Левая приборная доска Ил-14

Василий Васильевич Ершов
       

        У приборной доски левого пилота есть еще дополнительный левый пульт. На нем расположены манометры всех систем, питающихся от общей гидросистемы, в том числе манометры тормозов и автопилота. Над пультом видна коричневая треугольная рукоятка включения дворника, кстати, тоже гидравлического.
        Основные пилотажно-навигационные приборы точно такие же, как и на Ан-2: тот же авиагоризонт АГК-47Б, те же указатели скорости и высоты, тот же вариометр, те же компаса. Добавился лишь старый добрый «Пионер» или ЭУП – электрический указатель поворота и скольжения. В развороте лопаточка показывает, как быстро самолет разворачивается; а если при этом держать шарик в центре, то по степени ее отклонения можно приблизительно судить о величине крена. Шарик удерживать в центре несложно: он «бегает от ноги» и «идет за штурвалом». Это резервный прибор на случай отказа авиагоризонтов.
       Правее авиагоризонта установлен прибор курсо-глиссадной системы. На посадочной прямой он показывает положение самолета относительно наклонной траектории захода – глиссады: левее-правее и выше-ниже. Если вертикальная стрелка правее центра, значит, я слева, надо подвернуть на пару градусов вправо и дождаться, пока стрелка подойдет к центру. Если горизонтальная стрелка выше, значит, я ниже, надо добавить газу и чуть подтянуть на себя штурвал, контролируя по вариометру уменьшение вертикальной скорости снижения, и держать так, пока стрелка не подползет к центру.
       В правом верхнем углу доски у нас были установлены один над другим два одинаковых циферблата радиокомпасов: на посадке верхний настраивался на ближний привод, а нижний – на дальний. Если при заходе на посадку обе стрелки параллельны, значит, идем в створе полосы. Если их показания чуть разошлись, то место самолета относительно посадочной прямой грубо определялось по верхнему прибору: если его стрелка левее нижней, то идем левее; если она правее нижней – идем правее.
        Здесь же мы видим, что установлен один двухстрелочный прибор. Он меньше по размеру и тесно загружен стрелками, шкалами и индексами, хотя роль его осталась прежней, как у тех двух старых приборов. Пилотировать по нему стало несколько сложнее… зато меньше места занимает.
        Внизу под ним стоит радивысотомер, а еще ниже – два топливомера.

                *****

              Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/14/685