4

Кирилл Бусидов
4
допустим, пьеса

Действующие лица:
X
Y
Z
M












Зрители сидят в кругу. Посередине площадки – стол, вокруг него четыре кресла. X появляется за спинами у зрителей, протискивается внутрь круга.
X: Простите. Извините. Разрешите.
Он подходит к столу, осматривается и медленно садится за одно из кресел. Пауза.
X смотрит на часы и откидывается в кресле, чтобы заснуть.
С другого края площадки появляется M. Она медленно подходит к столу и садится в кресло рядом с X.
M: Извините…
X открывается глаза.
M: Вы не подскажите, который час?
X качает головой. Небольшая пауза.
M: Но у вас же часы на руке.
X: Они встали.
M: Ясно, спасибо.
X: Не за что.
Пауза.
X снова откидывается назад, чтобы заснуть. M следует его примеру. Через некоторое время X открывает глаза и видит закрытые глаза M. Он снова откидывается и через мгновение снова открывает глаза. Смотрит на неё некоторое время.
M (резко): Что?
X (смутясь): Оу, нет, ничего, я просто… Задумался.
M: Задумались?
X: Да, задумался.
M: О чём?
X: Да так, ни о чём.
M: Ясно.
X: Вы мне кого-то напомнили.
M: Правда?
X: Да, но хоть убей, не могу вспомнить.
M: Может быть, вашу мать?
X: Мать? Почему мать?
M: Мужчинам свойственно видеть в потенциальных партнёршах своих матерей. Это называется «Эдипов комплекс».
X: В потенциальных партнёршах?
M: Да, в них.
X: Я ничего такого не… имел в виду…
M: Какого?
X: Какого?
M: Да, какого такого?
X: Ну… Партнёрши и прочее.
M: Я вам не нравлюсь?!
X: Ну, что вы, конечно, нравитесь, то есть не в том смысле, что…
M: Что?
X: Ну, как-то всё быстро.
M: Вы рак?
X: Что?
M: По гороскопу вы рак?
X: Я? Нет, я не верю в гороскопы.
M: Наверняка, рак…
Небольшая пауза.
X: Всё-то вы знаете.
С третьей стороны площадки появляется Y. Он довольно уверенно проходит внутрь круга и садится на кресло рядом с M. Пауза.
Y: Сколько времени?
M: Я не знаю.
X: У меня часы встали.
Y: Плохо. Очень плохо.
M: Вы куда-то опаздываете?
Y: Нет, но я не могу не знать, сколько сейчас времени. Я от этого как-то теряюсь в пространстве.
M: Тогда уж теряетесь во времени.
Y: Точно, теряюсь во времени.
M: Но не в пространстве.
Y: Но не в пространстве.
X: Хотя в пространстве, по-моему, мы тоже потерялись.
Пауза. Y и M смотрят на него.
Y: Что-то я вас не очень понял.
X: Я имею в виду, что мы не можем точно сказать, где мы сейчас находимся. Никто из нас не знает своего точного положения в пространстве, мы только воспринимаем то, что нам передают наши органы чувств: то, что видят глаза, то, что слышат уши. Но не более того. Но ведь далеко не факт, что то, что нам передают глаза или пальцы – реально.
Пауза.
Y: Я могу точно сказать, где я нахожусь.
M: Я тоже могу точно сказать, где я нахожусь.
Y (M): Что это он такое сейчас говорил, мол, мы не можем сказать, где мы?
M (Y): Не знаю, не поняла.
Y (X): Дружище, ты давай прекращай это, эту болтовню, так недолго и с катушек съехать.
M (Y, полушёпотом): На самом деле, этот паренёк действительно очень странный. Он даже не заметил, насколько я привлекательна.
Y: Что-о?!
X: Я заметил.
Y: Парень, у тебя вообще глаза есть?!
X: Да я заметил, заметил я!
M: Он сказал, что даже не рассматривает меня, как партнёршу.
X: Да не говорил я такого!
Y: Что?? Так, паренёк, ты выбирал бы выражения, а то рискуешь попасть в неловкое положение.
M: Вы поэт?
Y: Я? Конечно.
M: Я надеюсь, хотя бы вы находите меня привлекательной?
Y: Мадам…
M: Мадемуазель.
Y: Госпожа. Я б этот мир сложил к вашим ногам.
M: Спасибо. Ну, хотя бы один достойный мужчина за этим столом.
X: Послушайте, я ведь ничего неприятного вам не хотел сказать, я даже…
M: Но сказали.
X: …я даже, более того, с удовольствием сделал бы вам комплимент. Просто я не силён в комплиментах.
Y: Паренёк, ты уже сделал всё, что мог, просто сиди спокойно, чтобы не стало ещё хуже.
M: Почему же, пусть говорит. Говорите.
X: Что?
M: Как что? Комплименты.
X: Комплименты?.
Y за спиной M качает головой в знак X.
X: Ну, у вас… Красивые глаза.
Y: Банально!
M: Продолжайте.
X: У вас тонкое и гибкое…тело.
Y: Пошлость! Фальш!
M (Y): Вы так считаете?
Y: Меня вы знаете.
M (хохочет): Какой вы. Стихоплёт. (X) Ещё.
X: Я видел Вас в своих снах.
Пауза.
X (смотря в пол): Каждую ночь во сне я видел девушку. Она была невыразимо прекрасна, я не могу описать этого словами. Мы были с ней одним целым, то есть рядом с ней я как будто становился полным, законченным. И времени не было. И пространства. Были только мы: она и я.
M: Надо же.
Y: Слушай, вот не надо этих подробностей, мы не идиоты и прекрасно понимаем, чем вы там во снах занимались. Не нужно нам тут раскрывать свои сексистские наклонности. (M) Это грязно.
M: Разве?
X: При чём здесь сексизм?
Y: Чего?
X: Вы, видимо, не знаете, что такое сексизм.
Y: Может, я не знаю, что такое сексизм, но зато я точно знаю, что если ты будешь продолжать в том же духе, добром это для тебя не кончится, ясно?
X: Ясно.
M: Продолжай.
X: Что?
M: Продолжай в том же духе.
Пауза.
X: Да я вроде бы всё сказал.
M: Какой я была? Там, в твоих снах?
X: Ну, вы выглядели так же, как сейчас.
Y: Ага, только без одежды.
X: В лёгком ситцевом платье.
M: У меня есть ситцевое платье! Синее.
X: В моем сне вы были в зелёном.
M: Это мой любимый цвет.
X: Знаю.
Y: Так, ладно, пойдём поговорим.
Пауза.
X: Поговорим?
Y: Да, пойдём выйдем поговорим.
X: Мы можем поговорить и здесь.
M: Да, говорите здесь!
Y: Ты хочешь поговорить здесь?
X: Да.
Y (M): Ты хочешь, чтобы мы поговорили здесь?
M (весело): Да!
Y: Хорошо, мы поговорим здесь.
Он бросается через стол к X, хватает его за ворот и даёт ему несколько пощёчин.
M (кричит): Вы что, вы что, одурели, не надо, перестаньте!
Y: Вот… Так… Давай… Поговорим… Здесь….
M (кричит): Прекрати!!! Прекрати, слышишь?!! Прекрати сейчас же.
Y перестаёт бить X по щеке, но ворот не отпускает.
Y: Поговорили?!
X поворачивается к Y второй щекой.
M: Отпусти его. Быстро.
Y медленно отпускает его и садится обратно.
M (X): Господи, как ты? У тебя кровь.
Она достаёт платок и вытирает кровь с лица X.
M (Y): Ты просто больная зверюга!
Y: А ты просто стерва!
M: Иди ты!
Y: Сама иди! Идите вы оба!
M (X): Как ты? Тебе больно?
X: Нет. Мне приятно, что ты вытираешь мне кровь своим платком.
M: Это носовой платок.
X: Ну и что…
M: Я в него сморкалась.
X: Фу, бля. Шучу.
M (улыбаясь): Ты такой… Такой хороший.
Она склоняется над ним и аккуратно целует его в угол губ.
Y: Да вы чего?! Совсем оборзели?!!
M: Чё тебе надо от нас?
Y: На моих глазах!!
M: Можешь отвернуться.
Y: Да ты же просто… Ты просто… У тебя вообще души нет!
M: Верно. Для тебя нет.
Y: Охренеть…
X (M): Ладно, не нужно. Ему, действительно, неприятно смотреть на нас.
M: Что?
X: Его сердце разбито. Ему больно смотреть, как ты целуешь меня. Садись.
M: Он только что избил тебя, и ты жалеешь его?!
X: Ну да.
M: Это не по-мужски.
X: Не думаю.
M: Да ты же просто… Такой великодушный.
Y накрывает ладонью глаза.
X: Нет.
M: С ума сойти.
X: Перестань.
M: Я таких, как ты, не встречала.
Y: Меня сейчас вырвет…
M (троегает его): Ты точно существуешь? Ты настоящий?
Y: Мне плохо!
X (с улыбкой): Существую, существую, успокойся, пожалуйста.
M: Хорошо, ладно. Как скажешь. Сделаю всё, как ты скажешь.
Пауза.
С четвёртой стороны площадки появляется Z. Он устало проходит к своему креслу и плюхается в него. Небольшая пауза. Все сморят на Z.
Z (Y): Вы не подскажете, сколько…
Y (резко): Нет! У нас нет часов!
Z: Ясно, ясно, чего орать-то. Что это с ним?
M: Он немного расстроен.
Z: Ясно.
Y: Я не немного расстроен, я очень сильно расстроен, нет, я даже больше, чем расстроен, я просто в ярости!
Z: Почему?
Y: Почему? (M) Давай, расскажи ему. (X) Или ты.
M: Прекрати, будь мужчиной.
Y: Будь мужчиной?! По-моему, я и был тут единственным мужчиной, но это не помешало тебе на моих глазах поцеловать этого прямо в губы!
M: Я не целовала его в губы. Я целовала его в уголок губ.
Y: А, ну тогда извините!!
M: Я что-то вообще не понимаю, с чего это ты решил, что ты имеешь на меня какое-то право?
Z (X): Братишка, у тебя кровь идёт.
X: Да, я знаю.
Z: Ты лучше запрокинь голову назад, так она скорей остановится.
X запрокидывает голову назад.
Пока X не видит, Z начинает показывать что-то знаками Y и M. Он тычет пальцем на X, потом на них и крутит пальцем у виска.
X (опуская голову): Похоже, остановилась.
Z: Значит, ребята, у вас тут любовный треугольник.
Пауза.
Z: Что же вы замолчали? Воды в рот набрали?
M: Да, треугольник. Образовался.
X: О, нет, снова пошла…
Он снова запрокидывает голову. Z продолжает своё немое объяснение. Он указывает пальцем на Y и на M, а затем проводит большим пальцем по шее. Затем на X и возводит руки к небу. Y и M не понимают.
X (опуская голову): Фух, вроде всё, надеюсь больше не польёт.
Z: Да, любовный треугольник – вещь опасная, ребята. Последствия бывают необратимыми.
X: Ну, ничего, думаю, мы все здесь достаточно умные люди, чтобы не доводить до крайностей.
Z (улыбаясь): Надеюсь. Хотя по твоему лицу так не скажешь.
X: Это было сгоряча, да и к тому же, в некоторой степени, я сам виноват. (Y) Это же было сгоряча, да?
Y, не понимая, в чём дело, смотрит то на X, то на Z. Z аккуратно подсказывает ему, кивая.
Y: Ни хера не сгоряча.
Z (резко): Вы, ребята, все тут, по-моему, немного на взводе. Засиделись, перегрелись, да? Как насчёт какой-нибудь разрядки? Игры, например, или чего-то в этом роде?
M: Я за! Я знаю очень интересную игру. Как раз на нас троих.
Z: Нет-нет, давайте не будем раскалывать и без того расколотый коллектив и сыграем в игру вчетвером. Слушайте правила, они очень простые. В России это называется «Рулетка». (Достаёт револьвер) Патроны холостые, не переживайте. В барабане шесть камор. Мы берём патрон и вставляем его только в одну. Вращаем барабан. (Вращает и защёлкивает барабан). После чего раскручиваем револьвер по середине стола, и на кого укажет дуло, тот и должен…
Z раскручивает револьвер, который указывает на него самого.
Z: Вот, мне повезло.
Он берёт револьвер, приставляет к виску и спускает курок.
Z: Вот и всё. Ну, как вам?
M: Классно, это классно! Мне нравится. Давайте играть.
Z: Да, и ещё после каждого раунда мы повышаем количество заряженных в барабан патронов на один.
Y: Вот этих патронов?
Z: Да, именно этих.
M: Готова поспорить на свою невинность, что ты, крутой мальчик, дрожишь сейчас внутри, как трусливое говно.
X: Не надо, ну, что ты.
Y: Я сыграю.
Z (X): Вы?
X: Можно.
Z: Отлично, тогда я заряжаю первый патрон.
Он заряжает патрон в барабан, раскручивает револьвер посередине стола, револьвер указывает на M.
M: Ой, мамочки.
Z: Ваш ход.
M одной рукой берёт пистолет, другой – берет за руку X.
M: Немножко страшно всё-таки.
Она медленно подносит пистолет к виску, зажмуривается и нажимает на курок.
Z (апплодируя): Браво! Пример женского мужества.
Y: Или глупости.
M: Невероятно! Ха-ха-ха. Это такие эмоции!
Z: Да-да-да. Освежает, согласитесь?
M: Я чувствую себя обновлённой!
Z: Считайте, что вы сегодня заново родились.
Y: Патроны же холостые.
Z: То есть?
Y: Вы сказали, что патроны холостые.
Z: И что?
Y: Получается, она ничем не рисковала.
Z: К чему вы клоните?
Y: Ни к чему. Просто вы сказали, что она заново родилась, а она даже ничем не рисковала, потому что патроны холостые.
Z: Хотите, я вставлю настоящие?
Y: Да нет, я ничего такого не имел в виду, просто...
Z: Просто что?
Y: Ничего. Давайте дальше.
Z: Давайте. И не нужно меня поправлять. (M) Подайте мне, пожалуйста, револьвер.
M передаёт ему револьвер, он выбрасывает старый патрон и вставляет два новых, глядя на Y.
Z (M): Так как вы выиграли, вращать вам.
M вращает револьвер, который указывает на Y. Пауза.
Z: Ну? Смелее.
Y медленно берёт со стола пистолет. Небольшая пауза. Он направляет пистолет на X.
Z: Ой, ой, ой, нет-нет-нет, это против правил, так не пойдёт, уберите немедленно, так нельзя.
Y: Нельзя? Почему нельзя? Патроны же холостые.
Z: Ну, и что, вы просто нарушаете правила игры. (X) Не волнуйтесь, только не волнуйтесь, ради Бога, сейчас я всё улажу.
X: Да я и не волнуюсь.
Y: Не волнуешься, да?
X: Да.
Z: Молодой человек, будьте благоразумны, прошу Вас, на вашем месте я бы очень подумал на тем, чтобы как можно скорее остановиться и опустить сраный револьвер!!!
Y: Вы, ребята, здесь все – мутные какие-то. Ты, дядя, вообще со своими играми самый странный.
M (Z): Да чего вы так переживаете, патроны же всё равно холостые, пусть стреляет, если ему неймётся.
Z: Пусть стреляет?
M: Конечно. Ну, если человек трус, да ещё и кретин к тому же, что ж с него взять.
Y направляет дуло пистолета на M.
Z: Фух.
Y: Как у тебя только совести хватает.
M: Как у тебя только размерчика яичек хватает.
Пауза. Y направляет дуло пистолета себе в висок и нажимает на курок.
Z: Два патрона.
Y нажимает на курок ещё раз. Пауза.
Z: Везунчик.
Он берёт револьвер и выбрасывает два старых патрона. Y смотри на M.
M: Чего?
Y: Нормально?
M: Ничего особенного.
Y: Да? Ну, давай посмотрим дальше.
Z: Готово!
Он кладёт пистолет посередине стола, Y раскручивает его. Пистолет указывает на X. Пауза.
Z: Три патрона. Ваш ход.
X берёт револьвер, приставляет к виску и нажимает на курок.
M (шёпотом): Раз…
X нажимает на курок ещё раз. Выстрел! Кровь брызжет на лицо M, она визжит, X падает лицом в стол, Z вскакивает и трогает пульс на шее у Xа. Y пятится к стенке.
M: Мама-а!
Z: Пульса нет.
Y: Эт-эт-эт-то что?
Z: Это труп! Теперь это труп!
Y: Вы же сказали, там холостые патроны.
Z: То же самое я с удовольствием скажу вам! Смотрите, здесь – четыре гильзы, тогда как я вставлял только три. Три вот эти: раз, два три. А вот эту, которая вставлена отдельно от моих, вставили вы.
Y: Я этого не делал.
Z: Вы это делали и делали очень хитро, и вот прямое тому доказательство – ваш мёртвый товарищ!
M (бросает стулом в Y): Ты, урод, тварь! Трус!
Y: Я не делал этого!
Z: Постойте, постойте, давайте не будем делать поспешных выводов, может быть, он действительно этого не делал и тогда нам стоит выслушать его. Дать ему шанс оправдаться. (Играет с её волосами) Презумпция невиновности.
M смотрит Z в глаза и задерживает на них взгляд. Пауза.
Z: Хороша… Моя девочка. (Разворачиваясь к Y) Так какая же ваша версия?
Y: Моя версия? У меня нет никакой версии. Я этого не делал.
Z: То есть по-вашему это сделал я?
Y: Не знаю.
Z: У неё возможности не было. Получается, вы намекаете на меня.
Y: Точно я знаю только то, что этого не делал.
Z: Подождите. Вы хотите сказать… Ха-ха. Может быть!
Он идёт к мёртвому Xу и шарит по его карманам.
Z: Вот! Так оно и есть!
Он показывает пачку патронов.
Z: Боевые. Самоубийство.
M: Что?
Z: Мне очень жаль.
M: Не понимаю. Почему?
Z: Я уверен, ты не виновата.
M: Я сейчас сойду с ума.
Y: А меня вырвет.
M бьёт его несколько раз ладонью, Y закрывается, она бросает в него патроны.
M: Почему не ты?! Лучше бы ты застрелился!
Z: Перестаньте, думаю на сегодня самоубийств достаточно.
M: Даже не извинился перед ним, даже на это мужества не хватило!
Z: Хотя, если мы выведем из игры и его, то останемся с Вами вдвоём…
M: А ты вообще кто такой?! Эта сраная игра – это была твоя идея!
Z: Я же не знал, что у него окажется пачка боевых патронов.
M: Я вижу по глазам, как ты лжёшь.
Z: А я вижу в твоих только похоть.
M: Ты очень страшный человек.
Z: Ошибаешься.
M отходит к столу и садится возле X, гладит его по простреленной голове.
Z подходит к Y.
Z: Запутался?
Y: Ага.
Z: Жизнь – сложная штука, иногда даже я не понимаю, что к чему.
Y: Даже ты?
Z: Ага.
Y: Ты что, какой-то особенный?
Z: Ну, я считаю себя таким.
Y: Ясно.
Z: Она тебе нравится, да?
Y: Кто?
Z: Задница твоя, кто же ещё. Она, конечно.
Y: Ну, допустим.
Z: Думаешь, это серьезно?
Y: Что?
Z: Нет, ты действительно очень тупой.
Y: Думаю, серьёзно.
Z: Тогда почему ты не действуешь?
Y: А что я могу сделать?
Z: Ну, преграда устранена, так что просто иди и возьми то, что тебе нужно.
Y: Её любимый умер, так нельзя.
Z: В этом мире ничего нельзя. Но побеждает тот, кто не спрашивает разрешения. Разрешения на вход. Подумай над этим.
Он оставляет Y наедине с собой и направляется к M. Она сидит, глядя в пол. Он аккуратно кладёт ей руку на голову, чуть поглаживая. Так они и сидят некоторое время: её рука на простреленной голове X, рука Z – на её голове.
Z: Всё пройдёт.
M: Нет.
Z: Время стирает всё.
M: У нас нет времени.
Z (выдыхая): И то правда.
M: Я таких не встречала.
Z: Да, он единственный.
M: Он не ответил, когда этот его бил.
Z: Как-то не по-мужски.
M: Не думаю.
Z: Да? А что же он сделал?
M: Он подставил вторую щёку. Вот так. (Показывает, как.)
Z: Красиво.
M: Он видел меня в своих снах.
Z: Надо же.
M: Да, и он сказал, что у меня там было гибкое красивое тело.
Z: Ай-ай. На грани фола.
M: Зачем он сделал это?
Z: У меня есть одна версия, но боюсь она вам не понравится.
M: Какая?
Z: Прошу, не принимайте близко к сердцу и не отвергайте сразу. Но мне кажется, он сделал это, потому что хотел, чтобы вы были с… (Указывая на Y) С ним.
M: Что за глупость.
Z: Нет, это не глупость, посудите сами. Я не знаю, что за тараканы там ползали в его голове, но он явно был парнишка не от мира сего. Или не в себе, не знаю. Вполне возможно, что он считал, что вам будет лучше не с ним, а с кем-нибудь другим. С человеком.
M: Ни с кем мне не было бы лучше, ни с кем, ясно?
Z: Ясно. Ясно. Всё понятно. И всё же, мне кажется, тебе стоило бы посмотреть на того, кто находится сейчас не так далеко, кто равен тебе и близок тебе. Да, конечно, он, возможно, не подставил бы щёку. Но его ведь можно будет всему научить. Вода камень точит. И он красив. И самое главное – он его тоже любил.
M: С чего ты взял?
Z: Потому что он всех любил.
M: Это правда. Но то, о чем ты говоришь – предательство.
Z: Нет. Совсем нет. Более того, я уверен, он был бы рад вашему союзу. В конце концов, что ж тебе всю жизнь что ли его оплакивать?
M: Ты говоришь страшные вещи.
Z: Я говорю только то, что ты чувствуешь.
M: Уходи.
Z (достаёт из-за пазухи красное яблоко): Хочешь?
M: Уходи.
Z: Как скажешь. До встречи.
Z кладёт яблоко на стол и уходит. M сидит неподвижно возле мёртвого X. Y смущённо подходит сзади.
Y: Мне жаль.
M: Ложь.
Y: Мне очень жаль.
M: Из-за твоей трусости?
Y: Трусость-то тут при чём?
M: Даже не извинился перед ним. И теперь никогда не извинишься. И нет тебе прощения.
Y: Много на себя берёшь.
M: Да что ты.
Y: Да. Я по-человечески подошёл, мне правда очень жаль, а тебе лишь бы собачиться.
Небольшая пауза.
M: Садись.
Y садится рядом.
M: Проси прощения.
Y (X): Прости меня, пожалуйста, за пощёчины и всю грубость.
M: Надо же.
Y (X): Прости меня за то, что не сказал этого раньше, до того, как ты ушёл.
M: Не ожидала от тебя.
Y: Ещё бы.
M: Значит, считаешь меня стервой?
Y: Я этого не говорил.
M: Говорил.
Y: Потому что ты назвала меня больной зверюгой.
M: Потому что ты так себя и вёл.
Y: Но теперь нет.
M: Да, теперь нет.
Y: Теперь я веду себя иначе.
M: Пока что да.
Y: Тебе это нравится, да?
M: Что?
Y: Смирение.
M: Только искреннее.
Она даёт ему пощёчину. Он поворачивается к ней второй щекой. Пауза.
Она бьёт ему и по второй щеке. Он, сдерживая злость, берёт её за волосы. Она смело смотрит ему в глаза, берёт со стола яблоко и откусывает. Сок льётся с её губ на шею.
Он медленно наклоняется к её шее и проводит языком по следу, который оставила капля. Поцелуй.
Он берёт её на руки и усаживает на стол. Они раздеваются. Откусанное яблоко падает на пол.
После того, как дело переходит к главному, X медленно поднимает простреленную голову. Он продирает глаза и трясёт головой, вытряхивая из уха остатки крови. Влюблённая пара не видит его.
X подбирает яблоко с пола, бесшумно отходит на несколько шагов, разворачивается и швыряет яблоком прямо во влюблённых. Те замирают и медленно оборачиваются на него.
X: И часа не прошло!!
M: Ты?! Как…
X: Одного! Долбаного! Часа! Даже не прошло!
M: Я… Мы…
X: «Я видел вас во сне.» Господи, идиот.
Y: Мы думали, ты…
X: Думали, я умер? Так оно и было! Это, по-вашему, оправдание?
M: Но у тебя ведь…не было…пульса…
X: Чудо, твою мать! Чудеса иногда случаются, слыхала?
Y (M): Ущипни меня.
X: Ущипни его, а потом можешь поцеловать.
M: Если бы я знала.
X: Если бы ты знала, ты бы, конечно, этого не сделала. Но в том-то и вся суть! Не нужно знать! С чего вы вообще взяли, что вам нужно что-то знать? КАК вы можете требовать какого-то знания, если одно маленькое яблочко – и всё! И уже ничего знать не надо.
Y: Я просил у тебя прощения за пощёчины, ты слышал?
X: Уходите.
M: Прости меня.
X: Уходите!
Y: Куда же нам идти?
M: Там ничего нет.
X: Идите и будет земля. И будет над ней солнце и небо. И будете вы в поте лица добывать хлеб свой. И будете в боли рождать детей своих. И будешь ты господствовать над нею.
Y: Прости.
X: Уходите.
M: Прости.
X: Уходите.
Стол начинает трястись от его гнева и свет «коротит». Напуганные Y и M направляются к выходу.
Внезапно Y останавливается.
M (шёпотом): Лучше уйти.
Y разворачивается, уверенно направляется к столу и садится на своё место. X смотрит на него.
Y: Я виноват. Я не уйду. Я понесу наказание. Я подставлю тебе вторую щёку, если надо, забирай мою жизнь. Я знал, что оскверняю твою память, но пошёл на это. Прости меня. Отдаюсь твоей воле.
Пауза.
M подходит к столу и молча садится напротив Y.
X улыбается и садится между ними.
X: Что ж. Может быть, теперь всё будет по-другому.
С одной из сторон площадки появляется Z. Какое-то время он стоит и молча наблюдает. Затем подходит и садится напротив X.
Пауза.
Z: Который час?
X (смотрит на часы): Ноль часов, ноль минут и четыре секунды.
Затемнение.
Конец.