие от прошлого года. Тогда проводилась на полях уборка урожая. После того как машины  проезжали от комбайнов по дороге,  на обочине оставалось много просыпанного зерна. Утром птицы стаями летали у дороги или клевали зерно прямо с асфальта  – было время их завтрака.  Они дружно взлетали вверх при появлении машины, разлетались в стороны, а отдельные бросались агрессивно навстречу и попадали в лобовое стекло. И это затрудняло движение нашего автомобиля – не давить же их колёсами!  В эту поездку уборочная страда ещё не началась, птиц не было видно.

  После Кемерово мы попали в молочную полосу густого тумана. Видимости  – никакой. Никто никого не обгонял, все водители снижали скорость. Такого белого тумана я никогда не видела!  Свернули с дороги. Зачем рисковать?  Отдыхали, пока туман не рассеялся, потом продолжили своё путешествие. Перед городом Белово надо было бы свернуть у поворота на  дорогу, что шла в сторону Барнаула. Там в последние годы проложили, благодаря А. Г. Тулееву, хорошую дорогу, которая сократила путь  более чем на сто километров между Кузбассом и Алтаем.  Мы ехали по ней в прошлом году, но в этот раз  проскочили этот поворот, поехали по направлению Новокузнецка, о чём позднее сожалели очень.
 
В самом Новокузнецке плутали по разбитой дороге. Её ремонтировали дорожные рабочие. А за городом асфальт был хороший. Так докатили мы до  посёлка Кузедеево, свернули у поворота  в сторону Бийска. Насторожило то, что не было видно какого либо движения. Изредка попадалась встречная грузовая машина. Оказалось, что автомобильная дорога от Кузедеева до Бийска совсем была не пригодна для машин с низкой посадкой. Мало нам попадалось на этой дороге и грузовых автомобилей. Много часов  мы потратили мы, пробираясь на малой скорости  по разбитому асфальту дорог Алтайского края.  А расстояние-то было приличное.

   Вспоминали с мужем, как двадцать три года тому назад мы ехали здесь  по грунтовой просёлочной дороге. Тогда у нас был  «Москвич». В одном месте проехали по мосту всего лишь по двум доскам.   Он высоко возвышался над речкой. А после дождя они были мокрые и скользкие. Опасно было ехать. Я вышла из машины и прошла мост пешком, а муж медленно ехал на машине вперёд. Это стало примером для водителя, который стоял на обочине дороги у автобуса ПАЗ. Шофёр, вероятно,  не рискнул по нему ехать дальше. Однако  после нас он тоже проехал по  доскам.
 
Встречался ещё один мост через ручей,  рядом с селом Пуштулим. Огорчило то, что этот мост  был разобран полностью, бригада рабочих проводила ремонт моста. Сказали, что будут ремонтировать и на следующий день. На дороге скопилась вереница грузовых автомобилей, подъехали и мы с мужем. Некоторые шофера грузовиков свернули с дороги и поехали в объезд по склону горы, по траве. Дороги там не было, но они видно знали это место, так что отважились ехать по бездорожью.   На встречной полосе дороги тоже были видны машины на горке, за ручьём. Какой-то смельчак  со встречной полосы попытался  грузовик перегнать через ручей,  ехал, оставляя глубокую колею. И это у него получилось.

Юра выехал на проложенный след, но так как  по ширине не совпадали, он рулил так, что одно колесо «Москвича» катило по следу грузовика, а другое  –  посередине между колёсным пространством. Наша машина медленно продвигалась вперёд чуть ли не на боку. Сложность была в том, что муж вёл в тот раз машину со сломанной рукой, она была загипсована.  Потихоньку, боком, боком, мы   миновали  ручей и выехали на горку, под восхищённые взгляды шоферов, стоявших на берегу, наблюдавших за нашим продвижением.

 Движение через ручей было, таким образом, открыто. Шофера вдруг оживились, ринулись в кабины и, пропуская друг друга, то с одной стороны, то с другой стороны ручья, по очереди продолжили свой путь. Я спросила мужа: ¬ «Как ты не боялся застрять в ручье?»  Он ответил:  «Столько мужиков стояло на горе! Если бы я застрял, то они помогли бы мне вытащить машину». И это было двадцать три года тому назад.

Теперь же мы ехали на иномарке ХОНДА ЦИВИК ФЕРИО. Асфальт был разбитый, но мосты все были исправны.  Путь мы проделали от Бийска до Горно-Алтайска по довольно приличной дороге, так как ехали по Чуйскому тракту. Эти места были нам знакомы. Страшно было ехать от Горно-Алтайска  до Артыбаша, так как  слева возвышались высокие горы.  Узкая горная дорога, проложенная  между гор,  чередовалась спусками и подъёмами, и здесь было очень много поворотов. В этих местах она ещё больше сужалась, тем самым создавала опасные ситуации. Но ведь и автомобильное движение на этом участке было очень сильное. Редкие населённые пункты встречались по обеим сторонам дороги. Места были безлюдные. С правой стороны  несла свои воды красавица Бия  –  единственная река, которая вытекает из Телецкого озера. За последним поворотом показалось село Артыбаш. Мост соединяет с селом Иогач (Кедроград), расположен населённый пункт на правом берегу. Под мостом хорошо виден исток реки Бия. Протекая по земле Республика Алтай, а ниже города Бийска, а это уже Алтайский край, Бия соединяется с рекой Катунь, образуется река Обь.

На фото слева село Артыбаш, Телецкое озеро, село Иогач справа, исток Бии.

                Продолжение следует ...