Центральный пульт Ил-14

Василий Васильевич Ершов
      

       Великий и ужасный центральный пульт – сфера активной деятельности бортмеханика.  На нем расположены все органы управления двигателем, кнопки флюгирования винтов, включатели противопожарной системы, управление шасси и закрылками, включение автопилота. Здесь же управление триммированием.
         Два красных грибка – кнопки флюгирования винтв, КФЛ. При отказе двигателя лопасти винта начинают раскручиваться набегающим потоком и создают большое сопротивление; надо немедленно развернуть их по потоку, как флюгер, чтобы пилотам не упираться в педаль, парируя сильное стремление самолета к развороту. Для флюгирования кнопку нажать, для расфлюгирования – вытянуть.
        Под красными колпачками расположены кнопки включения противопожарной системы двигателей. Слева от них два рычага пожарных кранов, перекрывающих подачу топлива.
        В центре пульта тумблеры управления и лампочки нейтрального положения триммирования руля направления и элеронов, точно как на Ан-2. А вот триммирование руля высоты здесь механическое. Слева на пульте вертикально установлено большое колесо – это привод тросового управления триммером руля высоты. Там в квадратном окошке перемещается лимб с цифрами, показывающий величину отклонения; нейтральное положение дублируется лампочкой. Отклонение колеса вперед создает пикирующий момент, вращение на себя создает момент кабрирующий. По величине потребного отклонения триммера для того, чтобы самолет был сбалансирован, можно косвенно судить, какая у самолета центровка: тяжелый у него нос или легкий.
        В центре и по бокам пульта хорошо видны лампы УФО подсвета приборов.
 Все так же, как на Ан-2: приборы ярко светятся фосфоресцирующим светом.
        Соосно с колесом триммера на пульте расположены рычаги управления двигателем. Крайние слева – рычаги насосов непосредственного впрыска. Двигатели здесь уже не карбюраторные, топливо под давленим подается через форсунки прямо в цилиндры. Этими же рычагами останавливают двигатели.
         Два рычага газа. Ход у них очень длинный; пока бортмеханик переведет газы на взлетный режим, двигатели успевают набрать максимальные обороты, и занимает эта операция ну, пару секунд. О такой приемистости на Ан-2 приходилось только мечтать.
         Далее идут рычаги шага винта. В условиях обледенения иногда приходится сбрасывать лед с лопастей, чтобы винты не теряли тягу. Рычаги шага резко переводятся вперед-назад, при этом от возросшей центробежной силы лед срывается с лопастей и молотит по фюзеляжу; там даже специально наклепаны дополнительные листы.
         Рычаги контрятся стопорами, чтобы в полете от вибрации они не отходили.
Искусство бортмеханика – «свести» в полете обороты двигателей так, чтобы они не «гавкали»; для этого нужен музыкальный слух и тонкая работа рычагами шага. Потом надо накрепко законтрить рычаги.
         Идем вниз. Н а задней стенке пульта установлены тумблеры управления заслонками пылефильтров и подогрева воздуха на входе в двигатель, а также  управление юбками капотов и заслонками маслорадиаторов.
         Ниже них расположен красный рычаг аварийного торможения.
Под ним два мощных крана включения автопилота: подача жидкости в автопилот и на рулевые машинки.
         По бокам от этих кранов располагаются два важнейших рычага; слева – уборка и выпуск шасси, справа – выпуск и уборка закрылков.
          Рычаг управления шасси оснащен рядом блокировок, чтобы не убрать случайно шасси на земле. Само управление простое: дернул рычаг – тросик открыл замок и створки, жидкость под давлением пошла в цилиндр. Но прежде чем дернуть тот рычаг, требуется: вынуть морской болт на цепочке, откинуть скобу кольцевой муфты, повернуть муфту в нужную сторону, нажать освободившуюся красную рукоятку защелки и уже затем, крепко подумав, поднять рычаг вверх.  И несмотря на это, бортмеханики убирали шасси на земле несчетное количество раз. Человеку свойственно ошибаться, особенно в запарке.
           Закрылки выпускаются и убираются проще: потянул головку, перевел рычаг на нужную величину, проконтролировал по указателю, отпустил головку.
         По бокам пульта видны два мощных рычага с красными защелками. Это рычаг стояночного тормоза и рычаг стопорения рулей на стоянке. Оба рычага переводятся вверх одновременно: бортмеханик встает, зажимает красные защелки и, приложив всю силу радикулитной спины, тянет рычаги вверх. Командир при этом, обжав носками тормозные гашетки, сучит педалями – ловит положение, когда стопор руля попадет в гнездо. После этого бортмеханик защелки отпускает, а командир аккуратно отпускает тормоза, следя, чтобы самолет не покатился, если вдруг не сработал стояночный. Торжество железной механики налицо.

                *****

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/31/577